Сочинение на тему в мой жестокий век восславил я свободу пушкин

14 вариантов

  1. Тема: – “В мой жестокий век восславил я свободу” (2)

    Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил… свободу и милость к падшим призывал”.
    Уже в оде “Вольность” девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок
    Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:
    Владыки! вам венец и трон
    Дает Закон — а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.
    Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой”.
    В стихотворении “Сказки” Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит:
    И людям я права людей,
    По царской милости моей,
    Отдам из доброй воли.
    Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.
    Патриотические и освободительные идеи звучат в послании “К Чаадаеву”. Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Пушкин твердо верит в победу, “в звезду пленительного счастья”, в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России.
    По утверждению поэта, “на обломках самовластья” напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение “В Сибирь”. Поэт утверждает величие их дела:
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием:
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа…
    Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении “Арион”: “Я гимны прежние пою…”. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.
    Протест против крепостничества, против “барства дикого”, присвоившего себе “без чувства, без закона” “и труд, и собственность, и время земледельца” с особой силой звучит в стихотворении “Деревня”. В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И Рабство, падшее по манию царя,
    И над Отечеством Свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
    Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение “Анчар”. В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.
    Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и кончая“Памятником”, созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.

  2. Творчество А. С. Пушкина давно уже стало достоянием русской и мировой литературы. Мало найдется в истории человечества примеров такого богатого дарования. Мы и по сей день восторгаемся его изумительными по красоте и силе звучания произведениями. Пушкин дорог нам как русский национальный поэт, принесший славу стране, счастье которой было для него превыше всего.
    Патриотические мотивы, идеалы свободы и справедливости, ненависть к рабству и тирании проходят через все творчество Пушкина. Голос поэта был примером для многих лучших людей России.
    Еще в период раннего творчества Пушкин выступал противником несправедливости и деспотизма. Поэт обращается к истории человечества, показывая губительную для народа и государства силу тирании:
    Свободой Рим возрос, а рабством погублен…
    В стихотворении «Лицинию» четко обозначена позиция юного поэта:
    Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
    Во мне не дремлет дух великого народа.

    Вот так 16-летний поэт выражает свое отношение к царящему в мире беззаконию, попиранию человеческой свободы. Пушкин рос и совершенствовался как поэт, неизменно обращаясь вновь и вновь к теме, которая так его волновала. Стремление к свободе, равенству людей перед законом ясно видно в оде «Вольность». Само название говорит об идейной направленности стихотворения. Пушкин формулирует, с какой целью написано это произведение:
    Хочу воспеть свободу миру,
    На тронах поразить порок.

    Призывая правителей склониться «под сень надежную закона», поэт грозит деспотам расплатой за зло:
    Тираны мира! трепещите!
    А вы мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы.

    Судьба обездоленных болью отзывается в сердце Пушкина. На фоне великолепия природы поэт изображает дикие нравы российской жизни:
    Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.

    Гармония в природе резко сменяется описанием положения простого народа:
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.

    Пушкин, до глубины души возмущенный этим, горит желанием увидеть свою страну свободной от рабства. Надежда на всеобщее счастливое будущее органически связана с творчеством великого поэта. Пушкин готов посвятить России «души прекрасные порывы». Именно поэтому пушкинские строки были
    горячо воспринять! в среде декабристов. Вера в торжество идеалов свободы объединяла лучших людей России:
    Товарищ, верь; взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!

    В этих словах из послания «К Чаадаеву» звучит глубокая убежденность поэта в правильности выбранного пути. Пушкин в годы реакции причисляет себя к братьям тех, кто потерял свою свободу в борьбе за счастье других. Концовка стихотворения «Во глубине сибирских руд…» напоминает луч света в мрачном подземелье:
    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут.

    В то время, когда о декабрьском восстании старались не вспоминать, Пушкин говорит о своем духовном единении с осужденными и повешенными. В стихотворении «Арион» поэт в иносказательной форме заявляет:
    Я гимны прежние пою…
    Таинственный певец Арион — это сам Пушкин, потерявший друзей, оставшийся верным своим убеждениям. Тема свободы человека продолжала волновать поэта. В стихотворении «Анчар» дан яркий пример страшной судьбы раба, жизнь которого полностью зависит от воли господина. Пушкин философски освещает проблему человеческих отношений, проповедует просвещенность и гуманизм.
    Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина неповторима и многогранна. Читая пушкинские строки, особенно остро чувствуешь, почему «не зарастет народная тропа» к памятнику, который воздвиг себе поэт своим творчеством. Певец вольности, истинный патриот России, Пушкин заслужил всеобщую преданность потомков тем, что пробуждал «чувства добрые» и призывал «милость к падшим».

  3. Ты звал на них, ты славил Немезиду;
    Ты пел Маратовым жрецам
    Кинжал и деву – эвмениду!-
    То это не о Шенье только, а о себе самом с гордостью
    говорит он, это его – пушкинский – стих как бич свистал по головам бесславных
    правителей России, это он воспевал «цареубийственный кинжал».
    В этом стихотворении Пушкин воссоздал размышления
    осужденного поэта Андрея Шенье о его судьбе. Накануне казни «возвышенный галл»,
    поэт – элегик и поэт- гражданин начинает колебаться, правильно ли он поступил,
    отойдя от мотивов, любви дружбы и страстно включившись в битвы революции. А то,
    к чему это привело, не свидетельствует ли, что его революционные призывы, как и
    «семена» автора «Сеятеля», оказались бесплодными:
    Куда, куда завлек меня враждебный гений?
    Рожденный для любви, для мирных искушений,
    Зачем я покидал безвестной жизни тень,
    Свободу и друзей, и сладостную лень?
    Судьба лелеяла мою златую младость;
    Беспечною рукой меня венчала радость…
    Зачем от жизни сей, ленивой и простой,
    Я кинулся туда, где ужас роковой…
    Но тут же поэт отбрасывает «малодушную» мысль. И это
    буквально врезается в сознание читателей необыкновенно выразительным приемом –
    поистине «революционным» сломом самого строя стиха. Кажется, эти сомнения
    высказаны лишь для того, чтобы с большей силой утвердить могущество поэтического
    слова и оправдать долг поэта участвовать в гражданской борьбе:
    О, нет!
    Умолкни, ропот малодушный!
    Гордись и радуйся поэт:
    Ты не поник главой послушной
    Перед позором наших лет;
    Ты презрел мощного злодея…
    И вера в падение тирании, в победу свободы
    торжественно звучит в последних словах героя элегии:
    И час придет… и он уж недалек:
    Падешь, тиран! Негодованье
    Воспрянет наконец. Отечество рыданье
    Разбудит утомленный рок.
    Пушкин считал намеки своего стихотворения настолько
    прозрачными, что опасался, не догадается ли цензура о возможности всяких
    «применений».  Однако цензор вычеркнул только те слова А. Шенье, в которых
    перечислялись события французской революции. Заключительная  часть
    стихотворения осталась нетронутой.
    Гордые слова Шенье («Умолкни, ропот малодушный!…») –
    самая сильная часть стихотворения. Неожиданной ритмической ломкой стиха Пушкина
    гениально передал переход от малодушного оплакивания своей судьбы к суровому и
    гордому мужеству сильного духом поэта.
    Элегия тотчас была напечатана, но начало
    стихотворения цензура не пропустила: слишком сильно там просвечивали недавние
    политические события в России: убийство тирана Павла I,
    разочарование передовых людей в новом царе Александре I. Скоро
    эти не пропущенные цензурой стихи пошли гулять по России в списках. Хоть они и
    были написаны Пушкиным за полгода до восстания, но после разгрома и казни
    декабристов как бы зажили новой жизнью. Русское общество, потрясенное ужасом
    недавней расправой – казни и каторги, – читало и повторяло строки из «Андрея
    Шенье», изливая в них то, что накипело в душе за последний год. Рано или поздно
    стихи эти под заголовком «На 14 декабря» попали в III
    отделение. Люди, распространявшие их, были приговорены к смертной казни
    (впоследствии приговор был смягчен), а Пушкин несколько раз давал объяснения
    перед специальной комиссией и уцелел только потому, что сумел доказать: стихи
    написаны о французской революции и еще задолго до 14 декабря. Интересно, что
    после неожиданной для всех смерти императора Александра, Пушкин был очень
    доволен тем, что «предсказал» своего мучителя, пять лет державшего его в
    ссылке. Своему другу П.А. Плетневу поэт писал: «Я пророк, ей богу, пророк. Я
    Андрея Шенье велю напечатать церковными буквами…».
    Но мы забежали вперед. Одиночное Михайловское
    заключение стало все более и более душить Пушкина. Всеобщее недовольство
    обстановкой в стране содействовало усилению деятельности тайных обществ. Ко
    времени ссылки Пушкина В Михайловское широко развивалась деятельность, как Южного
    общества, так и Северного, сформировавшегося к началу 1823 года (с 1821 года,
    после роспуска Союза Благоденствия, до осени 1822 года, возвращение гвардии в
    Петербург, деятельность общества в Петербурге прекратилась). Оба тайных
    общества готовились к решительным действиям. Эпоха медленной пропаганды,
    характерная для деятельности Союза Благоденствия, сменилась более решительной
    подготовкой переворота. Близилась развязка – 14 декабря. И накануне казни
    декабристов с особой остротой читались по России такие строчки из «Андрея
    Шенье»:
    Завтра казнь, привычный пир народу:
    Но лира юного певца
    О чем поет? Поет она свободу:
    Не изменялась до конца!
    Смерь Александра в Таганроге застала оба тайных
    общества не подготовленными к быстрому вступлению, тем более что именно в это
    время благодаря осведомительной  деятельности провокаторов Шервуда, Майбороды и
    Бошняка до правительства дошли достаточно точные  сведения о деятелях тайных
    обществ. Тем не менее обстоятельства, последовавшие за смертью Александра в
    Таганроге 19 ноября 1825 года, в частности, осложнение с вопросом о приемнике
    Александра, создали условия, настолько благоприятные для революционного
    выступления, что бездействие было невозможно. Восстание в Петербурге 14
    декабря, а затем на юге 29 декабря привели к разгрому тайных обществ, к аресту
    всех участников заговора, следствию и суду.
    Весть о восстании декабристов на Сенатской площади в
    Петербурге, о кровавом разгроме его застала Пушкина в Михайловском, «в глуши,
    во мраке заточенья».
    Он ожидал это восстание давно и нетерпеливо, «с
    томлением упованья», он предчувствовал неизбежность, он возлагал на него
    большие надежды и для судеб России, и для себя лично. Теперь все рухнуло.
    «Минута вольности святой» не длилась и мгновенья. Во всем, что произошло,
    предстояло понять причины неудачи, определив свое отношение, взглянуть на
    трагедию взором историка, мыслителя, художника.
    Чем более Пушкин узнавал об обстоятельствах,
    связанных с 14 декабря 1825 года, тем яснее становилось, что она, увы, было
    заранее обречено на провал.
    Горстка «безумцев» – смелых, отчаянных, благородных
    – против всей громады самодержавия, покоившегося на вековых традициях рабства и
    верноподданичества, на темноте и невежестве народа, самодержавия, освященного
    религией, подпираемого штыками, охраняемого густой сетью жандармов, шпионов,
    наушников. «Необъятная сила правительства!».
    Четырнадцатое декабря и все, что последовало далее,
    развеяло в прах надежды, все еще жившие в душе Пушкина, на освобождение народа
    от рабства и самовластия и на непосредственно связанное с этим освобождение из
    все более и более становившейся невыносимой ссылки. По всей стране пошли
    массовые облавы и аресты. Пушкин (да и не он один) ждал, что схватят и его.
    Готовясь к этому, он сжег все, что могло повредить «падшим» друзьям. Из
    осторожность он вовсе прервал было и то, что так поддерживало поэта в его
    ссылочном одиночестве, – интенсивную переписку с друзьями.
    Но прошло больше месяца, а волна арестов его не
    коснулась. Это давало основание думать, что к следствию по делу декабристов он
    не привлечен. Тем непереносимее стало для него отсутствие сведений о том, что
    происходит в столице, что станет с жертвами восстания. «Что делается у вас в
    Петербурге? Я ничего не знаю. Верно, вы полагаете меня в Нерчинске. Напрасно, я
    туда не намерен – но неизвестность о людях, с которым находился в короткой
    связи, меня мучит. Надеюсь для них на милость царскую», – пишет поэт Плетневу,
    получив от него только что вышедший экземпляр первого отдельного издания своих
    стихотворений. И тут же он ставит вопрос о возможности прекращения новым царем,
    удостоверившимся, что он не был причастен к тайному обществу, его шестилетней
    опалы.  Об этом сразу же пишет он и Жуковскому, сопровождая это, однако, весьма
    знаменательной оговоркой, которую ввиду ее особой значимости, следует очень
    запомнить: «Теперь, положим, что правительство, и захочет прекратить мою опалу,
    с ним я готов условливаться (буде условия необходимы), но вам решительно говорю
    не отвечать и не ручаться за меня. Мое будущее поведение зависит от обстоятельств,
    от обхождения со мною правительства etc».
    Характерен тон этих строк, полный (это особенно
    чувствуется в контексте всего письма) высокого гражданского и личного
    достоинства. Словно бы речь идет не о возвращении сосланного за политическое
    «преступление» и шесть лет томящегося в ссылке поэта, находящегося всецело во
    власти нового российского самодержца, а о мирных переговорах двух равноправных
    великих держав: «Готов условливаться… не ручаться за меня…». А в словах: «Мое
    будущее поведение зависит…» – звучит почти прямая угроза: обстоятельство – это
    общая политика нового царя и, прежде всего, судьба преданных суду декабристов;
    «обхождение со мною …» – прекращение ссылки. Как видим, несмотря на все, что
    произошло, Пушкин не только не стал на колени, а, наоборот, еще выше поднял
    голову.
    Горстка борцов за идеалы  народной свободы, которая
    боялась народного восстания больше, чем самодержавия, готовила свое
    выступление, вынашивала его цели в глубокой тайне не столько от правительства,
    сколько от солдат, крестьян, ремесленного люда.
    Зачинщики восстания подняли войска утром 14 декабря,
    не объясняя солдатам своих истинных намерений, под тем предлогом, что Николай
    не является законным наследником престола, и надо присягать не ему, а его брату
    Константину.
    Можно ли тут было рассчитывать на настоящую
    поддержку мнения народного?
    К тому же не было единодушия и в рядах самих
    заговорщиков. Одни ратовали за конституционную монархию, другие – за
    республику. Одни – за немедленные и решительные действия, другие сомневались в
    них. Накануне восстания в штаб квартире Кондратия Рылеева стало известно, что
    план восстания выдан Николаю, Рылеева это мало смутило, и он сказал Бестужеву:

    К сомнениям нашим теперь,
    конечно, прибавятся новые препятствия. Но мы начнем. Я уверен, что мы погибнем,
    но пример останется. Принесем собой жертву для будущей свободы отечества!
    Когда настанет день освобождения для декабристов?
    Пушкину хотелось верить, что скоро. Он даже возлагал надежды на милосердие
    нового императора. Надеялся на «перемену судьбы» и для себя лично, так как к
    восстанию был  формально непричастен. Между тем в бумагах каждого  из
    действовавших находились его стихи, что вполне недвусмысленно указывало на роль
    поэта в восстании.
    Но вскоре судьба Пушкина переменилась: Николай I
    затребовал его к себе в Москву. Но решение освободить Пушкина из ссылки было
    искусным политическим маневром, широким «либеральным» жестом со стороны только
    что коронованного нового европейского самодержца Николая I.
    Процесс декабристов окончился 11 июля 1826 года. «Добрый государь» велел
    Каховского повесить вместе с Рылеевым, Пестелем, Муравьевым- Апостолом,
    Бестужевым-Рюминым… Но при этом позаботился, чтобы в глазах света выглядеть
    милосердным: заменил смертную казнь вечной каторгой. И через два дня, 13 июля
    1826 года, совершилась казнь пятерых, «поставленных вне разрядов и вне
    сравнений с другими», а затем и приведение в исполнение приговоров над
    осужденными к каторге, заключению в крепость, ссылке  на поселение,
    разжалованию и другим разнообразным наказаниям.
    Закончился период михайловского изгнания Пушкина. 8
    сентября 1826 года состоялась встреча поэта с царем. Один из чиновников III
    отделения, М.М. Попов, рассказывал, вероятно, со слов своего шефа. Рассказ этот
    позволяет живо представить всю сцену. Когда Пушкин вошел, царь видимо, сидел (а
    возможно, и стоял; именно эту позу он принимал, когда к нему приводили на
    допрос некоторых декабристов) за письменным столом. Пушкин почтительно, как
    полагается, стал перед ним. Затем, по ходу очень затянувшегося разговора, царь
    встал и начал (это тоже делал при некоторых допросах) расхаживать по комнате.
    Поэт повернулся к нему, а затем, устав стоять навытяжку, оперся о стол. Это
    было, конечно, неслыханной «дерзостью» с точки зрения придворного этикета. Но едва
    ли не больше задело Николая все усиливавшаяся «свобода» реплик поэта. И тут
    последовал уже наиболее прямой (своего рода выстрел в упор) вопрос царя,
    таивший в себе возможность самых тяжелых последствий: «Государь долго говорил
    со мною, потом спросил: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б
    был в Петербурге?» И Пушкин опять сразу же с органически свойственной его
    натуре благородной открытостью и смелой прямотой ответил: «Непременно,
    государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не быть с ними. Одно
    лишь отсутствие спасло меня, за что и благодарю Бога», – ответил поэт.
    Необыкновенно ярко этот столь волнующий момент, как
    вспышка молнии, осветил обаятельнейшие черты натуры Пушкина – его благородство,
    бесстрашие, гордую прямоту.
    Пушкин некоторое время колеблется, но, наконец, дает
    царю обещание ничего не писать «противу правительства». За это Николай дарует
    ему право жить в Петербурге, обещает сам быть цензором его произведений. Как
    пишет Н.И Лорер, со слов брата Пушкина, император вывел, затем поэта в соседнюю
    комнату и представил царедворцам:

    Господа, вот вам новый
    Пушкин, о старом забудем.
    В тот же день на балу он мимоходом бросает во
    всеуслышанье одному из приближенных:

    Знаешь, что я нынче
    говорил с умнейшим человеком России?
    -С кем же?
    -С Пушкиным.
    Спектакль сыгран.
    Что же с Пушкиным? Действительно ли теперь он
    «императорского величества Николая I придворный поэт»?
    Что происходит в его душе?
    Надобно знать эту душу, которая всегда порывалась
    чувством благодарности за доброе к себе отношение. Надобно понять его наивное,
    ребяческое желание вопреки всему верить в просвещенность и милосердие нового
    императора, вопреки всему надеяться на это.
    Ах, обмануть
    меня не трудно…
    Я сам
    обманываться рад!
    Что же еще оставалось, кроме как самообманываться
    надеждой?
    Но никогда Пушкин не был и не мог быть придворным
    поэтом, ни на миг не мог забыть Пушкин, что между ним и Николаем – могилы
    повешенных декабристов, десятки товарищей, закованных в кандалы и сосланных на
    каторгу.
    Поэт и царь заключили между собой своего рода
    договор, но каждый из них хорошо понимал, что в душе они остаются врагами.
    Однако  каждый надеялся извлечь из договора максимальную пользу для себя. Царь
    рассчитывал обезопасить вольнодумца и направить его перо в нужную сторону. Поэт
    рассчитывал  употребить свое влияние на общественное мнение, но самого
    императора с тем, чтобы иметь возможность делать «хоть каплю добра» во имя
    прежних идеалов, чтобы смягчить участь осужденных декабристов, чтобы хоть в
    скрытой, завуалированной форме пропагандировать свои идеи, спасти все, что
    можно было спасти, «сказать все и не попасть в Бастилию».
    Согласно одной из версий, возможно легендарной,
    когда Пушкин предстал перед Николаем, в его кармане лежал листок со
    стихотворением «Пророк». В нем были такие строки окончания:
    Восстань,
    восстань, пророк России,
    В позорны ризы
    облекись,
    Иди, и с
    вервием на выи
    К У. Г.
    явись.

  4. Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил… свободу и милость к падшим призывал”.
    Уже в оде “Вольность” девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок
    Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:
    Владыки! вам венец и трон
    Дает Закон — а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.
    Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой”.
    В стихотворении “Сказки” Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит:
    И людям я права людей,
    По царской милости моей,
    Отдам из доброй воли.
    Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.
    Патриотические и освободительные идеи звучат в послании “К Чаадаеву”. Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Пушкин твердо верит в победу, “в звезду пленительного счастья”, в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России.
    По утверждению поэта, “на обломках самовластья” напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение “В Сибирь”. Поэт утверждает величие их дела:
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием:
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа…
    Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении “Арион”: “Я гимны прежние пою…”. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.
    Протест против крепостничества, против “барства дикого”, присвоившего себе “без чувства, без закона” “и труд, и собственность, и время земледельца” с особой силой звучит в стихотворении “Деревня”. В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И Рабство, падшее по манию царя,
    И над Отечеством Свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
    Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение “Анчар”. В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.
    Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и кончая“Памятником”, созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.

  5. Первый вариант
    29 января 1937 года вся страна была в трауре (неточность: во-первых, какая страна, а во-вторых, не вся страна, а образованные или хотя бы грамотные люди): умер Александр Сергеевич Пушкин. Последующие два дня его дом был полон народу: более десяти тысяч человек пришло проститься с гениальным поэтом. «Нет, весь я не умру», – писал Пушкин. Нам остались его бессмертные поэтические творения.
    Каковы же основные темы его стихотворений? Это и лирика дружбы, и любовная лирика. Большое значение Пушкин придавал размышлениям о назначении поэта и поэзии, но я бы хотела рассмотреть вольнолюбивую лирику. (Почему именно вольнолюбивую? Это следует как-то обосновать.)
    Одно из самых ранних произведений на эту тему – ода «Вольность», написанная в 1817 году. Сам жанр оды предполагает восхваление; но совсем не царя, как это было ранее (Ломоносов, Державин) собирается прославлять (во-первых, следовало бы написать имена поэтов не в скобках, как в сугубо научном тексте, а ввести их в предложение: «как это было ранее в произведениях Ломоносова и Державина», во-вторых, нельзя ничего не сказать о знаменитой в свое время оде А. Радищева, чье название воспроизводит Пушкин) поэт: «Хочу воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок». Цель лирического героя – это попытка поддержать рабов.
    Вероятно, в его представлении существует два мира: тот, где царит «Рабства грозный Гений», и другой, где правит «святая Вольность», то есть свобода, данная Богом. В стихотворении складывается следующая иерархия (речевая ошибка: иерархия не складывается, а строится): во главе всего – Бог, поражающий «преступленье свысока», затем Закон, а ниже – царь и народ. В мире рабства, в отличие от мира вольности, эта связь нарушается, то есть кто-то начинает управлять Законом. В этом смысле (непонятно, в каком смысле: следовало написать «перед законом», «перед ним») и царь, и народ равны («…Горе племенам… где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!»). Именно такой мир Рабства окружал императора Павла. (Как может окружать не мир в прямом смысле слова, а мир рабства? Здесь следовало написать «существовал при Павле».) Здесь царит «тьма ночная», живут «звери», здесь, вероятно, «отверсты» врата ада. И лишь «народов вольность и покой» действительно могут исправить этот мир, став «вечной стражей трона». Таким образом, свобода в сочетании с Законом (неточность: не в сочетании, а связанная) становится обязательной в этом мире (либо фактическая, либо речевая ошибка: свобода отнюдь не обязательна, она – идеал) для лирического героя данного (речевая ошибка: официально-деловое слово в сочинении неуместно, надо написать – этого) стихотворения. А то, что может ее подавить, – это рабство. (Последнее предложение совершенно излишне, так как повторяет уже высказанную мысль.)
    Та же «святая вольность» появляется (наверное, не сама появляется, а описывается, становится главной темой и так далее) в стихотворении «К Чаадаеву». Лишь свобода может зажечь сердца. И герой (лирический герой!) искренне верит в «звезду пленительного счастья», но лишь вольность может дать (лучше – подарить) это счастье. Теперь уже обязательным условием воцарения свободы становятся «обломки самовластья». Если в оде «Вольность» лирический герой был прежде всего наблюдателем, то в стихотворении «К Чаадаеву» он сам готов отречься от «любви, надежды, тихой славы», заменив их, может быть, на чувства патриотизма и любви к Отечеству (речевая ошибка: патриотизм и любовь к отечеству – это одно и то же). (Следовало бы написать о том, что в тексте Пушкина любовь к родине уподобляется любви к женщине.)
    К вольнолюбивой лирике относится и стихотворение «Деревня». Оно условно разделено на две совершенно разные (не совсем точно – части стихотворения противопоставлены и в то же время соотнесены) части. Природа, познание истины, свобода души противопоставляются «Невежества убийственному Позору», Рабству. И опять у лирического героя Пушкина «в груди… горит жар», а главным врагом Свободы вновь становится Рабство. Но «Деревня», в отличие от стихотворения «К Чаадаеву», заканчивается вопросом. Лирический герой уже не уверен в том, «взойдет ли, наконец, прекрасная Заря». И если раньше самодержавие свергалось (свергать самодержавие стихами нельзя, можно призывать к его свержению!), то теперь поэт восклицает: «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя».
    Совершенно меняется настроение героя в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…». В том, что он боролся против рабства, лирический герой видит теперь лишь потерянное время. «Я вышел рано, до звезды», – говорит он, понимая, что страна (неточность: не страна, а народ) еще не готова к свободе, еще не взошла «звезда пленительного счастья». «К чему стадам дары свободы?» Таким образом, лирический герой видит народ безвольным стадом, не желающим проснуться от «чести клича». И то, что ранее поэту казалось возмутительным, ужасным, теперь становится вполне закономерным (речевая ошибка: не закономерным, а понятным).
    И наконец, одно из самых последних стихотворений Пушкина на тему свободы – «Из Пиндемонти». (Очень грубая содержательная ошибка, лишающая автора шансов на хорошую отметку: ничего не сказано о верности идеалам декабризма, провозглашенной в стихотворениях «Арион» и «Во глубине сибирских руд…», а также о философском осмыслении соотношения деспотизма и рабства в стихотворении «Анчар».) Теперь то, что ценится большинством (может быть, лучше сказать – многими, вспомнив хотя бы стихотворение «Свободы сеятель пустынный…») людей, героя совершенно не волнует. Он отвергает (точнее – не ценит) систему ценностей других, а вводит свою, подготовленную (точнее – сформулированную или выработанную) еще в стихотворении «Деревня». Сперва он учится «не завидовать судьбе злодея иль глупца – в величии неправом». А потом (лучше употребить наречие позже) говорит: «Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова…» На первом месте оказываются независимость и свобода (следует добавить – духовная или внутренняя), необходимые герою. Для него особенно важна гармония внутри себя самого. Он не желает зависеть ни от царя, ни от народа.
    Таким образом, лирический герой вольнолюбивой лирики (следует написать – чьей!) все время меняется. Сначала это юный романтик, готовый пожертвовать своей жизнью на благо Отечества. Но вскоре его пылкость и вера сменяются сомнениями. А неуверенность, в свою очередь, приводит к полному разочарованию, к пониманию того, что «стадам» не нужна свобода. Лирический герой становится реалистом. И последнее изменение в герое – это новая система ценностей. Теперь вольностью для него становятся «божественные красоты природы» (речевая ошибка: «красоты» становиться вольностью не могут, в них можно видеть эту вольность). (Толкование эволюции понимания свободы Пушкиным слишком прямолинейно.)
    Герой Пушкина понял, что для него есть свобода. Но в его творчестве тема свободы, важная для русских поэтов, далеко не исчерпана, чему свидетельством могут служить стихи Лермонтова и Некрасова.
    Сочинение довольно интересное, но трактующее тему свободы в лирике Пушкина неполно и несколько прямолинейно .
    Второй (исправленный) вариант
    29 января 1937 года все грамотные люди страны были в трауре: умер Александр Сергеевич Пушкин. Последующие два дня его дом был полон народу: более десяти тысяч человек пришло проститься с гениальнейшим русским поэтом. «Нет, весь я не умру», – писал Пушкин. Действительно, нам остались его бессмертные творения. Александр Сергеевич был талантливым прозаиком, но прежде всего он, конечно же, был поэтом.
    Каковы же основные темы его стихотворений? Это и лирика дружбы, и любовная лирика. Большое значение Пушкин придавал размышлениям о назначении поэта и поэзии, о смысле человеческой жизни вообще, но наиболее интересна его вольнолюбивая лирика.
    Одно из самых ранних произведений на эту тему – ода «Вольность», написанная в 1817 году. Задолго до Пушкина оду с таким же названием написал А. Н. Радищев, но содержание стихотворений, написанных на одну и ту же тему, различно.
    Сам жанр оды предполагает восхваление; но совсем не царя, как это было ранее в произведениях Ломоносова и Державина, восхваляет поэт: «Хочу воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок». Цель лирического героя – это попытка поддержать «рабов».
    Вероятно, в его представлении существует два мира: тот, где царит «Рабства грозный Гений», и другой, где правит «святая Вольность», то есть свобода, данная Богом. В стихотворении строится следующая иерархия: во главе всего – Бог, поражающий «преступленье свысока», затем Закон, а ниже – царь и народ. В «мире Рабства», в отличие от «мира Вольности», эта связь нарушается, то есть кто-то начинает управлять Законом, а перед ним и царь, и народ равны («…Горе племенам, где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!»).
    Именно такой мир Рабства существовал при императоре Павле. Здесь царит «тьма ночная», живут «звери», здесь, вероятно, «отверсты» врата ада. И лишь «народов вольность и покой» действительно могут исправить этот мир, став «вечной стражей трона». И если Радищев приветствует борьбу против самодержавия, именно это считая вольностью, то для лирического героя Пушкина идеалом становится свобода, неразрывно связанная с законом.
    О такой же свободе поэт пишет в стихотворении «Андрей Шенье»: «Закон, на вольность опершись, провозгласил равенство». Здесь «священная свобода» уже становится «Богиней чистой».
    «Святая вольность» становится главной темой в стихотворении «К Чаадаеву». Лишь свобода может зажечь сердца. Ее ожидание сродни ожиданию «минуты верного свиданья» с возлюбленной. Таким образом, личные чувства уступают место свободолюбивым порывам, обращенным к Отечеству. Лирический герой искренне верит в «звезду пленительного счастья», но лишь вольность может дать даровать это счастье. Теперь уже обязательным условием воцарения свободы становятся «обломки самовластья». Если в оде «Вольность» лирический герой был наблюдателем и человеком, поучающим других, то в стихотворении «К Чаадаеву» он сам готов отречься от «любви, надежды, тихой славы», заменив их патриотическим чувством.
    К вольнолюбивой лирике относится и стихотворение «Деревня». Оно условно разделено на две противопоставленные, но и сопоставленные части. Идиллическая природа, познание истины, свобода души противопоставляются «Невежества убийственному Позору», Рабству. И вновь у лирического героя Пушкина «в груди… горит жар», а главным врагом Свободы вновь становится Рабство. Но «Деревня», в отличие от стихотворения «К Чаадаеву», заканчивается вопросом. Лирический герой уже не уверен в том, «взойдет ли, наконец, прекрасная Заря». И если раньше самодержавие порицалось, то теперь поэт восклицает: «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя».
    Совершенно меняется настроение лирического героя в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…». В борьбе против рабства он видит теперь лишь потерянное время. «Я вышел рано, до звезды», – говорит он, понимая, что народ еще не готов к свободе, еще не взошла «звезда пленительного счастья». «К чему стадам дары свободы?» – восклицает Пушкин. Таким образом, лирический герой видит народ безвольным стадом, не желающим проснуться от «чести клича». И то, что ранее поэту казалось возмутительным, ужасным, теперь становится вполне понятным.
    Но эта безысходность вновь сменяется надеждой в стихотворении «Во глубине сибирских руд…». Даже «мрачное подземелье» и «мрачные затворы» не способны задержать «свободный глас» поэта. Мысли о вольности сохранились благодаря «гордому терпенью». Если «стаду» свобода и не нужна, то у людей с «высокими стремленьями» надежда на нее осталась.
    Слышится «свободный глас» певца и в стихотворении «Арион». Это вновь «гимны» вольности, в которую верят герои.
    А вот полное отсутствие свободы приводит к трагедии. И об этом пишет Пушкин в стихотворении «Анчар». Животные и птицы оказываются мудрее людей – их ничто не заставит приблизиться к «древу яда». И лишь человек может «властным взглядом» послать другого к анчару. И два от природы и от Бога равных человека, «непобедимый владыка» и «бедный раб», оба виноваты в гибели «соседей в чуждых пределах».
    И наконец, одно из последних стихотворений Пушкина на тему свободы – «Из Пиндемонти». Теперь то, что ценится многими, героя совершенно не волнует. Он пренебрегает системой ценностей других, а вводит свою, выработанную еще лирическим героем стихотворения «Деревня». Сперва он учится «не завидовать судьбе злодея иль глупца – в величии неправом», а потом говорит: «Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова…» На первом месте для героя оказывается духовная свобода. Для него особенно важна внутренняя гармония. Он не желает зависеть ни от царя, ни от народа.
    Таким образом, лирический герой вольнолюбивой лирики А. С. Пушкина все время меняется. Сначала это юный романтик, готовый пожертвовать своей жизнью для блага Отечества. Но вскоре его пылкость и вера сменяются сомнениями в том, «взойдет ли наконец прекрасная заря». А неуверенность, в свою очередь, приводит к разочарованию, к осознанию того, что «стаду» не нужна свобода. Но надежды на лучшее возрождаются опять в стихах, посвященных друзьям-декабристам. И последнее изменение в герое – это новая система ценностей. Теперь вольностью для него становится не политическая свобода, а личная независимость. И все-таки в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» он утверждает, что «долго будет любезен народу» прежде всего тем, что «восславил свободу».
    Герой Пушкина понял, что для него есть свобода. Но в его творчестве тема свободы, политической и духовной, важная для русских поэтов, далеко не исчерпана, чему свидетельством могут служить стихи как Лермонтова и Некрасова, так и Маяковского, Пастернака, Бродского…

  6. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы
    Сочинение «\”В мой жестокий век восславил я свободу\” (1)»
    Пушкин – все сочинения
    по произведениям А.С. Пушкина)
    Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
    В.Г. Белинский
    Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде, о синем Лукоморье с
    морскими богатырями. В юности Пушкин приходит к нам через школу. Он пробуждает
    стремление к высокому, любовь “к святой вольности”, желание посвятить Отчизне “души
    прекрасные порывы”. Мир поэта огромен. Все было предметом его поэзии. Мы узнаем
    неповторимые черты природы и русской жизни, мы открываем для себя Родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче и нравственно чище, читая Пушкина.
    Судьбы людей всегда волновали Пушкина. В центре творчества поэта – жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу. Он умел в самый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее. Одной из главных тем у Пушкина является тема свободы. Следуя традициям русской поэзии, Пушкин пишет оду “Вольность”. Поэт мечтает о свободе, закрепленной в законе, Конституции:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Вслед за “Вольностью” Пушкин пишет “К Чаадаеву”. Стихотворение написано в духе дружеского послания. Пушкин говорит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман”. Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за собой Чаадаева не падать духом, посвятить
    Отчизне “души прекрасные порывы”:
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    В стихотворении “Деревня” поэт в уединении на лоне прекрасной природы. Мы вместе с ним видим тихую и спокойную жизнь в деревне, дышим свежим воздухом, любуемся темным садом “с его прохладой и цветами”. Не давая до конца насладиться великолепным видом, который открывается перед нашим взором, поэт показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а жизнь трудового крестьянства: его нищету, бесправие, жестокую эксплуатацию:
    Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
    Среди цветущих нив и гор
    Друг человечества печально замечает
    Везде невежества убийственный позор.
    Царящий в деревне произвол ярким контрастом отличается от красоты природы. Пушкин дает понять, что существующий строй дик, бесчеловечен. Счастье человек может
    достичь только в свободном обществе.
    После поражения декабристов Пушкин не порвал связей с прежними друзьями, с семьями
    сосланных в Сибирь. “Во глубине сибирских руд…” посвящено декабристам, осужденным
    на каторгу. Дело, начатое декабристами, не пропало даром, продолжатели их идей
    осуществляют мечту о счастье, о свободе:
    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” сюжет составляет судьба
    Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. В стихотворении мы видим тяжкие раздумья о жестокости века, об отношениях с царем, о недостижимом счастье свободы.
    Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к хвале и
    клевете, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем —
    сознание выполненного долга перед народом. Великий гений — голос народа, его пророк.
    Пушкин надеется, что поэзия станет достоянием народа: “Слух обо мне пройдет по
    всей Руси великой…” Поэт жил страданиями Руси, ее славой, успехами и болью и был
    счастлив, что ему открылась народная мудрость. Он гордился тем, что его поэзия
    была свободной и взывала к свободе. Пушкин утверждает единство народных и личных
    идеалов:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Слово “свобода” включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. “Милость к падшим” — это о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес — это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде. Памятнику самовластия Пушкин противопоставляет свой памятник. Его памятником, который “вознесся выше… главою непокорной Александрийского столпа”, была вольнолюбивая, мятежная, исполненная любви к человеку поэзия. “Памятник” Пушкина — подвиг поэта, запечатлевший всю красоту его личности.

  7. Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил… свободу и милость к падшим призывал”.
    Уже в оде “Вольность” девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок
    Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:
    Владыки! вам венец и трон
    Дает Закон — а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.
    Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельнодля государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой”.
    В стихотворении “Сказки” Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит:
    И людям я права людей,
    По царской милости моей,
    Отдам из доброй воли.
    Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.
    Патриотические и освободительные идеи звучат в послании “К Чаадаеву”. Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Пушкин твердо верит в победу, “в звезду пленительного счастья”, в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России.
    По утверждению поэта, “на обломках самовластья” напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение “В Сибирь”. Поэт утверждает величие их дела:
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием:
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа…
    Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении “Арион”: “Я гимны прежние пою…”. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.
    Протест против крепостничества, против “барства дикого”, присвоившего себе “без чувства, без закона” “и труд, и собственность, и время земледельца” с особой силой звучит в стихотворении “Деревня”. В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И Рабство, падшее по манию царя,
    И над Отечеством Свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
    Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение “Анчар”. В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.
    Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и кончая”Памятником”, созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.

  8. 8
    Текст добавил: теперь мне всё равно, прости

    (по произведениям А.С. Пушкина)
    Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
    В.Г. Белинский
    Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде, о синем Лукоморье с
    морскими богатырями. В юности Пушкин приходит к нам через школу. Он пробуждает
    стремление к высокому, любовь “к святой вольности”, желание посвятить Отчизне “души
    прекрасные порывы”. Мир поэта огромен. Все было предметом его поэзии. Мы узнаем
    неповторимые черты природы и русской жизни, мы открываем для себя Родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче и нравственно чище, читая Пушкина.
    Судьбы людей всегда волновали Пушкина. В центре творчества поэта – жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу. Он умел в самый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее. Одной из главных тем у Пушкина является тема свободы. Следуя традициям русской поэзии, Пушкин пишет оду “Вольность”. Поэт мечтает о свободе, закрепленной в законе, Конституции:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Вслед за “Вольностью” Пушкин пишет “К Чаадаеву”. Стихотворение написано в духе дружеского послания. Пушкин говорит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман”. Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за собой Чаадаева не падать духом, посвятить
    Отчизне “души прекрасные порывы”:
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    В стихотворении “Деревня” поэт в уединении на лоне прекрасной природы. Мы вместе с ним видим тихую и спокойную жизнь в деревне, дышим свежим воздухом, любуемся темным садом “с его прохладой и цветами”. Не давая до конца насладиться великолепным видом, который открывается перед нашим взором, поэт показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а жизнь трудового крестьянства: его нищету, бесправие, жестокую эксплуатацию:
    Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
    Среди цветущих нив и гор
    Друг человечества печально замечает
    Везде невежества убийственный позор.
    Царящий в деревне произвол ярким контрастом отличается от красоты природы. Пушкин дает понять, что существующий строй дик, бесчеловечен. Счастье человек может
    достичь только в свободном обществе.
    После поражения декабристов Пушкин не порвал связей с прежними друзьями, с семьями
    сосланных в Сибирь. “Во глубине сибирских руд…” посвящено декабристам, осужденным
    на каторгу. Дело, начатое декабристами, не пропало даром, продолжатели их идей
    осуществляют мечту о счастье, о свободе:
    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” сюжет составляет судьба
    Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. В стихотворении мы видим тяжкие раздумья о жестокости века, об отношениях с царем, о недостижимом счастье свободы.
    Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к хвале и
    клевете, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем —
    сознание выполненного долга перед народом. Великий гений — голос народа, его пророк.
    Пушкин надеется, что поэзия станет достоянием народа: “Слух обо мне пройдет по
    всей Руси великой…” Поэт жил страданиями Руси, ее славой, успехами и болью и был
    счастлив, что ему открылась народная мудрость. Он гордился тем, что его поэзия
    была свободной и взывала к свободе. Пушкин утверждает единство народных и личных
    идеалов:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Слово “свобода” включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. “Милость к падшим” — это о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес — это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде. Памятнику самовластия Пушкин противопоставляет свой памятник. Его памятником, который “вознесся выше… главою непокорной Александрийского столпа”, была вольнолюбивая, мятежная, исполненная любви к человеку поэзия. “Памятник” Пушкина — подвиг поэта, запечатлевший всю красоту его личности.
    Другие сочинения на тему “свободы в лирике” Пушкина
    ?

  9. Автор: Пушкин А.С.
    Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил… свободу и милость к падшим призывал”.
    Уже в оде “Вольность” девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок
    Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:
    Владыки! вам венец и трон
    Дает Закон — а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.
    Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой”.
    В стихотворении “Сказки” Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит:
    И людям я права людей,
    По царской милости моей,
    Отдам из доброй воли.
    Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.
    Патриотические и освободительные идеи звучат в послании “К Чаадаеву”. Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Пушкин твердо верит в победу, “в звезду пленительного счастья”, в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России.
    По утверждению поэта, “на обломках самовластья” напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение “В Сибирь”. Поэт утверждает величие их дела:
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием:
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа…
    Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении “Арион”: “Я гимны прежние пою…”. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.
    Протест против крепостничества, против “барства дикого”, присвоившего себе “без чувства, без закона” “и труд, и собственность, и время земледельца” с особой силой звучит в стихотворении “Деревня”. В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И Рабство, падшее по манию царя,
    И над Отечеством Свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
    Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение “Анчар”. В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.
    Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и кончая“Памятником”, созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.

  10. В лирике А.С. Пушкина существует множество тем, но можно выделить три главные темы: любовь и дружба, назначение поэта и поэзии и вольнолюбивая лирика. К вольнолюбивой лирике относятся такие произведения, как ода «Вольность», послание «К Чаадаеву», «Свободы сеятель пустынный», «Арион», Во глубине сибирских руд».
    По мнению Пушкина, свобода наступит только тогда, когда закон станет превыше всего. Уже в 18 лет Александр Сергеевич написал оду «Вольность». В первой строфе мы узнаем, о чем будет дальше писать поэт в своих стихах. По строкам:
    Хочу воспеть свободу миру
    На тронах поразит порок…
    Можно сказать, что Пушкин призывает людей к революции по строчке:
    Восстаньте, падшие рабы.
    Значит уже в молодости Пушкин знал, что будет восславлять свободу и не будет придерживаться старых традиций.
    Александр Сергеевич также раскрывает тему свободы в послании «К Чаадаеву».
    В послании Пушкин выражает стремление бороться за свободу. Это доказывают строки:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы.
    Поэт адресовал это произведение к своему лицейскому другу – Чаадаеву, но послание носило и политический характер.
    «Свободы сеятель пустынный» раскрывает тему свободы. Но если посмотреть Пушкин показывает нам, что люди не готовы у тому, чтобы быть свободными.
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Пушкин был связан с декабристами. У него было много друзей- декабристов. Один из них – Орлов. Поэт пишет стихотворение «Во глубине сибирских руд» для того чтобы декабристы, которые были сосланы, не отчаивались:
    Храните гордое терпенье,
    Не пропадет ваш скорбный труд…
    Он хотел сказать в этом стихотворении, что найдутся сторонники передовых идей и когда-нибудь «… оковы тяжкие падут» и «… свободы Вас примет радостно у входа».
    Мне кажется, что мы должны быть благодарны Александру Сергеевичу Пушкину за то, что он воспел свободу, хотя другие боялись этого. Он выражал свободно свои мысли. По моему мнению, каждый человек должен перечитывать стихи Пушкина, так как он помогает понять все чувства, присущие человеку. Пушкин был прав, написав в стихотворении «Памятник» следующие строки:
    Слух обо мне пойдет по всей Руси великой…
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    С милость к падшим призывал.

  11. Тема: – Сочинение по лирике Пушкина.«В мой век жестокий восславил я свободу»

    В лирике А.С. Пушкина существует множество тем, но можно выделить три главные темы: любовь и дружба, назначение поэта и поэзии и вольнолюбивая лирика. К вольнолюбивой лирике относятся такие произведения, как ода «Вольность», послание «К Чаадаеву», «Свободы сеятель пустынный», «Арион», Во глубине сибирских руд».
    По мнению Пушкина, свобода наступит только тогда, когда закон станет превыше всего. Уже в 18 лет Александр Сергеевич написал оду «Вольность». В первой строфе мы узнаем, о чем будет дальше писать поэт в своих стихах. По строкам:
    Хочу воспеть свободу миру
    На тронах поразит порок…
    Можно сказать, что Пушкин призывает людей к революции по строчке:
    Восстаньте, падшие рабы.
    Значит уже в молодости Пушкин знал, что будет восславлять свободу и не будет придерживаться старых традиций.
    Александр Сергеевич также раскрывает тему свободы в послании «К Чаадаеву».
    В послании Пушкин выражает стремление бороться за свободу. Это доказывают строки:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы.
    Поэт адресовал это произведение к своему лицейскому другу – Чаадаеву, но послание носило и политический характер.
    «Свободы сеятель пустынный» раскрывает тему свободы. Но если посмотреть Пушкин показывает нам, что люди не готовы у тому, чтобы быть свободными.
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Пушкин был связан с декабристами. У него было много друзей- декабристов. Один из них – Орлов. Поэт пишет стихотворение «Во глубине сибирских руд» для того чтобы декабристы, которые были сосланы, не отчаивались:
    Храните гордое терпенье,
    Не пропадет ваш скорбный труд…
    Он хотел сказать в этом стихотворении, что найдутся сторонники передовых идей и когда-нибудь «… оковы тяжкие падут» и «… свободы Вас примет радостно у входа».
    Мне кажется, что мы должны быть благодарны Александру Сергеевичу Пушкину за то, что он воспел свободу, хотя другие боялись этого. Он выражал свободно свои мысли. По моему мнению, каждый человек должен перечитывать стихи Пушкина, так как он помогает понять все чувства, присущие человеку. Пушкин был прав, написав в стихотворении «Памятник» следующие строки:
    Слух обо мне пойдет по всей Руси великой…
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    С милость к падшим призывал.

  12. Пушкин А.С. — «в мой жестокий век восславил я свободу»
    (по произведениям А.С. Пушкина)
    Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с  детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде , о синем Лукоморье с морскими богатырями. В юности Александр Сергеевич приходит к нам через школу. Он пробуждает стремление к высокому, любовь “к святой вольности”, желание посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”. Мы узнаем неповторимые черты природы и русской жизни, открываем для себя Родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче и нравственно чище, читая Пушкина. В центре творчества поэта — жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу. Он умел в самый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее.Одной из главных тем у Пушкина является тема свободы. Следуя традициям русской поэзии, девятнадцатилетний поэт пишет оду “Вольность”.Он мечтает о свободе и четко определяет свою цель:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, юный поэт призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:
    Владыки! вам венец и трон
    Дает Закон — а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.
    Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой.
    Вслед за “Вольностью” Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву”. В нем автор говорит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман”. Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Пушкин зовет за собой Чаадаева не падать духом, посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”:
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    В стихотворении “Деревня” мы вместе с автором видим тихую и спокойную жизнь в деревне, дышим свежим воздухом, любуемся темным садом “с его прохладой и цветами”. Но, не давая нам до конца насладиться великолепным видом, который открывается перед нами, поэт показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а жизнь трудового крестьянства: его нищету, бесправие, жестокую эксплуатацию:
    Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
    Среди цветущих нив и гор
    Друг человечества печально замечает
    Везде невежества убийственный позор.
    Царящий в деревне произвол ярким контрастом отличается от красоты природы. Пушкин дает понять, что существующий строй дик, бесчеловечен. Счастье человек может достичь только в свободном обществе.В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И Рабство, падшее по манию царя,
    И над Отечеством Свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
    После поражения декабристов Пушкин не порвал связи с прежними друзьями, с семьями сосланных в Сибирь и посвятил им «Во глубине сибирских руд…”. Дело, начатое декабристами, не пропало даром, продолжатели их идей осуществляют мечту о счастье, о свободе:
    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут.
    Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение своих друзей, в историческое значение их подвига в победу над самодержавием.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, созданным за год до смерти, сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. В нём мы видим тяжкие раздумья о жестокости века, об отношениях с царем, о недостижимом счастье свободы. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к хвале и клевете, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем — сознание выполненного долга перед народом. Великий гений — голос народа, его пророк. Пушкин надеется, что поэзия станет достоянием народа:
    “Слух обо мне пройдет по
    всей Руси великой…”
    Поэт жил страданиями Руси, ее славой, успехами и болью и был счастлив, что ему открылась народная мудрость. Он гордился тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Слово “свобода” включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. “Милость к падшим” — это о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес — это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде. Памятнику самовластия Пушкин противопоставляет свой памятник. Его памятником, который “вознесся выше… главою непокорной Александрийского столпа”, была вольнолюбивая, мятежная, исполненная любви к человеку поэзия.
    Мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и заканчивая “Памятником”. Поэт гордилcя тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.
    Скачать сочинение по литературе на тему: «Пушкин А.С.- «в мой жестокий век восславил я свободу» можно простым копированием текста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *