Сочинение на тему стихотворение пушкина памятник

11 вариантов

  1. В творчестве Пушкина принято выделять несколько больших тем. Наряду с «философской», «гражданской» и «любовной» лирикой, в нем выделяют тему «поэта и поэзии». К этой теме относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию.
    Одним из таких произведений является стихотворение «Памятник».
    Произведение является вольным переложением стихотворения древнеримского поэта Горация, строки из которого взяты в качестве эпиграфа.
    Обращаться к этому стихотворению и через него изъявлять свою поэтическую программу, свой взгляд на предназначение поэта и поэзии стало своего рода традицией в русской литературе. Первым к стихотворению Горация обратился еще Ломоносов, вслед за ним — Державин.
    Оба поэта — и Ломоносов, и Державин — были классицистами. Обращение Пушкина к тому же источнику вполне может быть объяснено тем, что он хотел наглядно показать, чем отличается его поэзия от поэзии предшествующей эпохи, сформулировать основные принципы своего собственного понимания предназначения поэта и поэзии.
    Основное, что отличает «программу» Пушкина, это высочайший гуманизм, который положен им в основу поэтического творчества. Быть нужным людям, являться выразителем их надежд и чаяний — основное предназначение поэта. Это Пушкин заявляет уже в первых строках стихотворения:
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа…
    Пушкин считает, что поэт должен говорить понятным и доступным для всех языком, причем говорить о вещах, которые близки людям любого сословия, о том, что объединяет людей. Именно в этом смысле следует понимать следующую строфу:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгуз, и друг степей калмык.
    Далее поэт «расшифровывает», чем же именно он привлечет всех этих столь несхожих меж собой людей (сознательно подчеркнуто, что они не просто принадлежат к разным сословиям, но и к разным национальностям).
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    В этой строфе очень кратко и емко выражена сущность гуманистического мировоззрения Пушкина. Искусство должно возвышать человека, пробуждать в нем «чувства добрые». Однако «чувства добрые» и «милость к падшим» возможно только в среде свободных людей — в первую очередь, внутренне свободных. Именно поэтому всегда в поэзии Пушкина был ярко выражен пафос, направленный против внутреннего рабства, рабства души. Рабство же «внешнее» (крепостное право) рассматривалось им в первую очередь как причина, порождающая рабство духовное, лакейство, низость помыслов. В подобной интерпретации крепостное право выглядело еще более отвратительным явлением, фактом «богопротивным», поскольку каждый человек — это образ божий и достоин уважения и права на выбор. «Милость к падшим» — еще одна черта, характерная для гуманистического мировоззрения Пушкина, и в этом он гораздо ближе к христианству в его «чистом» виде, а не в церковном, конфессиональном толковании.
    Заканчивается стихотворение строфой о сущности взаимоотношений поэта и толпы (черни) — тема, также характерная и для остального творчества Пушкина.
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспоривай глупца.
    Поэт должен ставить свое предназначение превыше всего. Он — глас божий, проводник воли Всевышнего на земле. Он наделен особыми способностями видеть, слышать и чувствовать острее и тоньше, чем остальные люди. Подобно тому, как в стихотворении «Пророк» поэт становится посланником Бога, который «глаголом жжет сердца людей», так и здесь — поэт всегда должен помнить о своем истинном призвании и «не размениваться по мелочам». Такое предназначение поэта является, по Пушкину, истинным, и другого предназначения у него не может быть. Именно поэтому Пушкина, по его словам, будут помнить, пока «в подлунном мире жив будет хоть один пиит».
    Итак, стихотворение «Памятник» вполне можно назвать поэтическим завещанием Пушкина, в котором он сформулировал основные принципы своего творчества, в котором дал истинно гуманистическое понимание предназначения поэта и поэзии.

  2. А.С. Пушкин, дабы закрепить итоги своего творчества, создает знаменитое стихотворение «Памятник». В нем он описывает свое творчество, свои стихотворные подвиги, которые имели немаловажную роль в том обществе.
    Похожее стихотворение есть и у Державина – еще одного творца русской поэзии. Но, если сравнивать две работы, они достаточно сильно разнятся смыслом, заложенным в основе стихотворений.
    Каждая строка в «Памятнике» имеет важное значение. Только лишь прочитав первую строку, мы видим, как Александр Сергеевич делает свое творчество народным.
    Его работы – это нерукотворный памятник, который достойней всяких исторических монументов. Его творчество подарило ему бессмертие. Ведь такие прекрасные творения на протяжении многих лет разошлись по всем уголкам стран Советского Союза.
    Его стихотворения были переведены на многие иностранные языки и прочитаны всеми народами тогдашней России.
    Сколько минуло лет, а мы – его наследники, все с таким же пристрастием вчитываемся в такие прекрасные строки.
    В работе «Памятник», Пушкин высказывает основную суть своего творчества. Он наделил его идейным смыслом, тем самым пробуждая в читателях прекрасные, добрые чувства.
    В годы жестоких правлений он говорил о свободе, он побуждал людей к действиям. И своими стихотворениями, он призывал к пощаде, к милости.
    Любыми способами, А.С. Пушкин пытался донести свои мысли до людей, пытался высказать чувства, которые переполняли его душу.
    Жанр данного стихотворения подобен греко-римской оде. Это заметно по тем торжественным высказываниям и выражениям, которые использует автор. Некоторые слова словянизмы в работе «Памятник» побуждают в нас сильные впечатления и создают эмоциональное влияние: велению, главою, тленье, воздвиг.
    Стихотворение «Памятник» – это словно обращение поэта к народу, некая речь, которая утверждает творчество бессмертным.

  3. Стихотворная работа Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» была опубликована и продемонстрирована миру уже после смерти великого поэта. До этого, она хранилась, как черновой вариант, написанный талантливой рукой поэта.
    После гибели Пушкина, рифмованные строки были переданы на обработку и подготовлены к публикации. Теперь же, данное стихотворение входит в грандиозный сборник посмертных работ Александра Сергеевича.
    Некоторые литературные критики сходятся на мнении о том, что Пушкин просто позаимствовал идею создания такой работы, беря пример с Державина, Востокова или Ломоносова. Многие поклонники творчества Пушкина считают, что вдохновение для написания данного стихотворения автор взял из творческой работы Горация. Так как данное стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, никто не может досконально ответить на вопрос о том, что же стало причиной создания такого литературного произведения?
    Некоторые приверженцы творчества Пушкина считали данную работу не корректной, ведь восхвалять свои таланты считалось не приличным занятием. Другая часть почитателей творчества положительно восприняли такую стихотворную речь поэта, в которой он пытался вознести духовные блага над материальными.
    Родные и близкие поэта расценивали данную работу, как эпиграмму, которую автор сочинил для себя самого. Он неоднократно замечал тот факт, что творчество должно вознаграждаться еще и материально. Ведь не смотря на свою известность и свой талант, поэт постоянно жил в долгах, он изо всех сил пытался обеспечить достойный уровень жизни для себя и своей семьи. Однако это с трудом у него получалось!
    Кто-то из литературных критиков считает стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» неким завершением духовного развития автора. Он, словно предчувствовал свою смерть, которая пришла за ним уже через пол года после написания данной работы. Поэт пытался подвести итог своей жизни, он знал, что после него останется отличное творческое наследство, которое станет известным не только на территории России, а и в странах зарубежья.

  4. 1. Значение творчества. Пушкина.
    2. Анализ оды «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
    3. Н. В. Гоголь о Пушкине как о национальном поэте.
    Творчество А. С. Пушкина настолько многомерно и разногообразно, что можно выделить довольно много ключевых тем и мотивов его произведений. Значение творчества поэта очень велико. Критики нередко говорят о нем как о личности, с которой началось русское просвещение. Так, Д. С. Мережковский писал: «Подобно Петру Великому, с которым он чувствовал глубокую связь, Пушкин был не столько совершителем, сколько начинателем русского просвещения. В самых разнообразных областях закладывает он фундаменты будущих зданий, пролагает дороги, рубит просеки. Роман, повесть, лирика, поэма, драма — всюду он из первых или первый, одинокий или единственный». Пушкин не мог не сознавать величие собственного гения, и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — доказательство этому. В своем произведении писатель дает объективную оценку собственному творчеству.
    Начальные строки к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин взял из > оды Горация, тем самым утверждая связь культуры античной с христианской, неразрывность поэтической традиции. Один из основных мотивов оды — свобода как социальный, политический и нравственный идеал поэзии. Вообще понятие «свобода» для Пушкина — основополагающее, и эта тема сквозная в его творчестве.
    Первые же строки стихотворения нам дают возможность понять, что поэт говорит о духовном памятнике самому себе, а не созданном рукотворно:
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.
    К этому памятнику «не зарастет народная тропа», потому что именно духовность стала тем материалом, из которого он был возведен. Поэт сравнивает свой памятник с памятником земной власти Александрийским столпом. И он утверждает, что «глава непокорная» его собственного памятника выше, поскольку его он создан не по воле человека, наделенного земной властью, а по веленью Бога.
    Следующая строфа стихотворения говорит о посмертной славе поэта, о бессмертии поэтическом:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    В этой строфе отмечается перекличка с античной поэтической традицией и религиозными мотивами («душа в заветной лире», «прах», «тленье»). В следующей строфе также продолжается античная тема прославления — поэт говорит о славе «по всей Руси великой»:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгуз, и друг степей калмык.
    Далее Пушкин пишет о своем назначении, которое заключается в служении народу как поэта-гражданина и поэта-христианина («милость к падшим призывал»):
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокой век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Он подчеркивает значение поэта, в «жесткий век» находящего в себе силы и мужество для прославления «Свободы».
    В последней строфе Пушкин возвращается к религиозным мотивам, призывая Музу слушать голос высшего разума, следовать именно этому голосу, не страшась земных трудностей, не требуя награды, не поддаваясь речам льстецов и клеветников:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспаривай глупца.
    Таким образом, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин образно сказал о том, что вечная память в сердцах людей заключается в усвоении людьми сказанного им поэтического слова. В этом стихотворении, написанном в жанре оды поэт соединил воедино с поэзией свободу, судьбу народа, власти и божье провидение.
    Мы не можем не заметить, что в последней строфе поэт употребил будущее время, при этом это будущее не далекое, а скорое. То есть он рассчитывал на то, что ему отпущено Богом еще достаточно времени. К сожалению, Пушкин ушел из жизни в самом расцвете сил, оставив после себя огромное наследие, которым мы, потомки, можем гордиться как величайшей ценностью. Не случайно, великий русский писатель Н. В. Гоголь в 1832 году писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:


  5. Это стихотворение, написанное в 1836 году, явля­ется своеобразным пророчеством А. С. Пушкина. Пушкинское стихотворение близко по теме к оде Го­рация «К Мельпомене», именно оттуда взят эпиграф к стихотворению. Схожие мотивы просматриваются и в стихотворении Г. Р. Державина «Памятник», однако каждый поэт в осмыслении итогов своей творческой деятельности оценивал свои заслуги по-разному.
    Гораций полагал, что достоин славы за то, что хоро­шо писал стихи, Державин — за искренность поэтиче­ского слова и смелую гражданскую позицию. Пуш­кин же гордился тем, что, будучи русским поэтом, су­мел не только оставить след в памяти народной, но и сделать свое творчество достоянием всех народов Рос­сии:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    «Нет, весь я не умру», — в каждом своем стихотво­рении поэт оставляет часть души, и поэтому она бес­смертна, так же, как и его стихи.
    «Нерукотворный памятник» — свою будущую по­смертную славу Пушкин видит только в тесной связи с существованием поэзии, с людьми, которые могут по достоинству оценить труды поэта:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жить будет хоть один пиит.
    Четвертая строфа стихотворения является самой главной по смысловому содержанию. В ней Пушкин говорит о том, что народ, благодарный поэту за истин­ную гуманность его творчества, за то, «что в мой жес­токий век восславил я свободу», не оставит его своей памятью и любовью. Понятно упоминание поэта о «жестоком веке» — веке николаевской реакции, ко­гда за любое свободомыслие полагалась суровая кара. А «милость к падшим призывал»? наверное, здесь вполне уместно вспомнить тщетные попытки поэта помочь осужденным декабристам, добиться у Нико­лая I их освобождения.
    Последняя строфа стихотворения по сложившейся в поэзии того времени традиции стала обращением по­эта к Музе. Муза Пушкина такая же свободолюбивая, как и сам поэт. «Веленью божью будь послушна», то есть, только внутренним устремлениям, голосу прав­ды, вдохновению. Здесь невольно вспоминается пуш­кинская ода «Вольность»:
    Свободу лишь учася славить,
    Стихами жертвуя лишь ей,
    Я не рожден царей забавить
    Стыдливой музою моей.
    Призыв принимать «равнодушно» как «хвалу», так и «клевету», напоминает о том, как труден был творческий путь великого поэта, как часто он был не угоден властям, то подвергавшим его произведения критике, то, вдруг, приближавшим к своим сиятель­ным персонам. Эта тема уже звучала в пушкинской поэзии:
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Говоря о «глупцах», «толпе холодной», Пушкин противопоставлял себя обществу, но в его словах не чувствуется высокомерия, он лишь отстаивает свое право поэта на независимость и беспристрастность, право идти туда, «куда влечет… свободный ум».

  6. Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация “К Мельпомене”, откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ее основные мотивы развивает и Г. Р. Державин в своем стихотворении “Памятник” (1796 г.). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по разному формулировали свои права на бессмертие: Гораций хорошо писал стихи и за это достоин бессмертия; Державин достоин бессмертия за поэтическую искренность и гражданскую смелость.
    В нем Пушкин говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику “не зарастет народная тропа”). Он как бы очерчивает географические границы своей славы, пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
    Тунгус, и друг степей калмык.
    Свой “нерукотворный памятник”, свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с существованием поэзии:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    В “Памятнике” с большой поэтической силой и с ясным осознанием своего права на бессмертие выражены надежды на всенародное признание и всенародную память:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит…
    В четвертой строфе Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества: он утверждает, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что лирой он пробуждал “чувства добрые”. Вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в “жестокий век” было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей. Не случайно здесь же говорится о милосердии “к падшим”, т. е. вероятнее всего о тщетных попытках добиться у Николая I освобождения сосланных в Сибирь декабристов.
    Концовка стихотворения – традиционное обращение поэта к своей музе. Муза должна быть послушна только “веленью божью”, т. е. внутренней совести, голосу правды и следовать собственному высокому предназначению, не обращая внимания на “хвалу и клевету” невежественных глупцов. Здесь, как и в большинстве стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии, звучит тема одиночества поэта среди светской толпы, “черни”. Подобные же мотивы были и в стихотворении “Поэту”(1830 г.):
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Разумеется, говоря о “невеждах” и “глупцах”, Пушкин не был высокомерен, не отделял себя от других людей. Он лишь подчеркивает независимость своих суждений и мнений, свое право поэта идти туда, “куда влечет…свободный ум”, подниматься все к новым и новым высотам творчества.
    И это чувство личного достоинства, гордого самоутверждения и нашло свое великолепное и полное воплощение в торжественно величавых заключительных строках “Памятника”:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.

  7. В своих сочинениях Пушкин постоянно размышлял о предназначении поэта и природе поэтического творения. Через все его творчество прошла мысль о важной роли поэзии в человеческой жизни («К другу стихотворцу», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту»).
    Поэзия понималась Пушкиным как главное условие духовного самоутверждения. Творчество великого русского поэта – постоянная работа над собой, недовольство собой, движение вперед. Пушкин считал себя поэтом и видел в этом труде смысл всей своей жизни.
    Он был убежден, что поэт, живущий в определенное время, преломляет в своем творчестве качества этого времени. История принадлежит поэту, творец всегда над сегодняшним моментом и объективно видит все происходящее. Пушкин не сомневался в своем даре.
    В августе 1836 года он пишет стихотворение, в котором наиболее полно раскрывает свое отношение к роли поэта в истории. Это стихотворение – «Памятник».
    Эпиграфом к стихотворению взята строчка из оды Горация «К Мельпомене» – Exegi monumentum («Я воздвиг памятник»). Эта ода была переведена Ломоносовым, ей подражал Державин в своем стихотворении «Памятник». Она же оказала сильное влияние на пушкинское стихотворение.
    В основе произведения лежит метафора уподобления поэзии памятнику. Именно эту метафору и заимствовали у Горация Пушкин и Державин. Подводя итог своему творчеству, поэт говорит о том, что его «памятник нерукотворный», его поэзия останется и после его смерти: «к нему не зарастет народная тропа». И творец останется жить в своих творениях:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит –
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Пушкин называет свою поэзию «выше…главою непокорной / Александрийского столпа». Александрийский столп – Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади. Известен такой факт из жизни поэта: Пушкин уехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами, “моими товарищами». Причина была, конечно, глубже – Пушкин не желал участвовать в прославлении Александра I.
    Поэзия, по мнению Александра Сергеевича, более значима, чем любая власть на земле. И все народы «Руси великой» назовут Пушкина свои поэтом. Спустя почти два века после написания этого стихотворения можно с уверенностью сказать, что эта мысль была пророческой.
    Четвертая строфа является центральной в смысловом отношении. В ней автор называет самые важные особенности своего творчества. Это своеобразная исповедь поэта о его устремлениях, о задачах, которые он ставил перед своей поэзией:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    В первоначальной редакции эта строфа читалась так:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что звуки новые для песен я обрел,
    Что вслед Радищеву восславил я Свободу
    И милосердие воспел.
    Появление Радищева в первом варианте неслучайно. Пушкин имеет право сказать, что он защищал свободу всю свою жизнь, потому что он много пострадал за свою любовь к правде, за смелость говорить о том, о чем говорить было невозможно: об избавлении от тирании царя.
    Последняя строфа представляет собой обращение к музе. И в ней повторяется тема, развитая в стихотворении «Пророк», – тема божественного происхождения поэтического дара. Муза должна быть послушна не хвале и клевете, не тщеславию («не требуя венца»), но «веленью божию».
    В стихотворении пять строф. Оно написано разностопным пиррихированным ямбом. Рифма перекрестная, с чередованием мужских и женских окончаний.
    Лексика произведения преимущественно высокая, книжная («главою», «вознесся», «тленья», «восславил», «падшим», «дикой»), но есть и нейтральная («памятник», «народная», «чувства»).
    Метафоры, использованные Пушкиным в стихотворении, чрезвычайно богаты. Именно поэтому они стали общеизвестными ( «памятник нерукотворный», «народная тропа», «тленья убежит», « чувства…лирой пробуждал», «не требуя венца»). Поэт использует также эпитеты («жестокий век», «заветной лире»), перифразы («язык», «подлунном мире»), олицетворения («обиды не страшась», «приемли равнодушно»).
    Пушкин предвидел бессмертие своей поэзии. Сегодня нельзя встретить ни одного человека, который бы не знал Пушкина. Это ли не мечта любого поэта: обрести вечную жизнь в сердцах людей?
    Беру!

  8. Хрестоматийное произведение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» относится к позднему периоду творчества А.С. Пушкина. Оно вышло из-под пера в августе 1836 г.. Жизнь поэта в это время обозначилась серьезными трудностями: цензура тщательно проверяла каждое его стихотворение и многие из них не допускала к публикации, критики оставляли негативные отзывы, отношения с супругой тоже ухудшились. Тем не менее, Пушкин продолжал работать, поднимая актуальные проблемы, в том числе и проблему поэта и общества.
    Известно, что автор читал Памятник» на балу, устроенном в честь Нового года. Спустя полгода поэт был убит на дуэли. Рукопись стихотворения была найдена после смерти Александра Сергеевича. Василий Жуковский, которому передали черновик, внес некоторые коррективы в стихи и опубликовал произведение в посмертном сборнике стихотворений А.С. Пушкина.
    Подобные стихотворения-памятники известны в мировой литературе еще со времен Гомера. В отечественной литературе они стали популярными в XVII веке. Наиболее известные «Памятники» Г. Державина, В. Капниста, М. Ломоносова, А. Востокова. Исследователи считают, что А.С. Пушкин перефразировал уже существующие произведения, но их мнения по поводу источника разделились. Большинство литературоведов уверено, что упомянутое стихотворение – подражание Горацию, в творческом наследии которого есть произведение «Exegi monumentum».
    Современники Александра Сергеевича приняли его шедевр прохладно, некоторые – даже с осуждением. Многие считали, что в данном стихотворении автор восхвалял личные заслуги и таланты, имея дерзость поставить себя выше других.
    Совсем иначе считали близкие друзья Пушкина, утверждая, что произведение не иначе, как самоирония, эпиграмма, адресованная самому себе. Эту позицию, например, отстаивал Петр Вяземский. Он говорил, что Пушкин под словосочетанием «памятник нерукотворный» подразумевал не произведение, а свое положение в обществе. Известно, что представители высшего света не очень любили Александра Сергеевича, но талант его признавали.
    Существует и другая гипотеза по поводу истории написания стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Ее можно назвать мистической. Некоторые исследователи жизни и творчества А. С. Пушкина предполагают, что поэт предчувствовал, что скоро отойдет в мир иной. «Памятник» был написан как завещание, адресованное потомкам. Эту версию можно поддерживать, только если отбросить иронический подтекст произведения.
    Очень распространена интересная легенда о том, точная дата смерти была предсказана Пушкину ворожеей. Гадалка, согласно этому преданию, рассказала Александру Сергеевичу и то, что его убийцей станет блондин из высшего света. Верить данной легенде или нет – дело каждого, но она является одним из аргументов в пользу «мистической» гипотезы создания стихотворения.
    История создания «Памятника» А.С. Пушкина до сих пор остается головоломкой для исследователей, неизвестно, сможет ли кто-то разгадать ее.

  9. За год до своей смерти, как бы подводя результат своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение “Памятник”. По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация “Памятник”. У Пушкина, как у Державина, в стихотворении пять строф, написанных по одинаковому плану. Но мысли Пушкина и Державина о своём творчестве, оценка его основного смысла и значения сильно различны.
    Уже в первой строфе Пушкин подчёркивает народность своего творчества.
    Поэт “воздвиг” себе “нерукотворный памятник”, который выше “Александрийского столпа”, т. е. колонны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.
    Далее Пушкин говорит о своём историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов РФ. Это полностью осуществилось в Советском Союзе, когда произведения великого русского поэта, переведённые на многочисленные языки свободных братских народов, проникли во все уголки нащей великой многонациональной страны и сделали имя Пушкина родным и близким всем народностям, её населяющим.
    В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества.
    Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества (“чувства добрые я лирой пробуждал”); во-вторых, своей борьбой за свободу (“в мой зверский век восславил я свободу”, а в варианте этой строки он называл себя последователем революционера Радищева: “вслед Радищеву восславил я свободу”) ; в-третьих, защитой декабристов (“и милость к падшим призывал”).
    В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает её, “обиды не страшась, не требуя венца”, принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать своему призванию.
    Стихотворение, в соответствии с темой, написано в жанре греко-римской оды. В связи с этим и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому содействуют введённые поэтом славянизмы: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык, (т. е. народ), велению и другие. По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на историческое бессмертие.

  10. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник». У Пушкина, как у Державина, в стихотворении пять строф, написанных по одинаковому плану. Но мысли Пушкина и Державина о своём творчестве, оценка его основного смысла и значения глубоко различны.
    Уже в первой строфе Пушкин подчёркивает народность своего творчества.
    Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа», т. е. колонны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.
    Далее Пушкин говорит о своём историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России. Это полностью осуществилось в Советском Союзе, когда произведения великого русского поэта, переведённые на многочисленные языки свободных братских народов, проникли во все уголки нашей великой многонациональной страны и сделали имя Пушкина родным и близким всем народностям, её населяющим.
    В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества.
    Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу», а в варианте этой строки он называл себя последователем революционера Радищева: «вслед Радищеву восславил я свободу») ; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»).
    В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает её, «обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию.
    Стихотворение, в соответствии с темой, написано в жанре греко-римской оды. В связи с этим и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому содействуют введённые поэтом славянизмы: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык, (т. е. народ), велению и другие. По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на историческое бессмертие.

  11. История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.
    Жанр и композиция. По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это Особая разновидность данного жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром эпиграфом к стихотворению Пушкин взял строки из стихотворения древнеримского поэта Горация «К Мельпомене»: Exegi monumentum — «я воздвиг памятник». Гораций является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. Послание «К Мельпомене» он создал в конце своего творческого пути. Мельпомена в древнегреческой мифологии — одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии.. В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного поэтического «памятника» стало устойчивой литературной традицией, В русскую литературу ее ввел еще Ломоносов, который первым перевел послание Горация. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г.Р. Державин, назвав его «Памятник». Именно в нем определились основные жанровые особенности таких поэтических «памятников». Окончательно эта жанровая разновидность сформировалась в пушкинском «Памятнике».
    Вслед за Державиным Пушкин делит свое стихотворение на пять строф, используя сходную форму и размер стиха. Как и державинское, пушкинское стихотворение написано катренами, но с несколько видоизмененным размером. В первых трех строках, как и Державин, Пушкин использует традиционный. одический размер — 6-стопный ямб (александрийский стих), но последняя строка написана 4-стопным ямбом, что делает ее ударной и ставит на ней смысловой акцент.
    Основные темы и идеи. Стихотворение Пушкина является. гимном поэзии. Его главная тема — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время при сходстве внешних форм с державинским стихотворением Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, и выдвинул свою идею смысла творчества и его оценки. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату. Это видно.” уже из первых строчек. «.„К нему не зарастет народная тропа»,. — говорит он о своем литературном «памятнике».. Первая строфа — традиционное утверждение значимости поэтического памятника по сравнению е другими способами увековечить заслуги.. Но Пушкин вводит сюда и тему свободы, которая являете» сквозной в его творчестве, отмечая,, что его «памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».
    Вторая, строфа у всех поэтов., создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии, которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков.: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит». Но в отличие от Державина Пушкин, испытавший в последние годы жизни непонимание и неприятие толпы, делает акцент на том, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах людей,, близких ему по духовному складу, творцов, причем речь идет не только об отечественной литературе, «о и о поэтах всего мира: «И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит».
    Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к поэзии среди самых широких слоев народа, ранее не знакомых с ней, и широкой посмертной славы:
    Слух обо мне пройдет по всей-Руси великой,
    И назовет меня веяк сущий в ней. язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус,, и друг степей калмык.

    Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно- в ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

    В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, возвращаясь к важнейшей проблеме позднего творчества. С точки зрения поэта, «чувства добрые», которые пробуждает в читателях искусство, важнее его эстетических качеств. Эта проблема станет для литературы второй половины XIX века предметом ожесточенных дискуссий между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства. Но для Пушкина очевидна возможность гармонического решения: две последние строки этой строфы возвращают нас к теме свободы, но понятой через призму идеи милосердия. Показательно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов «в мой жестокий век» написал «вслед Радищеву». Не только из-за цензурных соображений поэт отказался от такого прямого указания на политический смысл свободолюбия. Важнее для автора «Капитанской дочки», где очень остро была поставлена проблема милости и милосердия, стало утверждение идеи добра и справедливости в их высшем, христианском понимании.
    Последняя строфа — традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе:
    Веленью Божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспоривай глупца.

    У Пушкина эти строки наполнены особым смыслом: они возвращают нас к идеям, высказанным еще в программном стихотворении «Пророк». Основная мысль их в том, что поэт творит по высшей воле, а потому он несет ответственность за свое искусство не перед людьми, которые зачастую не способны его понять, а перед Богом. Такие идеи были характерны для позднего творчества Пушкина и прозвучали в стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа». В них с особой остротой встает проблема поэт и общество, утверждается принципиальная независимость художника от мнений публики. В пушкинском «Памятнике» эта мысль приобретает наиболее емкую формулировку, которая создает гармоничное завершение размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.
    Художественное своеобразие. Значимость темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания. Медленный, величественный ритм создается не только за счет одического размера (ямб с пиррихием), но и широкого использования анафоры («И славен буду я…», «И назовет меня…», «И гордый внук славян…», «И долго буду тем любезен…», «И милость к падшим..»), инверсии («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа), синтаксического параллелизма и рядов однородных членов («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…»). Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь). В одном из самых значимых художественных образов стихотворения использована метонимия — «Что чувства добрые я лирой пробуждал…». В целом все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.
    Значение произведения. Пушкинский «Памятник», продолжающий традиции Ломоносова и Державина, стоит в русской литературе на особом месте. Он не только подвел итог пушкинскому творчеству, но и обозначил тот рубеж, ту высоту поэтического искусства, которая служила ориентиром всем последующим поколениям русских поэтов, Не все они строго следовали жанровой традиции стихотворения-«памятника», как А.А. Фет, но каждый раз, когда русский поэт обращается к проблеме искусства, его назначения и оценке своих достижений, он вспоминает пушкинские слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,.,», пытаясь приблизиться к его недостижимой высоте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *