Сочинение на тему василиса премудрая идеал русской женщины

10 вариантов

  1. Сказка «Царевна-лягушка» – это русская народная волшебная сказка.
    В волшебных сказках добро всегда борется со злом.
    К добрым героям относится Иван-царевич. Он прошел много ис-
    пытаний, чтобы найти Василису Прекрасную. Иван-царевич смелый: он
    не побоялся в одиночку пойти искать свою жену. Он вежливый. Когда
    он встретился со старичком в лесу, Иван-царевич рассказал ему о своем
    горе. Старичок подарил ему волшебный клубок. Иван-царевич побла-
    годарил старичка и отправился дальше. Когда он встретился с Бабой
    Ягой, то тоже был вежлив с ней. За это она рассказала ему, где находится
    смерть Кощея. Иван-царевич добрый. Когда он шел за волшебным клуб-
    ком, то сильно проголодался. Он хотел убить медведя, зайца и селезня,
    чтобы не умереть с голоду, но потом пожалел их. Также он сжалился
    и над щукой, отпустил ее в синее море. А затем все животные помогли
    Ивану-царевичу победить Кощея бессмертного.
    Кроме того, к добрым героям можно отнести Василису Прекрасную
    и всех, кто помогал Ивану-царевичу.
    К злым героям можно отнести Кощея Бессмертного. Он украл Ва-
    силису Прекрасную у Ивана-царевича. Но Иван-царевич прошел все
    испытания и победил Кощея бессмертного.
    Также к злым героям относятся жены двух братьев Ивана-царевича.
    Они завидовали Ивану и его жене. Сначала жены братьев смеялись над ля-
    гушкой. Затем они послали служанку подглядывать, как лягушка печет хлеб.
    А на балу повторяли все, что делала Василиса Прекрасная. За свою злобу
    они были наказаны. Царь рассердился на них и приказал их выгнать.
    В сказках добро всегда побеждает. Но Иван-царевич ничего бы
    не смог сделать, если бы был один. Только всем вместе можно победить
    зло. Об этом и рассказывается в сказке «Царевна-лягушка»

  2. Во все времена сказки привлекают внимание не только детей, но и  многих взрослых. Ведь в  них всегда хорошая концовка, где добро побеждает зло. И дети, и взрослые по-разному смотрят и анализируют смысл той или иной сказки. Они делают выводы и находят каждый для своего возраста что-то полезное и поучительное.
    В сказке «Царевна лягушка» самым поучительным, ярким  и, привлекающим внимание читателя персонажем является Василиса Премудрая. Автор не спроста дал ей такое имя, ведь она в полной степени соответствует слову из своего  имени «премудрая».
    Это прекрасная девушка, с великолепными внешними данными, но по воле  злого Кощея, она на определённый срок заколдована в лягушку, которая вызывает отвращение у человека. Но это только в первые минуты встречи с ней, при дальнейшем общении Василиса Премудрая притягивает к себе и вызывает совершенно другие чувства, что и произошло с Иваном-царевичем.     Героиня сказки достойно и с ангельским терпением несёт это тяжёлое заклятие  в своей  жизни. Попав в дом к  Ивану-царевичу, она, не смотря на свой внешний вид,  утешает, успокаивает его, говорит, чтобы он не  печалился.  Василиса  Премудрая является для мужа надёжной опорой и поддержкой.  Это говорит о её очень глубокой жизненной мудрости, которая позволяет ей находить выход из любой сложившейся ситуации.
    Василиса Премудрая прекрасная  хозяйка в доме. Она вкусно готовит обеды  и печёт пироги, великолепно справляется с рукоделием. Это всё было показано и доказано на деле, когда она выполняла задания царя-батюшки. Нет такой работы, которую она не смогла бы выполнить. Василиса прекрасно и с хорошим чувством вкуса выглядит и одевается, достойно ведёт себя в гостях. А как превосходно она танцует! Своими изящными и плавными движениями она, словно волшебница, может так завлечь внимание зрителя, что у них создаётся впечатление, будто те пейзажные картинки, которые она изображает, происходят наяву. Василиса всегда вызывает восторг и восхищение, а у некоторых даже и зависть.
    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Василиса Премудрая является примерным и  поучительным героем сказки «Царевна лягушка»  не только для детей, но и для взрослых.

  3. 3
    Текст добавил: ЧЕЛОВЕК Всегда будь добр

    Василиса Премудрая – главнгая героияня сказки “Царевна Лягушка” в начале сказки предстает перед нами в образе лягушки, которая поймала стрелу Иван-Царевича и может разговаривать с ним человеческим голос. Ничто не выдает в этой лягушке красавицу-царицу, только заколдованную злым Кощеем.
    Между тем, Василиса даже в образе лягушки продолжает вести себя как любящая и верная жена. Она успокаивает мужа Ивана Царевича после получения им поручений царя, с которыми он даже не предполагал справиться. А когда Иван-Царевич засыпал Василиса Прекрасная все выполняла лучше и быстрее других невесток.
    Причем Василисе не чужд некоторый мелодраматизм – она специально работала на публику, приехала в коробчонке с громом и молниями, демонстративно прятала косточки и останки еды в рукава, зная, что никто нес может повторить этот фокус. Ей было приятно ощущать свое превосходство.
    Была ли в этом ее особенная мудрость и за что народ взъелся на купеческую и боярскую дочь мне не совсем ясно. Вероятно, просто потому что они принадлежали к особо ненавистному сословию, а царь и царица – они близки к богу и потому ими можно только восхищаться.
    Как бы там не было, Василиса мудра. Она не упрекает Ивана за его поспешное решение сжечь лягушачью шкурку, хотя ей и приходится возвращаться к Кощею. Она верить в своего мужа, который действительно приходит и спасает ее. И все заканчивается очень хорошо – любимые вместе и все счастливы.

  4. Авторские права
    ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
    О проекте
    По вопросом рекламы пишите на почту [email protected]
    Содержимое этого Сайта, как статьи, текст, графика, изображения и другие материалы, размещенные на этом Сайте («Контент»), предназначено исключительно для ознакомительной цели. В отношении Контента, размещенного на этом Сайте, не предоставляется каких-либо заявлений или гарантий, явных или подразумеваемых, о полноте, точности, надежности, пригодности или доступности, в любых целях. Любое использование Контента осуществляется на свой страх и риск. Контент не должен рассматриваться как профессиональный совет по юридическим, медицинским, финансовым, семейным вопросам, по вопросам управления рисками или какой-либо другой профессиональный совет. Если Вам необходим какой-либо конкретный совет, пожалуйста, обратитесь к специалисту, имеющему лицензию или, который является экспертом в соответствующей области. Издатель не несет ответственности за какие-либо травмы или ущерб, нанесенный читателю, который может возникнуть в результате того, что читатель действует или использует Контент, содержащийся на этом Сайте.
    © 2015–2019 Nastroy.net Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с редакцией запрещено.

  5. Для того, чтобы дать краткое описание Василисы Премудрой, стоит упомянуть ее внешность. Однако, как и в большинстве сказок, о внешнем виде героине не сказано почти ни слова – лишь на царском пире Василиса выглядит писаной красавицей, но это достаточно размытое определение. Из этого становится ясно, что главным является не внешность персонажа, а черты его характера – тот внутренний смысл, который он несет в себе.
    В «Царевне-лягушке», где Василиса сначала носит шкуру лягушки, это выражено как нельзя более точно, равно как и то, что эпитет, стоящий после имени героини, указывает в первую очередь не на красоту, а на ее мудрость. Но, в сущности, внешность не важна и еще по одной причине – Василиса является не столько личностью, сколько функцией – призом, который Иван-царевич получит после того, как пройдет положенные испытания. Поэтому здесь Василиса является скорее собирательным женским образом.
    В другой же сказке внешность в принципе не имеет особенного значения, поскольку внимание действительно концентрируется на линии жизни героини (которая, как считают исследователи, является образом женской инициации, превращения девушки в женщину путем получения мудрости от старшей по возрасту и опыту).

    Характеристика Василисы Премудрой: ее личность

    В «Царевне-лягушке» на первый план выступают ее ум, величественность и одновременно простота. В «Василисе Премудрой» девушка предстает смелой, стойкой, также послушной старшим и сдержанной. И наконец, в обеих сказках героиня обладает способностью принимать решения и сохранять спокойствие духа в любых обстоятельствах.
    На самом деле многие героини волшебных русских сказок обладают аналогичными чертами, в том числе и способностью к перевоплощению и другим магическим свойствам, что позволяет отождествить их – и Марью Моревну, и Василису Премудрую, и Марью-царевну, и Елену Прекрасную. Впрочем, давать характеристику Василисе Премудрой и другим схожим героиням мы можем, исходя лишь из слов и поступков, принадлежащим им.

  6. Ответ оставил Гость
    Ну а Василису Премудрую не стоит ассоциировать с глаголом «перемудрить». Она именно – Пре (очень) мудрая. Кстати, мудрость ценилась в народе сильнее красоты. Поэтому Елена Прекрасная иногда получает в сказках имя Елены Премудрой. А вот Василиса остается Премудрой всегда.У сказки есть несколько народных вариантов,  и  в одних героиня Елена Прекрасная, а в других Василиса Премудрая. Возьмем, например, сборник сказок нашего великого отечественного собирателя А.Н. Афанасьева – там есть разные варианты. В первом – у героини вообще нет имени. Во втором – это Елена Прекрасная, а в третьем – Василиса Премудрая. То есть оба имени двух героинь – не только самые распространенные в русских сказках, они еще и подчеркивают два наиглавнейших символа настоящей героини – прекрасная и премудрая. Заметим, кстати, что Елена – имеет прозвание не Красивая, а именно Прекрасная. В старину «красным» называли не только красивое, но и основное – главное. Недаром же главная площадь страны именуется Красной. Ну а в человеке ценилась не только внешняя красота, но и внутренняя. Если же использовать приставку «пре», возникало слово «еще более красивое, чем красота». Именно так говорят о «прекрасной душе», «прекрасном сердце» – при таких сочетаниях не скажешь «красивое сердце» или «красивая душа». Ведь ни сердца, ни души нам не видно на внешнем плане, зато, когда в человеке проявляются их внутренние качества, мы говорим «у него прекрасная душа, прекрасное сердце». Вот и Елена Прекрасная (а не просто Красивая) – прекрасная не одним лицом и статью, но и душой, добротой, умениями своими.

  7. Великий Сказ о Василисе Премудрой был сложен ещё в стародавние Времёна, когда отношения и к Природе, и к каждому Сущему в Ней было иное: доброе, внимательное и уважительное. В те времёна верили в приметы: прислушивались к крику птиц, шелесту ветра и с большим вниманием относились ко всему, что происходило ОКрест. Ибо Люди и Должны (!) быть Концентраторами Вселенных.
    Вот и в этой Сказке рассказывается о реальных способностях Настоящих Людей. Это ныне Сказы стали называть Сказками, но и это (!) – реальная История. Постепенно Люди теряли свои Знания и Умения. Ведь изначально у Людей было 33 органа Чувств. Но и сейчас в экстремальных условиях Память поднимает из подсознания свои давние, для нынешних людей необычные способности, но неотъемлемые для Созданных по Высшему Образу и подобию. Так и в этой Сказке говорится о больших Способностях Людей. И раз мы решили подвосстановить и немного подрасшифровать значения Слов и ПонЯтий, встречающихся в Сказке, то наше стремление не было бы полным, если бы не рассказать о предъистории Василисы, чуть было не Перемудрившей.
    Каждый из родителей желает, чтобы их Дети были грамотней и умней их. Ведь только тогда, когда дети знают больше и лучше своих родителей и умеют своими Знаниями правильно пользоваться, идёт Восхождение всего общества.
    В давние-стародавние Времёна жил один великий волшебник. Он был не только великим волшебником, но и грамотнейшим и мудрым отцом. Была у него ПрЭкРАсная дочь Василисушка, многое сумела воспринять она и от своего Отца, многому у Природы научиться и даже кое в чём смогла обогнать Отца в Великих Волшебных Знаниях и ПреМудростях.
    И вот выросла Василисушка. Пришло Время не только познавать, но и применять свои Знания. Решил Отец выяснить её готовность к применению Знаний. Призвал он к себе Василису и говорит ей:
    – Дочь моя умная! Дочь моя красивая! Много лет я тебя уму-разуму учил, волшебным мудростям обучал. Пришло Время, хочу узнать – чему же ты научилась, что понимаешь, чем владеешь. – И начал задавать вопросы, один мудрёнее другого, а Василиса на отцовское ответит, да и своё сверх того добавит. Так на все вопросы ответила Василиса, многим порадовала отца своего. Решил он напоследок выяснить-испытать, знает ли, чтит ли она Этапы предчеловеческого своего ВосхожденьЧества. Но Василиса отвечать стала нехотя, а как дошла до земноводных – и вовсе отказалась говорить: неприятными показались ей лягушки: мокрыми, холодными. Как ни старался объяснить, убедить Отец свою Дочь в необходимости и неотъемлемости всех Имовостных Систем в Целостности пода Родовой Памяти, как ни настаивал на том, что отсутствие даже малого звена в Имовостной Системе Пода родовой памяти лишило бы её ПолНотности, но не смогла она отступить от своей неприязни к земноводным, и все увещевания Отца оказались тщетными. Тогда, разгневавшись, он объявил:
    – Раз ты не желаешь подвосстановить все звенья своего Пода и не хочешь знать земноводного этапа, так быть тебе самой в шкуре лягушечьей три года и три дня, пока не образумишься. А как поймёшь важность Каждого “Знающего Свой Шосток”, пусть даже самого малого существа, – тогда и поговорим.
    И отправил он Василису Перемудрившую, т. е. попытавшуюся перестроить Мудрость, в образе лягушечьем жить и подвосстанавливать свой Под Родовой Памяти в топкое Болото.

  8. Одной из тем для сочинений в средней школе является характеристика Василисы Премудрой из всей известной сказки «Царевна Лягушка». Детям предлагается проанализировать этот образ, выделив главные черты героини. Такая работа помогает понять смысл сказки, а также составить представление о ценностях русского народа, отраженных в фольклоре. В данной статье описывается характеристика Василисы Премудрой (5 класс).
    С главной героиней сказки Царевной Лягушкой читатели встречаются не сразу. Она появляется в своем настоящем облике уже ближе к середине. Вначале это обычная болотная лягушка, к которой привела царевича Ивана выпущенная им стрела. Он вынужден жениться на этом создании, поскольку не может ослушаться отца. Это событие сильно его расстраивает, ведь у старших братьев – нормальные жены. Одна – купеческая дочь, вторая – боярская, а у него – какая-то лягушка.
    Проходит время, и все меняется. Когда царь дает задания невесткам, лягушка выполняет их лучше всех. Она мастерица на все руки. Умеет ткать, печь хлеб, делать любую другую работу так, что у всех захватывает дух при виде творения. Выполняет задания жена младшего царевича по ночам, а он удивляется, как ей это удается. Когда приходится ехать на пир во дворец, лягушка превращается в прекрасную девицу, а у Ивана и вовсе пропадает дар речи.
    Она очень красива, но главное не внешность, а ум, поэтому героиню и назвали Премудрой. Василиса умеет со всеми найти общий язык, хорошо знает манеры, она гордая, но при этом скромная. Все гости обращают внимание на жену царевича и восхищаются ею. Он больше не стыдится своей половинки. Наоборот – очень ею гордится.
    Василиса Премудрая – это идеальная жена. Она во всем поддерживает своего мужа, помогает ему, любит беззаветно, подсказывает правильные решения проблем. Она красивая, добрая, ласковая, умная. При этом не выставляет себя на показ, а сохраняет скромность. Ей не нужны слава и богатство. Главное для нее – это любовь и уважение.
    Краткая характеристика Василисы Премудрой помогает нам понять, какие девушки ценились русским народом, придумавшим сказку. За такой женой каждый готов пойти хоть на край света. Это и делает Иван Царевич, когда Василиса исчезает. Он находит ее, спасает из Кощеевского заточения, и молодые живут в любви и согласии долго и счастливо.

  9. Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедшие до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером следующим поколениям.
    В течение многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны . Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая , образы которых является эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой . Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.
    Традиции устного народного творчества можно увидеть в разных произведениях древнерусской литературы. Например, сочинение Ермолая Эразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своего мужа Петра. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дома, он позволяет ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужчины. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящее супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе .
    По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять , возвращать к жизни и давать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – «Слово о полку Игореве» , подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она способствует князю во время побега .
    Не менее важным нравственным идеалом , который проповедует древнерусская литература , является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя ее блага. В том же самом « Слове о полку Игореве» в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и совместными силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна только сила, верность и смелость его сынов.
    Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого настоящего человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.

  10. МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
    КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
    140055, МО, г.о.Котельники, мкр. Белая Дача, д.8                        тел/факс 559-96-00, 559-86-09
    УРОК
    по литературе в __5 б___ классе
    «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
    (тема  урока)
    Дата проведения урока: «15» сентября 2011 года
    Учитель:        Кабанова Елена Николаевна
    подпись
    Цель урока: подготовить учащихся к анализу сказки
    Задачи урока:
    Образовательные: научить видеть художественные особенности жанра;
    Воспитательные: помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера;
    Развивающие: развить речевые умения путем пересказа произведения.
    Оборудование: доска, портреты писателей
    Предполагаемые результаты урока: овладение учащимися навыков анализа художественного произведение, речевых умений.
    План урока:
    Организационный момент
    Вступительная беседа
    Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке
    Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова
    Беседа обобщающего характера
    Заключительное слово учителя
    Домашнее задание
    Ход урока
    I. Вступительная беседа.
    Вопросы:
    1. Понравилась ли вам сказка?
    2. К какому виду сказок она относится?
    3. Какие особенности народной сказки можете назвать?
    4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
    5. Почему Василису называют Премудрой?
    II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.
    Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.
    ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА «СВАТОВСТВО  ЦАРЕВИЧЕЙ».
    Вопросы:
    1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?
    В некотором царстве, в некотором государстве…; …Где стрела упадет, там и сватайтесь; …Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…
    2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве
    жил царь… испугался Иван, хотел убежать»?
    Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.
    3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
    Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».
    4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?
    Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.
    Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.
    Обобщающие вопросы:
    -Что вы поняли, читая этот эпизод?
    -Какие они – наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?
    ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»
    Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.
    Вопросы:
    1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?
    2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?
    3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?
    4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?
    Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай – потом говори..,»
    5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)
    Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).
    Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.
    6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?
    Пересказ эпизода о представлении хлебов.
    7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это
    сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)
    – Какие же качества характера героини проявились во время испытания?
    ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»
    Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.
    Вопросы:
    1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.
    (Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)
    2. Понаблюдайте, как работает Василиса.
    Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.
    Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».
    3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?
    Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.
    4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?
    В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.
    ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»
    Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.
    Вопросы:
    1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
    2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
    3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?
    «Василиса Премудрая … пьет … остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей … чего не допьют – в рукав льют, чего не доедят – в другой кладут».
    Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)
    4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?
    Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)
    III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.
    Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.
    IV. Беседа обобщающего характера.
    Вопросы:
    1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?
    2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?
    3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?
    4. Чем удивляет и покоряет она нас?
    5. В чем ее истинная красота?
    V. Заключительное слово учителя.
    Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.
    По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное  неиссякаемой любви сердце.
    Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина – Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая – обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.
    Что такое «красота»?
    В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.
    Домашнее задание. Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».
    «СОГЛАСОВАНО»
    Заместитель директора по УВР
    ______________ О.В.Романова
    «__»_______________ 20___ г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *