Сочинение на тему тщеславие егэ

7 вариантов

  1. (1) “Я лучше, я умнее всех”. (2) Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (З) Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз.
    Показать весь текст
    Сочинение
    Весь мир — театр, а люди в нём — актеры, и каждый из нас с самого рождения примеряет на себя комфортный, гармоничный, верный, как нам кажется, образ. В данном тексте М.С. Крюков поднимает актуальную проблему оценки собственной личности.
    Привлекая читателя к цикличности этой темы, автор обращается к случаю из истории, героем которого стал талантливый, но скромный архитектор. Известно, что одно из семи чуде света, александрийский маяк, был сооружен по приказу самолюбивого Птолемея Филадельфа, ему же достались все лавры за сие архитектурное творение. Однако истинное имя создателя открылось миру лишь спустя много лет: архитектор все же оставил о себе напоминание, но страх вперемешку с непритязательность заставили его спрятать послание за слоем извести. М.С. Крюков обращает внимание читателей на то, что вкладу архитектора суждено было равно или поздно выплыть на поверхность, однако сам он, то ли движимый чувством собственной неполноценности, то ли преследуя какие-то свои, иные цели, но не оставил себе возможности насладиться всеобщим признанием при жизни. И это, отмечает автор, в той же степени неверная позиция, в какой не было верно и излишнее себялюбие царя Египта.
    Потребность в оценке своих возможностей является ключевой в формировании мировосприятия человека. Позиция автора заключается в том, что каждый из нас «стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие», и тут очень важно иметь строгий баланс между неуверенность в себе и слишком активным утверждением своего «я». Чтобы правильно оценить собственную личность, стоит взглянут на нее через призму высоких моральных ценностей, здорового альтруизма, размера и силы собственного эго, и только в том случае, когда человеком движут лишь добрые намерения, когда сила его действий направлена на благо общества, помыслы чисты, а нравственный стержень крепок и непоколебим – лишь тогда он может посмотреть на свою личность незамутненным взглядом.
    Мне, безусловно, близка позиция М.С. Крюкова, изложенная в данном тексте. Я тоже считаю, что оценивать себя нужно лишь с высоты опыта собственных действий и поступков. Только человек, способный разглядеть в себе одновременно все самое плохое и самое хорошее, человек, движимый уверенностью в себе и желанием совершить собственными усилиями что-то масштабное, полезное хотя бы в формате нескольких судеб, человек со здоровым эгоизмом и твердостью в желаниях может дать себе правильную оценку.
    Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», будучи достаточно молодым человеком, не был полностью уверен в том, что он верно интерпретирует свою роль в обществе, и потому долгое время испытывает моральные и нравственные терзания. Раскольников имел собственную антигуманистическую теорию, в которой люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих», но сам он не мог без тяжести на сердце причислить себя ни к одной из групп: герой не мог назвать себя слабым, «вредным», безвольным, но так и не смог переступить в себе человека. Раскольникову удалось взглянуть на себя незамутненными глазами лишь после встречи с Соней: девушка помогла ему увидеть все хорошее и плохое, на что был способен Родион, и пробудить в нем стремление к вере, преображению и добрым поступкам.
    Проблему оценки собственной личности поднял Джек Лондон в романе «Мартин Иден». Главный герой трезво понимал, что несмотря на тяжелое детство, полное отсутствие образование и навыков письма, он все же был способен вывести на новый уровень журналистику своего времени и писательство в целом, он ощущал это всей своей душой, и потому его работа над собой была настолько упорной. В Мартине не было излишних скромности и неуверенности – он был движим искренним и чистым желанием стать лучше и сделать лучше для общества, и потому смог добиться намеченных целей и получить удовлетворение.
    Прочитанный мною текст заставил меня не просто задуматься над тем, настолько правильно я себя оцениваю, но и начать по-иному мыслить и действовать. Я поняла, насколько важным может оказаться один человек для истории всего мира и какие «силы титанические» может в себе таить, особенно, если деятельность его направлена на всеобщее благо.

  2. Пример итогового сочинения по направлению “ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ” 2019-2020.

    Сочинение по теме: Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения — тщеславие; смирение без гордости — униженность. 
    Смирение и гордость, безусловно, являются признаками благородной и сильной личности. Тем не менее, эти качества не являются положительными сами по себе: истинное смирение и истинная гордость не могут существовать друг без друга.
    Характер Элен Курагиной из романа-эпопеи Толстого “Война и мир” — яркий пример дисбаланса между гордостью и смирением. Элен – светская красавица, происходящая из знатного дворянского рода. В обществе ей восхищаются благодаря её обворожительной красоте и безупречным манерам. Именно это рождает в ней такое качество, как гордость: она имеет чувство собственного достоинства и знает себе цену. Однако Элен любят вне зависимости от её поступков, из-за чего в ней нет смирения. Она не может осознать отрицательные черты своего характера и, как следствие, обуздать их. Её самолюбие прослеживается в том, как она ведёт себя с другими людьми. Например, Курагина обманывает Пьера Безухова и выходит за него замуж ради его состояния, совершенно не беспокоясь о том, что он чувствует.
    Личность, во многом противоположная Элен, — Акакий Акакиевич Башмачкин, персонаж повести Николая Васильевича Гоголя “Шинель”. Он служит на должности титулярного советника и отказывается от повышения, несмотря на то, что его работа крайне монотонная и низкооплачиваемая. К тому же, Акакий постоянно терпит унижения от коллег, даже не пытаясь на них ответить. Отношение Башмачкина к работе и к коллегам, пожалуй, наилучшим образом характеризует его отношение к самому себе: он совершенно себя не уважает. Из-за отсутствия у него гордости, смирение в нём проявляется, как самоуничижение.
    Итак, гордость и смирение в том или ином виде есть в характере каждого человека, но проявляться они могут по-разному. Человек может стать действительно цельной личностью, необходим баланс между этими качествами. Поэтому не может быть гордости без смирения или смирения без гордости.
    ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ

  3. На материале литературы 20 века.
    1. Проблема взаимопонимания.
    Так, например, в рассказе Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» раскрывается проблема отсутствия понимания между людьми. Автор повествует об отношении школьников к их однокласснице Свете Сергеевой. Девушка выглядела не так, как все: одевалась очень скромно (семья Светы была малообеспеченной), была очень бледная. «Они не любили её именно за то, что она рыжая». Одноклассники не общались с ней, не хотели брать её с собой в походы, не хотели заниматься с ней в паре на уроках физкультуры. Из-за этого Света была очень замкнутой и застенчивой. Школьники не понимали, что у каждого человека свои особенности, что каждый человек уникален.
    2. Проблема свободы личности в тоталитарном государстве.
    В аллегорической новелле Франка Павлоффа «Коричневое утро» представлен яркий пример тоталитарного государства. Всё началось с запрета правительства заводить питомцев любого цвета, кроме коричневого, а завершилось тем, что любая мысль о возможности обладать собственным мнением, собственной точкой зрения и собственным «я», выделяющимся из безликой серой массы «мы», была вытравлена, выжжена из умов и сознания людей. Жёсткий контроль за мыслями и словами граждан дошёл до абсурда. Люди боялись говорить о чём-либо, не добавляя слова «коричневый». Оспаривать и осуждать решение правительства – то есть высказывать своё мнение – значило быть изменником, преступником. Этот пример убеждает в том, что свобода личности в тоталитарном государстве невозможна.
    3. Проблема тщеславия (или эгоизма).
    В рассказе А.Алексина «Раздел имущества» поднимается проблема людского тщеславия (или эгоизма). Автор повествует о том, как мать Веры отреагировала на то, что ее дочь Вера посвятила сочинение на тему «Главный человек в моей жизни» бабушке. Мама героини случайно прочла сочинение и после этого устроила скандал. Она говорила на повышенных тонах, нарушив свой всегда спокойный вид, потому что самолюбие было задето. Мать хотела, чтобы дочь именно её считала своей «спасительницей» (девочка долго и безнадежно болела, но выздоровела во многом благодаря бабушке). Именно после этого мама, зная, как дорога дочери бабушка, зная, что смысл жизни бабушки заключается во внучке, выпроводила свекровь из дома. Часто тщеславные и эгоистичные люди причиняют другим страдания во имя собственных амбиций и жажды славы.
    4. Проблема ответственности людей друг перед другом.
    В рассказе А. Алексина «Раздел имущества» поднимается проблема ответственности людей друг перед другом. Автор повествует о том, как мать, безответственно приняв решение разъехаться с бабушкой, нанесла урон здоровью своей дочери Веры. Внучка считала бабушку «спасительницей», «второй мамой», ведь именно бабушка посвятила ей часть своей жизни, помогла преодолеть страшную болезнь. Мать Веры не осознавала всей ответственности перед больным ребенком, и поэтому случилась катастрофа: состояние девочки ухудшилось. Часто люди не осознают всей ответственности друг перед другом.
    5. Проблема роли детских воспоминаний.
    Так, например, в рассказе Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» повествуется о рыжей девочке, которую презирал весь класс. Во время классных походов Света брала напрокат лодку, плыла на середину озера и «завывала», мешая этим рыбачить своим одноклассникам. В финале произведения рассказывается о том, как рассказчик пошел на оперу, где увидел ту самую «Рыжуху». Но она была уже не тем изгоем, что раньше, а восходящей звездой театра. Рассказчику стало неловко за то, что он презирал ее в школьные годы. Теперь, когда все восхищались пением Светланы, он не понимал, чего больше было в его сердце- восторга или стыда. Этот пример показывает, как детские воспоминания могут волновать взрослых людей, наполняя душу чувствами.
    6. Проблема отсутствия доброты (проблема взаимоотношений среди подростков).
    Так, например, в рассказе Елены Габовой «Двойка по поведению» показано отсутствие доброты в отношениях между шестиклассниками. Задира и известный в школе хулиган Валера, влюбившись в одноклассницу Таню, ревнует ее к тихоне Соловьеву и из ревности силой загоняет девочку в мужской туалет и при всех заставляет целоваться с Соловьевым (который нравится Тане). Девочка испытала не только стыд и обиду, но и унижение, страх. В данной ситуации, показано отсутствие доброты среди подростков. Вероятно, Валере самому не хватало доброты и любви, раз он так жестоко обходился с ровесниками, и жестокость, наверно, сформировалась именно из-за отсутствия доброты в жизни мальчика.
    7. Проблема социального неравенства.
    В современном мире проблема социального неравенства достаточно актуальна. Так, знакомясь с новыми людьми, мы в первую очередь заостряем внимание на внешнем виде собеседника, ведь, как говорится «встречают по одежке». Именно к этой проблеме обращается Е. Габова в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро».
    Одноклассники Светки Сергеевой, главной героини произведения, презирают ее за бедность: когда их ставят на уроке физкультуры в пару с Рыжухой, как они называют Свету, все без исключения делают это с такой брезгливостью, будто она прокаженная. Автор подчеркивает, что особую неприязнь у одноклассников Рыжей вызывают ее единственные потертые джинсы, растянутый изношенный свитер (ее семья трудно живет, поэтому одеваются они очень скромно). Именно по этой причине девочка является изгоем, ребята ни во что ее не ставят и не принимают в свой круг общения.
    8. Проблема взросления.
    Так, например, в произведении Е. Габовой «Двойка по поведению» рассказывается о шестикласснике Валерке Приходнове, которому впервые понравилась девочка, Таня Коданева. Валерка приревновал ее к Соловьеву, их однокласснику, но не знал, как показать, выразить это новое для него чувство, и не смог придумать ничего лучше того, чтобы затащить Таньку в мужской туалет, на глазах у всех мальчишек класса, столкнув ее лбом с Соловьевым, при этом крикнув: “Целуйтесь!”. Тем самым Приходнов унизил девочку, опозорил перед товарищами. Оказывается, трудно быть взрослым. Так и Валерку одолели чувства любви и ревности, с которыми он не смог справиться.
    9. Проблема подвига в мирной жизни.
    Так, например, в рассказе А. Алексина «Раздел имущества» повествуется о жизни девочки Веры. С самого рождения у нее была родовая травма, которая замедляла ее развитие. Родители считали девочку больным ребенком, таскали ее по врачам, но не сильно надеялись на ее выздоровление. Верина бабушка Ася, наоборот, относилась к девочке как к здоровому полноценному ребенку и искренне верила во внучку. Она научила ее тому, на что родители Веры даже не надеялись. Ради внучки бабушка бросила работу и всю свою жизнь, и свободное время посвящала девочке, вскоре добившись ее выздоровления. Таким образом, бабушка совершила настоящий подвиг.

    10. Проблема влияния войны на судьбу человека.

    Война – самое страшное, что может произойти в жизни каждого человека. Война – это не только огромное количество жертв, смерть близких людей. Война разрушает человеческие семьи и браки. Так, например, в рассказе Платонова «Возвращение» приезд Иванова домой к жене и детям заканчивается ссорой и уходом фронтовика из дома. Иванов узнает, что во время своего отсутствия, к его жене повадился ходить Семен Евсеич – человек, семью которого убили немцы. Мужчина был счастлив проводить время с детьми Любы и всячески помогал им. Это заставило Иванова ревновать, ведь он никак не ожидал, что во время отсутствия фронтовика о его семье будет заботиться кто-то посторонний. Автор затрагивает проблему изменения характера, ведь Иванов, вернувшись домой, стал смотреть на все по-новому, в том числе и на своих собственных детей. Он не мог поверить в то, что теперь в доме все заправляет его двенадцатилетний сын Петруша, а маленькая дочь Настя и вовсе не узнает отца. Война сделала Иванова более жестким, он не понимал, как важно было его возвращение домой к жене и детям. Что-то мешало Иванову чувствовать радость возвращения, вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей. Семья казалась фронтовику чужой, он привык к той жизни на войне, жесткой, без родных людей рядом. И лишь в конце рассказа искренняя любовь детей растопила лед в сердце Иванова; он, наконец, понял, как важна для него его семья. Этот пример показывает, как война ожесточает людей, лишает их умения строить отношения даже с родными людьми, умения радоваться простым человеческим радостям.
    Автор: Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы.

  4. Я лучше, я умнее всех. (по Крюкову)
    В данном тексте автор рассуждает о себялюбии, эгоизме, человеческом достоинстве.
    Крюков ставит проблему смысла человеческой жизни, места человека на земле, среди людей.
    Данная проблема всегда актуальна, потому что каждый человек рано или поздно задумывается над вопросом, зачем он живёт, чего он хочет от жизни. В старости подводит итог своего существования, оценивает пройденный жизненный путь. Вот и автор размышляет о разных людях. Одни живут по принципу «я лучше, я умнее всех», они лишены возможности правильно судить о себе, трезво оценивать свои способности. Другие чувствуют ответственность не только за себя, но и за окружающих. Одним присущи эгоизм, тщеславие, как фараону, по приказу которого был сооружён александрийский маяк, другим дороги доброе имя, общественное признание.
    Позиция автора такова: он утверждает, что «истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается». С такой точкой зрения нельзя не согласиться.
    Вспомним героинь романа Л.Н. Толстого Элен Курагину и Наташу Ростову. Тщеславие и эгоизм Элен не принесли счастья никому, несмотря на её красоту. Наташа же всегда думала не только о себе, ей дороги окружающие люди, которым она отдавала тепло своего сердца, свою любовь. Истинная цена этих героинь выявляется в ходе повествования, в рассказе об их жизни.
    «Я лучше, я умнее всех», — наверное, так думала и героиня рассказа А. Алексина «Безумная Евдокия» Оленька. Талантливая, красивая, умная, она не замечала вокруг себя других людей. Ни Люси, её подруги, которая преданно ей служила, ни Бори, у которого было столько фотографий Оленьки, потому что она ему нравилась, ни родителей, все помыслы которых были устремлены только в одну сторону – в сторону дочери. В результате поступок Оленьки (она снова хотела оказаться первой, лучшей) стал причиной серьёзной болезни её матери. Как говорит в тексте Крюков, у людей бывает «ложно понятое, раздутое чувство собственного достоинства». Я думаю, что такое же чувство было у героини Алексина.
    В заключение хотелось бы сказать, что нужно жить не только для себя, но и для других людей, потому что истинная цена человека тем выше, «чем больше человек любит не только себя, сколько других».
    Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)
    Перейти к списку: Сочинение ЕГЭ 2020

  5. Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым. К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро.
    — Видишь ли, в чем дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом.
    Полный текст:
    Сочинение
    Что есть человек? Может, его внешность и повадки, а, может, его мысли и действия? Что является по-настоящему важным критерием в самом этом понятии? И являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека? Проблему ложных ценностей рассматривает в своем тексте А.П. Чехов.
    Писатель не без доли свойственной ему иронии вместе с нами рассматривает образ героя с говорящей фамилией и обращает внимание читателя на несколько важных деталей. Пустяков перед тем, как появиться на обеде у знатного купца, попросил у знакомого поручика на время орден, чтобы показаться в глазах других гостей более достойным и даже влиятельным чиновником. Однако А.П. Чехов тут же уточняет, что Пустяков произносил свою просьбу «заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь». На самом обеде герой находится в постоянном переживании о том, что его товарищ по службе заподозрит его во лжи и расскажет всем о подлинном происхождении ордена, однако и у Трамбляна рыльце оказалось в пушку, что успокоило обоих. По итогу, Пустяков с гордостью проносил чужой орден на своей груди, пожалев лишь о том, что не взял вместо него что-то более значимое, например, Владимира, а не Станислава. «Только эта одна мысль и помучивала его. В остальном же он был совершенно счастлив».
    Безусловно, А.П. Чехов высмеивает образ тех людей, которые стремятся показать себя теми личностями, какими они на самом деле не являются, используя при этом самые низшие приемы. Автор считает, что значимость человека воплощается не в его внешних атрибутах, и не в его умении держать в правильной руке столовый прибор. Мерилом истинной человеческой значимости являются гораздо более высокие в моральном и нравственном плане вещи.
    Я полностью поддерживаю точку зрения писателя. Действительно, показателем человека является глубина его мыслей и нравственных устоев, чистота его стремлений и твердость и непоколебимость помыслов. Да, безусловно, оболочка может говорить о человеке многое – но какой в этом смысл, если отстает и далеко не соответствует содержание? Стоит лишь вспомнить цитату одной из пьес Уильяма Шекспира: «…Гремит лишь то, что пусто изнутри…».
    Хорошим примером показателя ложных ценностей является рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Все общество высших трюм корабля «Атлантида» буквально лоснится своими богатствами, а также потребностью судить по богатству, жить деньгами и ради денег. Так и сам Господин из Сан-Франциско, прожив всю жизнь с одной единственной целью – накопить богатство, а также вместе с тем обрести славу и хоть какую-то известность в узких кругах, вдруг умирает, так и не сумев насладиться этими «ценностями». Этот герой на собственном примере продемонстрировал, что в погоне за богатством теряется самое главное, что делает из человека такового: это любовь, милосердие и духовность, а также искренняя, своевременная радость жизни.
    В романе Н.В. Гоголя «Мертвые души» так же красной нитью проходит мысль о том, что погоня за ложными ценностями приводит к моральной деградации. И все те «мертвые души», которые автор раскрывает перед нами в самых ярких красках, становятся показательным тому примером. Таким образом, и Манилов, и Коробочка, и Собакевич, и Ноздрев окружены собственными грехами, слабостями и предрассудками, исходя из которых они и судят себя и окружающих. Один считает истинными ценностями собственное богатство, другой – накопительство, третий – лицемерие и притворство, и каждый из них за всей этой ширмой упускает главную суть человеческой жизни и главных, единственных человеческих ценностей.
    Таким образом, можно сделать вывод, что внешние атрибуты не являются мерилом истинной человеческой значимости. Всё самое ценное находится внутри нас – это нельзя потрогать, это зачастую даже сложно описать, но это можно почувствовать.

  6. Два года назад эти аргументы я и мои ученики составили к ВариантуС.
    1)В чём смысл жизни?
    1.Автор пишет о смысле жизни, и мне на ум приходит Евгений Онегин в одноимённом романе А.С.Пушкина. Горька судьба того, кто не обрёл своё место в жизни! Онегин – одарённый человек, один из лучших людей того времени, но он не сделал ничего, кроме зла, – убил друга, принёс несчастье любящей его Татьяне:
    Дожив без цели, без трудов
    До двадцати шести годов,
    Томясь в бездействии досуга,
    Без службы, без жены, без дел
    Ничем заняться не умел.
    2.Люди, не нашедшие цели жизни, несчастны. Печорин в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова  активен, умён, находчив, наблюдателен, но все его действия случайны, активность бесплодна, и он несчастлив, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой цели. Герой  с  горечью вопрошает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..»
    3.На протяжении всего жизненного пути Пьер Безухов без устали искал себя и истинный смысл жизни. После мучительных испытаний он стал способным не только размышлять о смысле жизни, но и совершать конкретные поступки, требующие воли и решительности. В эпилоге романа Л.Н.Толстого мы встречаем Пьера, увлекающегося идеями декабризма, протестующего против существовавшего общественного строя и борющегося за справедливую жизнь того самого народа, частью которого он ощущает себя сам. В этом органичном соединении личного и народного и есть, по Толстому, и смысл жизни, и счастье.
    2)Отцы и дети. Воспитание.
    1.Вроде бы Базаров –  положительный герой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Умён, смел, независим в суждениях, передовой человек своего времени, но читателей смущает его отношение к родителям, которые сына безумно любят, но он с ними нарочито груб. Да Евгений практически не общается со стариками. Как им горько! И только Одинцовой он сказал прекрасные слова о своих родителях, да старики-то их сами так и не услышали.
    2.Вообще, проблема «отцов» и «детей» типична для русской литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» она приобретает  трагическое звучание, так как  выходят из-под слепого повиновения домострою молодые, которые хотят жить своим умом.
    А в романе И.С.Тургенева поколение детей в лице Евгения Базарова уже решительно идёт своей дорогой, сметая устоявшиеся авторитеты. И противоречия между двумя поколениями зачастую носят болезненный характер.
    3)Нахальство. Хамство. Поведение в обществе.
    1.Человеческая несдержанность, неуважительное отношение к окружающим, грубость и хамство имеют прямое отношение к неправильному воспитанию в семье. Поэтому Митрофанушка в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» говорит непростительные, грубые слова. В доме госпожи Простаковой грубая брань, побои  – обычное явление. Вот матушка и говорит Правдину: «…то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
    2.Грубым, невежественным человеком предстаёт перед нами Фамусов в комедии А.Грибоедова «Горе от ума». Он хамит зависимым людям, говорит ворчливо, грубо, всячески обзывает слуг, не считаясь с их возрастом.
    3.Можно привести образ городничего из комедии “Ревизор”. Положительный пример: А.Болконский.
    4)Проблема бедности, социального неравенства.
    1.С  потрясающей реалистичностью изображает Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» мир русской действительности. Он показывает социальную несправедливость, безысходность, духовный тупик, породившие абсурдную теорию Раскольникова. Герои романа – бедные люди, униженные обществом, беднота везде, повсюду страдания. Вместе с автором мы чувствуем боль за судьбу детей. Вступиться за обездоленных – вот что созревает в сознании читателей при знакомстве с этим произведением.
    5)Проблема милосердия.
    1.Кажется, что со всех страниц романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» обездоленные люди просят нас о помощи: Катерина Ивановна, её дети, Сонечка… Горестная картина образа униженного человека взывает к нашему милосердию и состраданию: «Возлюби ближнего своего…» Автор верит, что человек должен найти свой путь «в царство света и мысли». Он верит,  что придёт время, когда люди будут любить друг друга. Он утверждает, что мир спасёт красота.
    2.В сохранении сострадания к людям, милосердной и терпеливой души открывается нравственная высота женщины в рассказе А.Солженицына  «Матрёнин двор». Во всех унижающих человеческое достоинство испытаниях Матрёна остаётся душевной, отзывчивой, готовой прийти на помощь, способной радоваться чужому счастью. Это образ праведницы, хранительницы духовных ценностей. Это без неё, по пословице,  «не стоит село, город, вся земля наша»
    6)Проблема чести, долга, подвига.
    1.Когда читаешь о том, как был смертельно ранен Андрей Болконский, испытываешь ужас.  Он не бросился со знаменем вперёд, просто не лёг на землю, как остальные, а продолжал стоять, зная, что ядро взорвётся. Болконский не мог иначе. Он, с его чувством чести и долга, благородной доблести, не желал поступить по-другому. Всегда находятся люди, которые не могут бежать, молчать, прятаться от опасностей. Они гибнут раньше других, потому что лучше. И гибель их не бессмысленна: что-то она рождает в душах людей, что-то очень важное.
    7)Проблема счастья.
    1. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» подводит нас, читателей, к мысли о том, что не в богатстве, не в знатности, не в славе выражается счастье, но в любви, всепоглощающей и всеобъемлющей. Такому счастью нельзя научить. Князь Андрей перед смертью определяет своё состояние как «счастье», находящееся в нематериальных и внешних влияний души, – «счастье любви»… Герой как будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия.
    2.Чтобы быть счастливым, надо запомнить пять простых правил. 1.Освободи своё сердце от ненависти – прости. 2.Освободи своё сердце от волнений – большинство из них не сбываются. 3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь. 4.Отдавай больше. 5.Ожидай меньше.
    8)Моё любимое произведение.
    Говорят, что каждый человек в своей жизни должен вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Мне кажется, в духовной жизни никому не обойтись без романа Л.Н.Толстого « Война и мир». Я думаю, эта книга создаёт в душе человека тот необходимый нравственный фундамент, на котором можно уже возводить храм духовности. Роман является энциклопедией жизни; судьбы и переживания героев актуальны и по сей день. Автор призывает нас учиться на ошибках персонажей произведения и жить «настоящей жизнью».
    9)Тема дружбы.
    Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – люди «кристально честной, хрустальной души». Они составляют духовную элиту, нравственное ядро до «мозга костей» прогнившего общества. Это друзья, их связывает живость характера и души. Оба ненавидят «карнавальные маски» высшего света, взаимно дополняют друг друга и становятся необходимы друг другу, несмотря на то, что такие разные. Герои ищут и познают истину – такая цель оправдывает ценность их жизни и дружбы.
    10)Вера в Бога. Христианские мотивы.
    1.В образе Сони Ф.М.Достоевский олицетворяет «Божьего человека», не утратившего в жестоком мире связи с Богом  страстное стремление к «Жизни во Христе». В страшном мире романа « Преступление и наказание» эта девушка  – нравственный  светлый луч, который согревает сердце преступника. Родион исцеляет свою душу и возвращается к жизни вместе с Соней. Получается, что без Бога нет жизни. Так думал Достоевский, так позже писал Гумилёв:
    Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
    А жизнь людей мгновенна и убога,
    Но всё в себя вмещает человек,
    Который любит мир и верит в Бога.
    2.Герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» читают притчу о воскресении Лазаря. Через Соню блудный сын – Родион возвращается к настоящей жизни и Богу. Лишь в конце романа он видит  «утро», а под подушкой у него лежит Евангелие. Библейские сюжеты стали основой произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. У поэта Николая Гумилёва есть прекрасные слова:
    Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
    А жизнь людей мгновенна и убога,
    Но всё в себя вмещает человек,
    Который любит мир и верит в Бога.
    11)Патриотизм.
    1.Истинные патриоты в романе Л.Н.Толстого « Война и мир» не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.
    Пьер Безухов  отдаёт свои деньги, продаёт имение, чтобы экипировать полк. Истинными патриотами были и те, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество в  опасности». Русские мужики, одетые в солдатские шинели, яростно сопротивляются врагу, потому что чувство патриотизма для них свято и неотъемлемо.
    2.В поэзии Пушкина мы находим источники чистейшего патриотизма. Его «Полтава», «Борис Годунов», все обращения к Петру Великому, «клеветникам России», его стихотворение, посвященное   Бородинской  годовщине, свидетельствуют о глубине народного чувства и силе патриотизма, просвещённого и возвышенного.
    12)Семья.
    Особые симпатии у нас, читателей, вызывает семья Ростовых в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта, даже редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Чувство семьи, которое в мирной жизни свято берут Ростовы, окажется исторически значимым в ходе Отечественной войны 1812 года.
    13)Совесть.
    1.Наверное, мы, читатели, меньше всего ожидали от Долохова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» извинения перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Мы как бы видим Долохова с другой стороны и ещё однажды удивимся, когда он с другими казаками и гусарами освободит партию пленных, где будет и Пьер, когда он с трудом будет говорить, увидев  неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.
    2.Совестливый  – значит порядочный, честный человек, наделённый чувством достоинства, справедливостью, добротой. Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней ради сиюминутной выгоды или отрёкся от неё из личного эгоизма.
    3.Мне кажется, что вопросы совести и чести для Николая Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – это нравственная сущность порядочного человека. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. И ещё однажды Ростов удивил меня, когда вступил в наследство и принял все долги отца. Так обычно поступают люди чести и долга, люди  с развитым чувством совести.
    4.Лучшие черты Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», обусловленные воспитанием, проявляются в минуты суровых испытаний и помогают ему с честью выйти из трудных ситуаций. В условиях бунта герой сохраняет человечность, честь и верность себе, он рискует жизнью, но не отступает от веления долга, отказываясь присягать Пугачёву и идти на компромиссы.
    14)Образование. Его роль в жизни человека.
    1.А.С.Грибоедов под руководством опытных учителей получил хорошее первоначальное образование, которое продолжил в Московском университете. Современников писателя поражал уровень его образования. Он окончил три факультета (словесное отделение философского факультета, естественно-математический и юридический факультеты) и получил учёные звания  кандидата этих наук. Грибоедов изучил греческий, латинский, английский, французский и немецкий языки, владел арабским, персидским и итальянским языками. Александр Сергеевич увлекался театром. Это был один из прекрасных писателей и дипломатов.
    2.М.Ю.Лермонтова мы относим к числу великих писателей России и прогрессивной дворянской интеллигенции. Его называли революционным романтиком. Хотя Лермонтов оставил университет, потому что руководство сочло его пребывание там нежелательным, поэт отличался высоким уровнем самообразования. Он рано начал писать стихи, прекрасно рисовал, музицировал. Лермонтов постоянно развивал свой талант и оставил потомкам богатое творческое наследие.
    15)Чиновники. Власть.
    1.И.Крылов, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин в своих произведениях высмеивали тех чиновников, которые унижают подчинённых и угодничают перед  вышестоящими. Писатели осуждают их за грубость, равнодушие к народу, казнокрадство и взяточничество. Недаром Щедрина называют прокурором общественной жизни. Его сатира была насыщена острым публицистическим содержанием.
    2.В комедии «Ревизор» Гоголь показал населяющих город чиновников – воплощение бесчинствующих в нём страстей. Он обличил всю бюрократическую систему, изобразил пошлое общество, погрузившееся во всеобщий обман. Чиновники далеки от народа, заняты только материальным благополучием. Писатель не только разоблачает их злоупотребления, но и показывает, что они приобрели характер «болезни». Перед начальством Ляпкин-Тяпкин, Бобчинский, Земляника и другие персонажи готовы унижаться, а простых просителей за людей не считают.
    3.Наше общество перешло  на новый виток управления, поэтому в стране изменились порядки, ведётся борьба с коррупцией, проверки. Грустно узнавать во многих современных чиновниках, политиках пустоту, прикрытую равнодушием. Гоголевские типы не исчезли. Они существуют в новом обличии, но с тою же пустотою и пошлостью.
    16)Интеллигентность. Духовность.
    1.Я оцениваю интеллигентного человека по его умению вести себя в обществе и по духовности. Андрей Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – мой любимый герой, которому могут подражать юноши нашего поколения. Он умён, образован, интеллектуален. Ему присуще такие черты характера, составляющие духовность, как чувство долга, чести, патриотизма, милосердие. Андрею претит свет с его мелочностью  и фальшью. Мне кажется, что подвигом  князя является не только то, что он бросился со знаменем на врага, а ещё и то, что сознательно отказался от ложных ценностей, выбрав сострадание, добро и любовь.
    2.В комедии  «Вишнёвый сад» А.П.Чехов  отказывает в интеллигентности людям, которые ничего не делают, к труду не способны, ничего серьёзного не читают, о науках только говорят, а в искусстве понимают мало. Он считает, что человечество должно совершенствовать свои силы, много работать, помогать страждущим, стремиться к нравственной чистоте.
    3.У Андрея Вознесенского есть прекрасные слова: «Есть русская интеллигенция. Вы думаете – нет? Есть!»
    17)Мать. Материнство.
    1.С трепетом и волнением вспоминал свою мать А.И.Солженицын, которая ради своего сына пожертвовала многим. Преследуемая властями из-за «белогвардейства» мужа, «былого богатства» отца,  она не могла работать в учреждении, где хорошо платили, хотя прекрасно знала иностранные языки, изучила стенографию и машинопись. Великий писатель благодарен матери за то, что она сделала всё, чтобы привить ему разносторонние интересы, дать высшее образование. В его памяти мать осталась образцом общечеловеческих  нравственных ценностей.
    2.В.Я.Брюсов связывает с любовью тему материнства и слагает восторженное славословие женщине-матери.  Такова гуманистическая традиция русской литературы: поэт считает, что движение мира, человечества идёт от женщины – символа любви, самопожертвования, терпения и понимания.
    18)Труд-лень.
    Валерий Брюсов создал гимн труду, в котором есть и такие страстные строки:
    И на место в жизни право
    Только тем, чьи дни – в трудах:
    Только труженикам – слава,
    Только им – венок в века!
    19)Тема любви.
    Каждый раз, когда Пушкин писал о любви, его душа просветлялась. В стихотворении: «Я вас любил…» чувство поэта тревожно, любовь ещё не остыла, она живёт в нём. Светлая печаль вызвана безответным сильным чувством. Он признаётся любимой,  и как сильны и благородны его порывы:
    Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
    То робостью, то ревностью томим…
    Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью,  выражено просто и непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. Вот истинная сила любви, которая противостоит суете, равнодушию, серости!
    20)Чистота языка.
    1.За свою историю Россия пережила три  эпохи засорения русского языка. Первая случилась при Петре 1, когда только морских терминов иноязычных слов насчитывалось свыше трёх тысяч. Вторая эпоха пришлась на революцию 1917 года. Но самое мрачное время для нашего языка – конец XX – начало XXI веков, когда мы стали свидетелями деградации языка. Чего стоит только одна фраза, звучащая по телевидению: «Не тормози – сникерсни!»  Американизмы захлестнули нашу речь.  Уверен, что за чистотой речи надо строго следить, необходимо искоренить канцеляризмы, жаргонизмы, обилие иностранных слов, которые вытесняют красивую, правильную литературную речь, являющуюся эталоном  русской классики.
    2.Пушкину не довелось спасать Отечество от врагов, но дано было украсить, возвысить и прославить его язык. Поэт извлёк из русского языка неслыханные звуки и «ударил по сердцам»  читателей с неведомой силой. Пройдут века, но эти стихотворные сокровища останутся для потомков во всём обаянии их красоты и никогда не утратят своей силы и свежести:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим!
    21)Природа. Экология.
    1.Для поэзии И.Бунина свойственно бережное отношение к природе, он переживает за её cохранение, за чистоту, поэтому в его лирике много ярких, сочных красок любви и надежды. Природа питает поэта оптимизмом, через её образы он выражает свою жизненную философию:
    Пройдёт моя весна, и этот день пройдёт,
    Но весело бродить и знать, что всё проходит,
    Меж тем как счастье  жить вовеки не умрёт…
    В стихотворении «Лесная дорога» природа – источник счастья и красоты для человека.
    2.Книга В.Астафьева «Царь-рыба» состоит из множества очерков, рассказов и новелл. В главах «Сон о белых горах» и «Царь-рыба» рассказывается о взаимодействии человека с природой. Писатель с горечью называет причину истребления природы – это духовное оскудение человека. Его единоборство с рыбой имеет печальный исход. Вообще, в своих рассуждениях о человеке и окружающем мире Астафьев делает вывод о том, что природа – храм, а человек – часть природы, а потому обязан оберегать этот общий дом для всего живого, сохранять его красоту.
    3.Аварии на атомных электростанциях оказывают влияние на жителей целых континентов, даже всей Земли. Они имеют долговременные последствия. Много лет  назад произошла самая страшная техногенная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС. Больше всего пострадали территории Белоруссии, Украины и России. Последствия катастрофы глобальны. Впервые в истории человечества промышленная авария достигла такого масштаба, что её последствия можно найти в любой точке земли. Многие люди получили страшные дозы радиации и умерли мучительной смертью. Чернобыльское загрязнение продолжает вызывать повышение смертности населения всех возрастов. Заболевание раком – одно из типичных проявлений последствия облучения. Авария на АЭС повлекла за собой снижение рождаемости, увеличение смертности, генетические нарушения … Люди должны помнить о Чернобыле ради будущего, знать об опасности радиации и делать всё, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторялись.
    22)Роль искусства.
    О влиянии искусства на человека написала моя современница – поэт и прозаик Елена Тахо-Годи:
    И без Пушкина можно прожить
    И без музыки Моцарта тоже –
    Без  всего, что духовно дороже,
    Без сомнения,  можно прожить.
    Даже лучше, спокойнее, проще
    Без нелепых страстей и тревог
    И беспечней, конечно,
    Только как этот вынести срок?..
    23)О братьях наших меньших.
    1.Мне сразу вспомнилась удивительная повесть «Приручи меня», где Юлия Друнина рассказывает о несчастном, дрожащем от голода, страха и холода, никому не нужном зверьке на рынке, который как-то сразу превратился в домашнего идола. Ему радостно поклонялась вся семья поэтессы. В другой же повести, название которой символично,-  «В ответе за всех, кого приручил»,  она скажет, что отношение к «братьям нашим меньшим», к существам, от нас полностью зависящим, – это «пробный камень» для каждого из нас.
    2.Во многих произведениях Джека Лондона человек и животные (собаки) идут по жизни бок о бок и помогают друг другу во всех ситуациях. Когда на сотни километров снежного безмолвия ты являешься единственным представителем рода людей, нет лучшего и более преданного помощника, чем собака, к тому же, в отличие  от человека, она не способна на ложь и предательство.
    24)Родина. Малая Родина.
    У каждого из нас есть своя малая родина – то место, с которого начинается наше первое восприятие окружающего мира, постижение любви к стране. У поэта Сергея Есенина самые дорогие воспоминания связаны с Рязанской деревней: с синью, упавшей в реку, малиновым полем, берёзовой рощей, где он испытывал «озёрную тоску» и щемящую грусть, где подслушал плач иволги, разговор воробьёв, шелест травы. И я сразу представила себе  то красивое росное утро, которое встречал в детстве поэт  и которое подарило ему святое «ощущение родины»:
    Выткался над озером
    Алый свет зари…
    25)Историческая память.
    1.А.Твардовский писал:
    Прошла война, прошла страда,
    Но боль взывает к людям.
    Давайте,  люди,  никогда
    Об этом не забудем.
    2.Народному подвигу в Великой Отечественной войне посвящены произведения многих поэтов. Память о пережитом не умирает. А.Т.Твардовский пишет о том, что кровь павших пролита не напрасно: оставшиеся в живых должны сохранить мир, чтобы потомки жили счастливо на земле:
    Завещаю в той жизни
    Вам счастливыми быть
    И родимой отчизне
    С  честью дальше служить.
    Благодаря  им, героям войны, мы живём в мире. Горит Вечный огонь, напоминая нам об отданных за родину жизнях.
    26)Тема красоты.
    Сергей Есенин в своей лирике воспевает всё прекрасное. Красота для него – это мир и гармония, природа и любовь к родине, нежность к любимой: «Как прекрасна Земля и на ней человек!»
    Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство красоты, потому что мир  не будет бесконечно меняться, но всегда останется то, что радует глаз и волнует душу. Мы замираем от восторга, слушая вечную музыку, рождённую вдохновением, любуемся природой,  читаем стихи… И любим, боготворим, мечтаем о чём-то загадочном и прекрасном. Красота – это всё то, что дарит счастье.
    27)Мещанство.
    1.В сатирических комедиях «Клоп» и «Баня» В.Маяковский высмеивает такие пороки, как мещанство и бюрократизм. В будущем нет места главному герою пьесы «Клоп». Сатира Маяковского несёт острую направленность, выявляет недостатки, которые имеются  в  любом обществе.
    2. В одноимённом рассказе А.П.Чехова  Ионы ч- олицетворение   страсти к деньгам. Мы видим обнищание его духа, физическое и духовное «отрешение». Писатель поведал нам о потере личности, ничем невозместимой растрате времени – ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности перед самим собой и обществом. Воспоминания о кредитных бумажках, которые он  с  таким удовольствием вынимает по вечерам из карманов, гасят в нём чувства любви и добра.
    28)Великие люди. Талант.
    1.Омар Хайям  – великий, блестяще образованный человек, проживший интеллектуально насыщенную жизнь. Его рубаи – история восхождения души поэта к высокой истине бытия. Хайям не только поэт, но и мастер прозы, философ, поистине великий человек. Он умер,  и на «небосводе» человеческого духа уже почти тысячу лет сияет его звезда, и её свет, манящий и таинственный,  не тускнеет, а наоборот, делается ярче:
    Будь я Творцом, Властителем высот,
    Испепелил бы старый небосвод.
    И натянул бы новый, под которым
    Не жалит зависть, злоба  не снуёт.
    2.Александр Исаевич Солженицын – честь и совесть нашей эпохи. Он участник Великой Отечественной войны, был награждён за проявленный в боях героизм. За неодобрительные высказывания в адрес Ленина и Сталина арестован и осуждён на восемь лет исправительных трудовых лагерей. В 1967 году он направил съезду писателей СССР  открытое письмо с призывом покончить с цензурой. Его, известного писателя,  подвергли преследованиям. В 1970 году ему присудили Нобелевскую премию в области литературы. Трудными были годы признания, но он вернулся в Россию, много писал, его публицистику причисляют к нравственным проповедям. Солженицына справедливо считают борцом за свободу и права человека, политиком, идеологом, общественным деятелем, служившим стране честно, самозабвенно. Его лучшие произведения – это «Архипелаг ГУЛАГ», «Матрёнин двор», «Раковый корпус»…
    29)Проблема материального обеспечения. Богатство.
    Универсальным мерилом всех ценностей многих людей, к великому сожалению,  стали в последнее время деньги, страсть к накопительству. Конечно, для многих граждан это является олицетворением благополучия, стабильности, надежности, безопасности, даже гарантом любви и уважения – как ни парадоксально это звучит.
    Таким, как Чичиков в поэме Н.В.Гоголя  «Мёртвые души» и многим российским  капиталистам,  не сложно было сначала «выслуживаться», льстить, давать взятки, быть «помыкаемыми», чтобы потом самим «помыкать» и брать взятки, жить роскошно.
    30)Свобода-Несвобода.
    На одном дыхании прочитала роман Е. Замятина «Мы».  Здесь прослеживается мысль о том, что может произойти с человеком, обществом, когда они,  подчиняясь  абстрактной  идее, добровольно отказываются от свободы. Люди превращаются в придаток машины, в  винтики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери  имени как потери собственного «я».
    31)Проблема времени.
    В  течение  долгой творческой жизни Л.Н. Толстому постоянно не хватало времени. Его рабочий день начинался с рассвета. Писатель впитывал утренние запахи, видел восход солнца, пробуждение и ….  творил. Он старался опередить время, предостерегая человечество от нравственных катастроф. Этот мудрый классик то шёл в ногу со временем, то на шаг опережал его. Творчество  Толстого до сих пор востребовано во всём мире : «Анна Каренина», «Война и мир»,  «Крейцерова соната»…
    32)Тема нравственности.
    Мне кажется, что моя душа – это цветок,  который  ведёт меня  по жизни так, что я живу   по совести, а духовная сила человек а- это та светящаяся материя, что соткана миром моего солнца. Мы должны жить по заповедям Христа, чтобы  человечество было гуманным. Чтобы быть нравственным, надо много работать над собой :
    А Бог молчит,
    За тяжкий грех,
    За то, что, в Боге  усомнились,
    Он наказал любовью всех,
    Что б в муках верить научились.
    33) Тема космоса.
    Ипостась поэзии Т.И. Тютчев а- это мир Коперника, Колумба, дерзостной  личности, выходящей к  бездне. Этим и близок поэт мне, человеку  века неслыханных открытий, научных дерзаний, покорения Космоса. Он вселяет в нас ощущение беспредельности мира, его величия и тайны. Ценность человека определяется способностью восторгаться и изумляться. Этим  «космическим чувством» был наделён Тютчев как никто другой.
    34)Тема столицы – Москвы.
    В поэзии Марины Цветаевой Москва – величественный город. В стихотворении «Над синевою подмосковных рощ …..» звон московских колоколов  бальзамом проливается  на душу слепцов . Этот город является для Цветаевой священным. Она признается ему в любви, которую впитала, кажется, с  молоком  матери, и передала собственным детям:
    И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
    Легче дышится,  чем на всей земле!
    35)Любовь к Родине.
    В стихотворениях  С. Есенина мы ощущаем полное  единение лирического героя с Россией. Сам поэт скажет, что чувство Родины – основное в его творчестве. Есенин не сомневается в необходимости перемен в жизни.  Он верит в будущие события,  которые разбудят дремлющую Русь . Поэтому  создал такие произведения, как  «Преображение» , «О Русь, взмахни крылами»:
    О Русь, взмахни крылами,
    Поставь  иную крепь!
    С иными именами
    Встаёт иная степь.
    36)Тема памяти войны.
    1. «Война и мир» Л.Н.Толстой, «Сотников» и «Обелиск» В.Быкова –  все эти произведения объединены темой войны, неотвратимым бедствием врывается она, затягивая в кровавый водоворот событий. Ужас её и бессмысленность, ожесточение  наглядно показал  Лев Толстой в своём романе «Война и мир». Любимые герои писателя осознают ничтожество Наполеона, нашествием которого были лишь развлечения честолюбца, оказавшегося на троне в результате дворцового переворота. В противовес ему показан образ Кутузова, который руководствовался в этой войне иными мотивами. Не ради славы и богатства воевал он, но ради верности Отечеству и долгу.
    2.  68 лет Великой победы отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но время не снижает интереса к этой теме, обращает внимание моего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам мужества и подвига советского солдата – героя, освободителя, гуманиста. Когда гремели пушки, музы не молчали. Воспитывая любовь к Родине, литература воспитывала и ненависть к врагу. И этот контраст нёс в себе высшую справедливость, гуманизм. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А.Толстого, «Наука ненависти»  М.Шолохова, «Непокорённые» Б.Горбатого…

  7. Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.
    Полный текст
    Сочинение
    Все чаще я стала задумываться над тем, что в современном мире, с его сумасшедшим ритмом, суровыми условиями и циничными людьми, сложно выжить слабохарактерному, мягкому и просто скромному человеку. В данном тексте А.П. Чехов поднимает проблему «маленького человека».
    Классик описывает случай из жизни просто домашнего учителя, столкнувшегося с грубостью, несправедливостью и жестокостью человека, в чьей скорой помощи он нуждался. Егор Алексеич был болен и пришел в аптеку за лекарством, где наткнулся на «выутюженного господина», который, встретив героя холодным и даже надменным безразличием, заставил его ждать лекарство целый час. Автор обращает наше внимание на то, что Свойкин пытался поторопить провизора, объяснить ему свое состояние, но тот полностью проигнорировал учителя, «словно не слышал». Узнав цену лекарства, Егор Алексеич понял, что не имеет при себе такого количества денег и попросил столько важное для его состояния здоровья лекарство предоставить в долг – на что получил решительный отказ. Позже у учителя уже не было сил на то, чтобы вернуться за лекарством – «болезнь взяла свое».
    А.П. Чехов считает, что проблема «маленького» человека состоит в том, что окружающие его люди не считаются с его желаниями, мнением, состоянием – а он, к сожалению, не способен постоять за себя.
    Я полностью согласна с мнением великого писателя и тоже считаю, что «маленькие люди» – это результат социальной несправедливости, суровых реалий, в которых нет места добру, взаимопониманию и взаимоуважению – лишь жестокость, высокомерие и эгоизм. Проблема таких людей состоит лишь в том, что они не способны подчиниться общей массе и стать такими, как все – как и не способны бороться за свою жизнь и отстаивать свою честь и достоинство.
    В повести Н.В. Гоголя «Шинель» также поднимается проблема «маленького человека». Главный герой, Акакий Акакиевич, является простым титулярным советником, чья жизнь состоит лишь из монотонного труда и маленьких житейских радостей – ничего большего герой не мог себе позволить, зато часто терпел насмешки и издевательства со стороны молодых чиновников из департамента. В один день герой с трудом накопил немного денег на новую шинель и был безмерно счастлив – исполнилась давняя его мечта, но все это продолжалось недолго: шинель украли, и никто из тех, к кому обращался бедный герой, не посчитал это проблемой, стоящей хоть какого-то внимания. Акакий Акакиевич столкнулся с полным безразличием и жестокостью и не смог пережить это.
    А.П. Чехов во всем своем творчестве не раз поднимал подобную проблему – рассказ «Человек в футляре» не стал исключением. В нем также описывается жизнь «маленького человека», однако в этот раз главный герой не оскорблен, не унижен и не обижен – его устраивает его положение, его маленький мир, его «футляр», в котором Беликову нечего бояться. Да и что, собственно, не должно ему нравиться? Привыкнув к роли незначительной, мнительной, мелкой личности, Беликов довольствуется своими маленькими радостями и испытывает счастье от того, что может не видеть окружающих. Он не страдает от нападок внешнего мира только потому, что отгородился от него одним большим футляром, однако от этого Беликов не перестает быть «маленьким человеком» – он по-прежнему не способен быть социально активной личностью, способной постоять за себя.
    Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем мире много таких «маленьких людей», не способных жить реальной жизнью, а способных лишь закрыться в своем футляре. И в этой проблеме виновато и общество, и сам человек – поэтому, как бы ни было жалко таких Акакиев Акакиевичей, важно помнить, что никто, кроме нас самих, не способен изменить нашу жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *