Сочинение на тему я первооткрыватель новых земель

6 вариантов

  1. Тимошина Алена Григорьевна
    учитель географии
    Пригородной средней школы г. Актобе

    Еще до того, как взлететь над Землей, человек изучил свою планету и смог посмотреть на нее со стороны, всю обошел и нанес на карту с большой точностью. Этот подвиг продолжался тысячелетия. Его совершили многие поколения людей, отправлявшиеся не боясь встречи с неведомым, в путешествия, полные трудностей и опасностей.
    «Хождение за три моря» — так назывались записки тверского купца Афанасия Никитина, посетившего Индию в 1468–1474 годах. Его путешествие полное неожиданностей приводило в торговые центры, где свозились товары из Венеции и Азова, был в плену на галерах, из которого смог освободиться благодаря шторму, разбившему судно, неоднократно был ограблен. В городе Баку увидел «огонь неугасимый». Побывал в городе порте Ормуз на берегу Персидского залива, где за 200 лет до Никитина побывал Марко Поло. На Аравийском море ведет торговлю. Попав в Индию, пересекает ее почти всю, тем самым изучая быт и традиции индийцев. Возвращается он через Черное море, Днепр, Волгу. Умирает так и не дойдя до родной Твери.
    Одним из самых известных путешественников является Христофор Колумб, который стремился к осуществлению своей мечты более двадцати лет.
    И вот 3 августа 1492 года три каравеллы вышли из гавани города Палос. Достигнув Канарских островов, был взят курс на Запад в неведомое. Оказавшись в очень странном Саргасовом море, заполненном водорослями настолько, что корабли с трудом пробирались через них, наводя тем самым ужас на команду. Предотвратив назревающий бунт, через несколько дней был открыт остров, который ошибочно приняли за Индию. Совершив четыре экспедиции Колумб подарил миру «Новый Свет», десятки открытых островов, экзотические фрукты и овощи, ставшие для нас необходимыми. Он сообщил о разнообразном населении, в том числе о народе высокой культуры — майя. А самое главное им был открыт новый путь через Атлантический океан к материку Америка, который так незаслуженно был назван именем другого человека. Умер Колумб в нищете и безвестности уверенный в том, что он нашел новый путь в Индию.
    Та «Индия», которая была открыта Колумбом привлекла внимание многих моряков желающих обогатиться. Среди них был и флорентиец приглашенный на португальскую службу Америго Веспуччи. Именно он составил описание берега длинной около трех тысяч километров, открыл много мысов, бухт, устьев рек, в том числе и реку, которую назвали Рио-де-Жанейро (январской). Там потом возник самый большой город Бразилии и всей Южной Америки. Составляя подробные карты береговой линии Америго подписывал их своим именем, таким образом, его имя осталось на карте и поныне.
    В 15 веке велась борьба по освоению новых путей в Индию с целью ведения торговли и обогащения. Так была снаряжена флотилия под командованием молодого придворного Васко да Гама. Восьмого июля 1497 года флотилия вышла из Лиссабона. Южнее архипелага Зеленого Мыса, курс был взят на юго-запад, в самый центр Атлантического океана. Четыре месяца спустя вошли в бухту, где встретили низкорослых бушменов. Обогнув мыс Доброй надежды, флотилия подошла к восточному африканскому берегу, где проживали высокие и стройные народы банту умеющие обрабатывать земли, железо и цветные металлы. Пользуясь попутным муссоном, корабли пришли к берегам Индии. Так был найден путь в Индию, завязаны торговые связи. Тем самым в течение четырех столетий плавали корабли, пока не был построен Суэцкий канал.
    Фернан Магеллан — одно из самых знаменитых имен в истории человечества. Его морская карьера, увенчавшаяся величайшей славой первого кругосветного путешественника Земли.
    Португальцы были ошеломлены богатством «Островов Пряностей», ведь оттуда везли гвоздику, перец, изумруды, рубины, фарфор и шелк, слоновую кость кашемировые ткани и многое другое, но доставка этих товаров в Португалию подвергалась нападению пиратов. Таким образом было принято решение, отыскать свой проход в южный океан с запада, т.е пойти путем Колумба, только взять курс южнее.
    Целая флотилия из 5 кораблей и 319 человек, отправилась из Севильи 20 сентября 1519 года во главе с Магелланом. Во время плаванья на юг повстречали больших людей одетых в шкуры, которых назвали «патагоно». Ныне страна Патагония.
    Нелегок был путь на Юг, терзали сомнения, но чувство, что цель открытия пролива близка, двигало вперед к цели. Так был открыт архипелаг Огненная Земля, за ним пролив названный именем Магеллана. Удаляясь от материка, погрузились в простор Тихого моря-океана. Три месяца и двадцать дней команда была лишена, свежей пищи, пили протухшую воду, ели воловьи кожи, покрывающие реи, питались древесными опилками. Крысы продавались за большие деньги. Цинга косила людей. Только 6 марта 1521 года в синей пустыне океана появилась земля.
    Это был невероятный подвиг, равный которому трудно сыскать в истории. Голодные, измученные болезнями люди, плывшие в неведомое, выжили. Но на одном из островов Магеллан погибает в неравной схватке с язычниками.
    Магеллан совершил первое в истории человечества кругосветное плавание, доказал, что земля имеет форму шара. Совершил величайший подвиг, сделавший бессмертным его имя.
    Великие путешественники, первооткрыватели для многих поколений становились образцом мужества, самоотверженности, силы духа. К тому же каждое путешествие имело практический результат: осваивались новые торговые пути, месторождения полезных ископаемых; материки, океаны, острова и страны все более тесно соединялись в единое целое.

  2. Как
    люди открывали Землю


    Что
    двигало людьми, покидавшими обжитые места в поисках новых земель? Наверное,
    прежде всего – любопытство, любознательность, стремление к новому.

    Великие
    путешественники, первооткрыватели для многих поколений становились образцом
    мужества, самоотверженности, силы духа. К тому же каждое путешествие  имело практический результат: осваивались
    новые торговые пути, новые месторождения полезных ископаемых; материки, океаны,
    острова и страны всё более тесно соединялись в одно целое.






    Дерэм  С. Географические
    открытия  [Текст]    / Сильвия Дерэм   ;
    пер. с фр. И. Петровская  ;   худож.
    М.-К.  Лемайор,  Б. Алюни.
    –  М.  :
    Махаон, 2008.  – 128 с. :  ил. – (Детская энциклопедия «Махаон»).


    Зачем люди
    стремились в неизвестные дали? Где побывали древние греки? Какие страны
    покорил Александр Македонский? Кто первым покорил Эверест? Ответы на эти и
    многие другие вопросы вы найдёте в этой прекрасно иллюстрированной книге,
    которая познакомит вас с историей морских путешествий, военных походов и
    самоотверженных экспедиций. Огромный фактический материал дополнен
    биографиями знаменитых путешественников с древнейших времён до наших дней.






    Кёте Р. Путешественники-первооткрыватели
    [Текст]  /
    Райнер Кёте  ;  худож. Дитер Мюллер  ;
    карты Юргена Пиплова.  –  М.  : 
    Слово/Slovo,
    1991.  — 48 с. :  ил.
    —  (Что есть что).


    Открытие новых земель – одна из самых захватывающих
    и увлекательных страниц мировой истории.
    Невзирая
    на подстерегавшие их опасности, реальные или воображаемые, они смело
    устремлялись в неизведанное, куда влекла их жажда славы и военных почестей,
    желание найти золото, драгоценные камни и экзотические пряности, открыть
    новые торговые пути, приобщить другие народы к своей вере или просто
    любопытство и тяга к знаниям.

    Соприкосновение
    с чужой культурой расширяло привычную для европейцев картину мира и обогащало
    их жизненный опыт.
    И если сегодня мы знаем свою землю лучше, чем во
    времена античности, то это заслуга отважных мореплавателей. Об их
    приключениях и рассказывается в этой книге.






    Клиентов А. Е. Николай Миклухо-Маклай, или
    Человек с Луны
    [Текст]  /
    Алексей Клиентов  ;  худож. Марк
    Лисогорский.  –  М.
    :  Белый город, 2007.  –  63
    с.  :
    ил.  –  (Исторический роман).

     
    Это история об
    отважном русском учёном, этнографе, антропологе и путешественнике. Два года
    провёл Миклухо-Маклай на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, изучая быт,
    обычаи, религиозные обряды аборигенов. Он заботливо врачевал папуасов,
    помогал им в быту. В своих трудах учёный убедительно доказал единство
    происхождения людей, отсутствие у них какой-либо расовой исключительности.
    Когда Германия захватила север Новой Гвинеи, он обратился к русскому царю с
    просьбой заступиться за местных жителей и организовать русскую колонию, но
    этот проект был отвергнут.






    Клиентов А. Е. Христофор Колумб
    [Текст]  /
    Алексей Клиентов  ;  худож. Александр Чаузов.  –
    М.  :  Белый город, 2006.  –  63
    с.  :
    ил.  –  (Исторический роман).

     
    Книга начинается с самого детства великого
    мореплавателя. Оказывается, его отец был…
    был
    ткач-шерстянщик. И будущее Кристофора было предопределено. Но судьба
    распорядилась по-своему. С раннего детства он полюбил море. Да так и остался
    преданным  ему всю свою жизнь. Судьба у
    Колумба была нелёгкой. Что пришлось пережить путешественнику,  вы узнаете из этой книги. Репродукции
    картин, портреты, фотографии и различные карты украшают это издание.

    Надеемся, что книга заинтересует вас
    и поможет ответить на многие вопросы.






    Лубченкова Т.  Ю. Русские колумбы  [Текст]  /  Т.
    Лубченкова  ; худож. А. Чаузов.  —  М.
    :  Белый город,  2002.
    —  48 с. : ил. — (История
    России).


    Точнее было бы назвать эту
    книгу  –  «Российские путешественники». А в смысле
    познавательности это полезная для вас книга: в которой кратко, просто и ясно
    и очень наглядно рассказывается о двадцати трёх российских путешественниках,
    начиная с XV и заканчивая XX веком. Вот корабль Витуса Беринга «Святой
    архангел Гавриил» идёт вдоль камчатского берега. Вот русский флаг развевается
    над крепостью Новоархангельск в Северной Америке. Вот папанинцы дрейфуют на
    льдине в Северном Ледовитом океане. Вот Юрий Сенкевич с экспедицией Тура
    Хейердала плывёт через Атлантический океан на папирусной лодке «Ра»…






    Мурашова Е. Афанасий Никитин. Повесть о тверском купце [Текст]  /
    Катерина Мурашова  ;  худож. Александр Чаузов.  –
    М.  :  Белый город, 2005.  –  63
    с.  :
    ил.  –  (Исторический роман).

     
    Путешествие за три моря в Персию и
    Индию, тогда ещё неведомую для российского человека, совершил тверской купец
    Афанасий Никитин. Дальше его ждёт много приключений и испытаний, но его
    твёрдый открытый характер, способность быстро усваивать языки, интерес к
    людям, деловая сметка помогут узнать много нового, остаться живым и вернуться
    в Россию. Хотя признанным первооткрывателем Индии для Европы считается Васко
    де Гама –  но Никитин побывал там
    раньше и, главное, достоверно описал своё путешествие (1468–1474 годы).






    Песоцкая Т. Е. Сокровища венецианского купца  [Текст]  /
    Татьяна Песоцкая  ;  худож. Игорь Олейников.  –
      М. :  Интербук, 1997.  – 16 с.
    :  ил. –  (Самые великие путешествия).


    Рассказ о том, как Марко Поло
    четверть века странствовал по Востоку и написал знаменитую книгу о разных
    чудесах, в которые никто не хотел верить.







    Сахарнов С. В.  Как открывали Землю  [Текст]    /
    Святослав Сахарнов  ;  рис. Р. Варшамова, В. Радаева, В.
    Храмова. 

    М.  :   Малыш, 1984.   –
    128 с.  :  ил.


    Больше
    двух тысяч лет назад начал человек открывать землю. Люди шли пешком, ехали
    верхом, плыли под парусами, чтобы узнать: а что там – за горизонтом? Эта
    книга – о них. О Колумбе и Магеллане, Беллинсгаузене и Марко Поло. И о тех,
    кто сегодня открывает землю.

    Автор книги
    – учёный, моряк, в своих познавательных новеллах рассказывает об истории
    географических открытий.





    Сахарнов С. В. Христофор
    Колумб  [Текст]  /
    Святослав Сахарнов  ;  худ. Сергей Бордюг.  –
    Л.  :  Малыш, 1992.  – 16 с.
    :  ил.

    Христофор
    Колумб родился в 1451 году в Италии, в городе Генуе. В 1492 году на трёх
    каравеллах отправился в плавание через Атлантический океан для поиска
    западного пути в Индию. 12 октября 1492 года достиг острова у берегов ранее
    неизвестного континента, который потом был назван Америкой. Открыл острова
    Кубу, Гаити. Во время трёх последующих экспедиций открыл Большие Антильские,
    часть Малых Антильских островов, первый доплыл до побережья Южной и
    Центральной Америки…




    Хвилевицкая Е. М. Как Земля оказалась шаром  [Текст]
    /  Елена Хвилевицкая ; худож.
    Алексей Остроменцкий.  –  М. :
    Интербук, 1997.  – 16 с.  :
    ил. –  (Самые великие
    путешествия).

     
    Увлекательная  история о том, как Фернан  Магеллан первым в мире отправился в
    кругосветное плавание, открыл знаменитый пролив и новые звёзды.







             Я познаю мир. Великие путешествия [Текст] : энциклопедия
    /  авт.-сост. В. А. Маркин  ;
    худож. В. Л. Барышников, Л. Л. Сильянова.  –
    М.  :  АСТ
    :  Астрель, 2001.  –  512
    с. :  ил.


    Что двигало
    людьми, покидавшими обжитые места в поисках новых земель? Наверное, прежде
    всего – любопытство, любознательность, стремление к новому. Эта книга –
    увлекательный рассказ о том, как люди исследовали планету. Прочитав её, вы узнаете,
    как постепенно, шаг за шагом, открывались и наносились на карту новые
    континенты, острова, горы, реки, моря…

    Указатель
    имён и географических названий поможет легче ориентироваться в представленном
    материале.








  3. О самых первых землепроходцах XVII
    столетия сохранилось крайне мало документальных
    свидетельств. Но уже с середины этого «золотого века»
    русской колонизации Сибири «руководители экспедиций»
    составляли подробные «скаски» (то есть описания), своего
    рода отчеты о проделанных маршрутах, открытых землях и
    населяющих их народах. Благодаря этим «скаскам» страна знает
    своих героев и основные географические открытия, которые они
    совершили.
    Хронологический перечень русских землепроходцев и их
    географических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке



    1483
    Федор Курбский
    В нашем историческом сознании первым «покорителем» Сибири
    является, конечно, Ермак. Он стал символом прорыва русских
    на восточные просторы. Но, оказывается, Ермак был вовсе не
    первым. За 100 (!) лет до Ермака в эти же земли с войсками
    проникли московские воеводы Федор Курбский и Иван
    Салтыков-Травин. Они прошли путем, который был прекрасно
    известен Новгородским «гостям» и промышленникам.
    Вообще, весь русский север,
    Приполярный Урал и низовья Оби считались новгородской
    вотчиной, откуда предприимчивые новгородцы веками «качали»
    драгоценную рухлядь. А местные народы формально считались
    новгородскими вассалами. Контроль за несметными богатствами
    Северных территорий был экономической подоплекой военного
    захвата Новгорода Москвой. После покорения Новгорода Иваном
    III в 1477 году к московскому княжеству отошел не
    только весь Север, но и так называемая Югорская земля.
    Точками показан северный путь, по которому
    русские ходили до Ермака
    Весной 1483 году рать князя Федора Курбского поднялась по
    Вишере, перешла Уральские горы, спустилась вниз по Тавде,
    где разбила войска Пелымского княжества – одного из
    крупнейших мансийских племенных объединений в бассейне реки
    Тавды. Пройдя дальше к Тоболу, Курбский оказался в
    «Сибирской земле» — так называлась тогда небольшая
    территория в низовьях Тобола, где издавна обитало угорское
    племя «сыпыр». Отсюда русское войско по Иртышу прошло на
    среднюю Обь, где успешно «воевало» угорских князей. Собрав
    большой ясак, московский отряд повернул назад, и 1 октября
    1483 года дружина Курбского вернулась на родину, преодолев
    за время похода около 4,5 тысячи километров.
    Результатами похода стало признание в 1484 году «князьями»
    Западной Сибири зависимости от Великого княжества
    Московского и ежегодная уплата дани. Поэтому начиная с Ивана
    III титулы великих князей Московских (позже перешедшие и в
    царский титул) включали в себя слова «великий князь
    Югорский, князь Удорский, Обдорский и Кондинский
    .
    1586
    Василий Сукин
    Основал город Тюмень в 1586. По его инициативе был заложен и
    город Тобольск (1587). Иван Сукин не был
    первопроходцем. Он был высокопоставленный московский чин,
    воевода, посланный с военным отрядом на подмогу Ермакову
    войску для «добивания» хана Кучума. Положил начало
    капитальному обустройству русских в Сибири.
    1623
    Казак Пенда
    Первооткрыватель реки Лена. Мангазейский и Туруханский
    казак, легендарная личность. Выступил с отрядом в 40 человек
    из Мангазеи (укрепленный острог и важнейшая торговая точка
    русских в Северо-Западной Сибири (1600-1619) на реке Таз).
    Этот человек совершил небывалый по своей решительности поход
    за тысячи верст по совершенно диким местам. Легенды о Пенде
    передавались из уст в уста у Мангазейских и Туруханских
    казаков и промысловиков, и дошли до историков в почти
    первозданном виде.
    Пенда с единомышленниками поднялся по Енисею от Туруханска
    до Нижней Тунгуски, потом три года шел до ее верховьев.
    Добрался до Чечуйского волока, где Лена почти вплотную
    подходит к Нижней Тунгуске. А дальше, перешед волок, плыл
    он рекою Леною вниз до того места, где после построен город
    Якутск: откуда продолжал он свой путь сею же рекою до устья
    Куленги, потом Бурятскою степью к Ангаре, где, вступив на
    суда, чрез Енисейск прибыл паки в Туруханск
    ».
    1628-1655
    Петр Бекетов
    Государев служилый человек, воевода, исследователь Сибири.
    Основатель ряда сибирских городов, таких как Якутск, Чита,
    Нерчинск. В Сибирь приехал добровольно, (попросился в
    Енисейский острог, куда и был назначен стрелецким сотником в
    1627). Уже в 1628—1629 участвовал в походах енисейских
    служилых людей вверх по Ангаре. Много ходил по притокам
    Лены, собирал ясак, приводил в подчинение Москвы местное
    население. Основал несколько государевых острогов на
    Енисее, Лене и в Забайкалье.
    1639-1640
    Иван Москвитин
    Первым из европейцев вышел к Охотскому морю. Первым побывал
    на Сахалине. Москвитин начал службу в 1626 рядовым казаком
    Томского острога. Вероятно, участвовал в походах атамана
    Дмитрия Копылова на юг Сибири. Весной 1639 отправился из
    Якутска к Охотскому морю с отрядом из 39 служилых людей.
    Цель была обычной – «прииск новых землиц» и новых неясачных
    (то есть еще не обложенных данью) людей. Отряд Москвитина
    спустился по Алдану до реки Маи и по Мае вверх шли семь
    недель, от Маи до волока малой речкой шли шесть дней,
    волоком шли один день и вышли на реку Улью, по Улье шли вниз
    стругом восемь суток, затем сделав ладью до моря плыли пять
    суток
    .
    Результаты похода: Было открыто и обследовано побережье
    Охотского моря на протяжении 1300 км, Удская губа,
    Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и остров
    Сахалин. Кроме того, привезли с собой в Якутск большую
    добычу в виде пушного ясака.
    1641-1657
    Иван Стадухин
    Первооткрыватель реки Колыма. Основал Нижнеколымский острог.
    Исследовал Чукотский полуостров и первым заходил на север
    Камчатки. Прошел на кочах вдоль побережья и описал полторы
    тысячи километров северной части Охотского моря. Вел записи
    своего «кругового» путешествия описал и составил
    чертеж-карту мест Якутии и Чукотки, где побывал.
    1648-49
    Семён Дежнёв
    Казачий атаман, землепроходец, путешественник, мореход,
    исследователь Северной и Восточной Сибири, а также торговец
    пушниной. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда
    Ивана Стадухина. Из Колымы на кочах прошел по Ледовитому
    океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет до Витуса
    Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов)
    пролив, разделяющий Чукотку и Аляску. (Примечательно, что
    самому В. Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а
    пришлось ограничиться только южной его частью!
    1643-1646
    Василий Поярков
    русский землепроходец, казак, исследователь Сибири и
    Дальнего Востока. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура.
    В 1643 46 руководил отрядом, который первым из русских
    проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Зейскую
    равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении
    Приамурья
    1649-1653
    Ерофей Хабаров
    Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в
    Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632
    занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл на реке Кут соляные
    источники и построил варницу, а затем способствовал развитию
    там земледелия.
    В 1649-53 с отрядом охочих людей совершил поход по Амуру от
    впадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его
    экспедиции приамурское коренное население приняло русское
    подданство. Часто действовал силой, чем оставил по себе
    худую славу у коренного населения. Хабаров составил “Чертеж
    по реке Амуру”. Именем Хабарова названы основанные в 1858
    военный пост Хабаровка, (с 1893 – город Хабаровск) и
    железнодорожная станция Ерофей Павлович (1909).
    1696-1697
    Владимир Атласов
    Казачий пятидесятник, приказчик Анадырского острога,
    «опытный полярник», как сказали бы сейчас. Камчатка была,
    можно сказать, его целью и мечтой. О существовании этого
    полуострова русские уже знали, но на территорию Камчатки еще
    никто из них не проникал. Атласов, на заемные деньги, на свой
    риск организовал в начале 1697 года экспедицию по
    исследованию Камчатки. Взяв в отряд опытного казака Луку
    Морозко, который уже бывал на севере полуострова, выступил
    из Анадырского острога на юг. Цель похода была традиционная
    – пушнина и присоединение новых «неясачных» земель к
    русскому государству.
    Атласов не был первооткрывателем Камчатки, но он был первым
    русским, который прошел практически весь полуостров с севера
    на юг и с запада на восток. Он составил подробную «скаску» и
    карту своего путешествия. В его отчете были подробные
    сведения о климате, животном и растительном мире, а также
    удивительных источниках полуострова. Ему удалось уговорить
    значительную часть местного населения перейти под власть
    московского царя.
    За присоединение Камчатки к России Владимир Атласов, по
    решению правительства, был назначен туда приказчиком. Походы
    В. Атласова и Л. Морозко (1696-1699 гг.) имели большое
    практическое значение. Эти люди открыли и присоединили
    Камчатку к Русскому государству, положили начало ее
    освоению. Правительство страны в лице государя Петр
    Алексеевича уже тогда понимало стратегическую важность
    Камчатки для страны и принимало меры по ее освоению и
    закреплению на этих землях.

    Что такое Сибирь?
    Как появились русские в Сибири

  4. Моя педагогическая философия
    В каждом человеке есть бубенчик,
    если его тронуть, человек зазвенит
    самым прекрасным, что в нём есть…
    Ю.А.Яковлев «Бубенчики»
    Раннее утро… Школьный холл… Серьёзные малыши в сопровождении мам и пап, дедушек и бабушек под бесконечные наставления отправляются в класс на урок. На урок отправляюсь и я – учитель начальных классов. Каждый день как в первый раз…
    Кто я для этих мальчишек и девчонок? Первооткрыватель новых земель и стран, растений и животных, законов дружбы и любви. А ещё я первооткрыватель их душ. Каждый ребёнок – это целый мир, особый и неповторимый. Он ещё так хрупок и поэтому особенно уязвим и раним. Передо мной всегда стоит проблема: как сохранить индивидуальность каждого, что надо сделать, чтобы не закрылась «заветная дверца» во внутренний мир ребёнка, как ответить на все многочисленные детские «почему?», чтобы их количество не уменьшилось, а любознательность и стремление познать этот мир лишь возрастали. Может быть, поэтому никогда не ставлю перед собой задачу – формировать личность. Для меня это слово звучит грубо. Ведь формировать – значит подгонять под форму, некий стереотип: отрезать, отрубать лишнее или привязывать, приклеивать недостающее. Я открываю талант каждого ребёнка, я помогаю ему максимально раскрыться, я являюсь со творцом будущей личности. Я помогаю маленькому человечку не испугаться огромного мира, не утонуть в море информации, а удержаться на плаву, впитывая постепенно необходимые знания, выбрать верное направление дальнейшего продвижения. Моя позиция: возьми всё, что ты хочешь узнать и понять, а если трудно, мы разберёмся вместе, я тебе помогу; а ещё я открою тебе некоторые тайны и законы бытия, покажу тебе то, что ты не заметил по своей неопытности, научу, как можно умело использовать знания, накопленные веками, помогу тебе стать творцом твоей вселенной.
    Всегда даю ребёнку право выбора, право принять собственное решение. Стараюсь не одёргивать, не давать негативных оценок. Ошибся – исправим, ведь я рядом с тобой. Никогда не скрываю своей радости: радуюсь каждому росточку доброты, настойчивости, сочувствия, трудолюбия, творчества. Подхватываю нужную мысль и иду рядом в поиске решения, стараюсь помочь духовным силам, зреющим в ученике, укрепиться, стать тем стержнем, который в будущем поможет ему выстоять, не сломаться, стойко переносить все невзгоды.
    Люблю наблюдать за своими малышами: как лепят, как увлечённо рисуют, как смело плюхаются в воду в бассейне, как мечтают, напряжённо думают, «витают в облаках», собираются в «щебечущие стайки» и вдруг превращаются в «стихийное бедствие». С помощью наблюдений узнаю сильные и слабые стороны каждого, понимаю, на что следует опираться в работе с ребятами и как надо строить работу на уроке, чтобы учёба стала для них делом увлекательным. Стараюсь научить ребят работать не рядом, а вместе, не механически по предложенному образцу выполнять задание, а творить, не копировать чужое, а стремиться показать свою индивидуальность. Радуюсь, когда ребёнок говорит: «Я – сам!». За этими словами стоим вера ребёнка в себя, порождающая интерес и творчество. «Я – сам!» – говорит ученик, который хочет попробовать свои силы в новом для себя деле. Если нет этого заветного «Я – сам!», угасает радость учебного труда, появляется скука. Я заметила (наверное, любой учитель прошёл через это), что чем самостоятельнее, чем активнее дети, тем труднее ими руководить. В молчащем классе легко идти по протоптанной дорожке, тут никто не отнимет у тебя возможность поупражняться в красноречии, наговориться всласть. Но интересно ли ребёнку на таком уроке?
    Как много приходится пережить, передумать, прежде, чем встану около учительского стола и с улыбкой скажу: «Здравствуйте, ребята! Начнём урок». Урок – старое как мир и как мир вечно новое понятие. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического творчества. Вот оно – время познаний, споров, поиска истины; время трудностей и переживаний, побед и неудач; время жизни. Мне кажется, что я уже нашла свой «золотой ключик», помогающий мне не только открыть детям дверь в неизвестное, но и постичь богатство детской души, – это знаменитое «со-»: со-трудничество, со-творчество, со-понимание, со-чувствие…  Без этого «со-» невозможно по настоящему ввести ребёнка в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу. А главное – при таком подходе нет места диктату. Вместо него – совместный поиск, взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нём нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Поднятая рука становится не только сигналом учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке. Самые лучшие уроки, когда мои ученики спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решение. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока. Таким образом, главное стратегическое направление образования мною видится в решении проблемы личностно ориентированного обучения, такого обучения, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором совместная познавательная деятельность была бы ведущей в системе «учитель – ученик». Образование, ориентированное на личность, я считаю, должно включать в себя:
    отказ от ориентировки на среднего ученика;
    применение психолого – педагогической диагностики личности учащегося;
    учёт особенностей личности в учебно – воспитательном процессе;
    прогнозирование развитие личности;
    конструирование индивидуальных программ развития, коррекции развития.
    Как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». Следовательно, нужно постоянно и себя творить как личность. Хороший учитель всегда учиться сам. Учиться, работая над собой, учиться, когда передаёт свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитывать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» – эти слова В.А.Сухомлинского мне особенно близки.  Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь… и включаюсь в работу.
    Не успеешь оглянуться, а твои ученики уже выросли и готовы покинуть своё первое «школьное гнездо». Расстаюсь мучительно и болезненно , как будто они уносят частичку души. Но время – хороший лекарь. Вслед за грустью приходит предвкушение радости новых встреч: вместе с новым классом приходят новые открытия. И вот уже новый маленький человек, видящий за партой, смотрит на меня доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир. Я постараюсь не обмануть его ожиданий и пойду вместе с этим маленьким человеком по дороге красоты, добра, счастья, радости, творчества. И тогда дети порадуют меня своими поступками, они смело откроют многие тайны своего сердца и души. Главное – помочь маленькому человечку с непорочной детской душой, неиспорченным характером и горящими глазами, который с огромным букетом впервые перешагивает порог школы, остаться таким же открытым, жизнерадостным во время и после окончания обучения. Главное – чтобы не исчезла в этих глазах искорка, а в душе с годами всё возрастало доверие, необходимость поделиться самым сокровенным, а в трудную минуту обратиться за помощью к тебе как к другу.

  5. Разделы:
    Начальная школа
    Программа “Маленький Большой Читатель”
    является региональным компонентом базисного
    учебного плана Амурской области. В четвёртом
    классе эта программа посвящена изучению истории
    родного края.

    Тема:
    “Первопроходцы и первооткрыватели
    земли Амурской”.

    Цели:

    познакомить учащихся с первопроходцами земли
    Амурской, установить причины побудившие русских
    отправиться в поход, показать трудности и
    значение походов Пояркова и Хабарова;
    развивать навыки самостоятельной работы в
    группе, умение выдвигать гипотезы, доказывать и
    аргументировать свой ответ;
    воспитывать интерес к истории своего родного
    края, любовь и гордость к Амурской земле.

    Оборудование:
    отпечатанные варианты текстов
    и задач для каждой группы, словарь С.И.Ожегова,
    плакат со стихотворением П.С.Комарова,
    увеличенная карта Амурской области

    ХОД УРОКА
    1. Организация класса.


    2. Проверка домашней работы.

    – Какие же богатства давала природа жителям
    Амура?
    – Посмотрим выставку ваших рисунков. Группа
    ребят, составила вот такую большую картину.
    Давайте послушаем, что они хотели показать своей
    работой. (На рисунках детей изображены реки с
    различными видами рыб, по берегам пасутся табуны
    коней, скот; огороды, где растут различные
    растения; цветущие сады с яблонями, грушами и т.д.)

    3. Актуализация знаний.

    – Назовите коренные народы, проживавшие на
    территории Амурской области в X–XVI веках?
    – А в настоящее время, какие народы проживают в
    нашей области?

    4. Проблемный вопрос.

    – Когда, как и почему появились эти народы здесь?
    – Как же, каким путём они могли добраться?
    – Зачем они здесь поселились? Что же их
    привлекло?

    5. Выдвижение гипотез.
    6. Подготовка к самостоятельной работе.

    – Вы высказали разные предположения. Чтобы
    убедиться, в их правильности мы организуем
    исследовательские лаборатории. Вы будете
    учёными исследователями, занимающимися вопросом
    открытия Амурских земель. Каждая группа будет
    решать свои задачи, благодаря которым мы соберём
    краеведческий материал для учеников нашей школы
    и посмотрим, чья из гипотез выдвинутая вами
    окажется верной.

    7. Объявление темы.

    – Тема нашего исследования “Первооткрыватели и
    первопроходцы земли Амурской. Походы Пояркова и
    Хабарова”.
    – У каждой группы на столах лежат тексты и
    задачи, которые надо решить. Прошу начать
    исследование.

    1 группа
    Задачи:
    1. Дать определение землепроходцы.
    2. Установить, кто был первыми землепроходцами.
    3. Выделить причины побудившие русских
    отправиться в поход.

    ТЕКСТ (лёгкий вариант)


    Походы Пояркова и Хабарова

    Летом 1643 г. Василий Данилович Поярков с отрядом
    в 132 человека выступил из Якутска.
    Поярков быстро спустился по Лене до устья
    Алдана. Продвигаясь на юг по реке Алдану,
    землепроходцы, преодолевая большие трудности
    смогли добраться до устья Учура. По реке Учуру
    они доплыли до устья его левого притока Гонама.
    29 сентября реки замёрзли – наступила зима.
    Пояркову пришлось разбить лагерь для зимовки.
    Невзирая на трескучие якутские морозы и глубокие
    снега, 13 октября Поярков с частью отряда
    перевалил Становой хребет, вышел к Зее и пошёл по
    ней на юг.
    Зимовать остановились в устье её небольшого
    притока. Весной из-за Станового хребта пришла
    зимовавшая там часть отряда. На выстроенных
    судах землепроходцы поплыли вниз по Зее.
    Через неделю суда Пояркова достигли широкой
    реки, которая текла на восток. Это был Амур.
    Только к осени добрались казаки к устью Амура.
    Здесь они вновь зазимовали. Весной вышли в
    Охотское море. Через несколько недель плавания
    пристали к берегу. Отсюда отряд пошёл на запад и
    летом 1646 года возвратился в Якутск.
    Одним из первых после Пояркова в 1649 г. на
    освоение новых земель отправился Ерофей
    Павлович Хабаров.
    Весной Хабаров с отрядом добровольцев в
    количестве 70 человек вышел из Якутска, но
    добрался до Амура другим более удобным путём. Он
    поднялся по Лене, затем по Алёкме и Тунгиру вверх,
    а дальше перевалив на нартах Становой хребет,
    спустился и вышел к верхнему течению Амура. Его
    отряд спустился вниз по Амуру чуть дальше города
    Хабаровска, а затем вернулся в Якутск тем же
    путём.
    Участники похода, вернувшись из Приамурья,
    разнесли весть о новых землях по России. На Амур
    потянулся русский народ.
    Главной наградой славным землепроходцам, за
    все их труды и подвиги является любовь народная.
    В Амурской области есть село Поярково, станция
    Ерофей Павлович.

    2 группа

    Задачи:

    1. Проследить и отметить на карте путь,
    проделанный отрядом Пояркова.
    2. Отметить трудности, которые встретил отряд
    Пояркова на своём пути.
    3. Подумать, что мог сказать Поярков по прибытии
    в Якутск?

    ТЕКСТ
    Походы Пояркова и Хабарова

    Летом 1643 г. Василий Данилович Поярков с отрядом
    в 132 человека выступил из Якутска.
    Поярков быстро спустился по Лене до устья
    Алдана. Продвигаясь на юг по реке Алдану,
    землепроходцы, преодолевая большие трудности
    смогли добраться до устья Учура. По реке Учуру
    они доплыли до устья его левого притока Гонама.
    29 сентября реки замёрзли – наступила зима.
    Пояркову пришлось разбить лагерь для зимовки.
    Невзирая на трескучие якутские морозы и глубокие
    снега, 13 октября Поярков с частью отряда
    перевалил Становой хребет, вышел к Зее и пошёл по
    ней на юг.
    Зимовать остановились в устье её небольшого
    притока. Весной из-за Станового хребта пришла
    зимовавшая там часть отряда. На выстроенных
    судах землепроходцы поплыли вниз по Зее.
    Через неделю суда Пояркова достигли широкой
    реки, которая текла на восток. Это был Амур.
    Только к осени добрались казаки к устью Амура.
    Здесь они вновь зазимовали. Весной вышли в
    Охотское море. Через несколько недель плавания
    пристали к берегу. Отсюда отряд пошёл на запад и
    летом 1646 года возвратился в Якутск.
    Одним из первых после Пояркова в 1649 г. на
    освоение новых земель отправился Ерофей
    Павлович Хабаров.
    Весной Хабаров с отрядом добровольцев в
    количестве 70 человек вышел из Якутска, но
    добрался до Амура другим более удобным путём. Он
    поднялся по Лене, затем по Алёкме и Тунгиру вверх,
    а дальше перевалив на нартах Становой хребет,
    спустился и вышел к верхнему течению Амура. Его
    отряд спустился вниз по Амуру чуть дальше города
    Хабаровска, а затем вернулся в Якутск тем же
    путём.
    Участники похода, вернувшись из Приамурья,
    разнесли весть о новых землях по России. На Амур
    потянулся русский народ.
    Главной наградой славным землепроходцам, за
    все их труды и подвиги является любовь народная.
    В Амурской области есть село Поярково, станция
    Ерофей Павлович.

    3 группа
    Задачи:
    1. Проследить и отметить на карте путь,
    проделанный отрядом Хабарова.
    2. Составить картину Приамурья, которую увидел
    Хабаров.
    3. Подготовить выразительное чтение отрывка из
    рассказа Добровенского “Бронзовый человек”.
    4. Назвать значение этих походов.
    5. Прочитать выразительно отрывок из
    стихотворения П. Комарова.
    6. Доказать, что потомки не забыли подвиг
    первопроходцев. Как они увековечили их имена?
    7. Показать на карте село Поярково, станцию
    Ерофей Павлович.

    ТЕКСТ (усложнённый вариант)


    Походы Пояркова и Хабарова

    15 июля 1643 г. отряд Василия Пояркова покинул
    Якутск.
    С большими трудностями Поярков добрался до
    Станового хребта и, перевалив через него вышел на
    берега Зеи. Отважные землепроходцы проплыли вниз
    по Зее и летом 1644 г. достигли Амура. На одном из
    амурских островов казаки соорудили укреплённое
    зимовьё – первое русское поселение на берегах
    великой реки. Весной 1645 г. отряд Пояркова вышел по
    Амуру в Охотское море, а в 1646 году вернулся в
    Якутск.
    Поход Василия Пояркова на Амур явился началом
    освоения русскими этой великой реки. После того
    как ему удалось пройти от истоков до устья Амура
    и убедиться, что богатые амурские земли никому не
    принадлежат и что люди, живущие на них, никому не
    платят ясак, потянулся сюда русский народ. Одним
    из первых после Пояркова в 1649 г. на освоение новых
    земель отправился на свои деньги Ерофей Павлович
    Хабаров.
    Весной Хабаров с отрядом добровольцев в
    количестве 70 человек вышел из Якутска, но
    добрался до Амура другим более удобным путём. Он
    поднялся по Лене, затем по Алёкме и Тунгиру вверх,
    а дальше перевалив на нартах Становой хребет,
    спустился и вышел к верхнему течению Амура.
    С выходом на Амур перед упорными
    землепроходцами развернулась богатая
    хлеборобная амурская равнина. Чем дальше на юг,
    всё тучнее по берегам становился чернозём
    открытых, ровных степей, всё богаче колыхались
    жатвы, чередуясь с цветущими лугами, где паслись
    тысячные табуны коней, многочисленный рогатый
    скот. Большие леса темнели поодаль. Полноводные
    реки были обильны рыбой. Дома были окружены
    огородами и садами. Это были селения даурских
    князей.
    В 1650–1654 годах были основаны русские городки
    Албазинский, Кумарский, Ачанский и ряд селений.
    Земли были признаны русскими владениями.
    Великий землепроходец Хабаров остался в памяти
    народа как один из тех русских людей, кто первым
    сказал, что “Амур – надежда наша”, что “земля та
    свободна”. Так поход Хабарова завершился
    официальным присоединением Приамурья к России.
    Участники похода, вернувшись из Приамурья,
    разнесли весть о новых землях по России. На Амур
    потянулся русский народ. Это были и беглые
    казаки, и вольные промышленники, и крестьяне. Они-то
    и начали заселение Приамурья.
    Главной наградой славным землепроходцам, за
    все их труды и подвиги является любовь народная.
    В Амурской области есть село Поярково, станция
    Ерофей Павлович.
    Всех, кто приезжает в Хабаровск, на вокзальной
    площади встречает монумент богатыря в доспехах и
    казацкой папахе. Вознесённый на высокий
    гранитный пьедестал, он словно олицетворяет в
    себе мужество и величие наших предков. Это Ерофей
    Павлович Хабаров, именем которого назван город.

    Р. Добровенский “Бронзовый человек”

    Давным-давно они пришли сюда смелые и отчаянные
    люди, прорубаясь сквозь тайгу…
    Я часто вижу во сне то, о чем думаю днем. Не
    удивительно, что мне снились иной раз эти люди,
    бородатые и могучие. И даже представлялось, что я
    – один из них. Что я так же, как они, охрип от
    непогод, что кожа моя тоже продубела от морозов,
    от ветра и лучей солнца, а рука стала твердой, как
    камень.
    Там, во сне, сохатые и олени видели во мне брата,
    птицы не боялись клевать крошки из моих рук. За
    каждым поворотом, лесным перевалом открывались
    места, которых никто и никогда еще не видел. Но
    зато, каково же было добираться до этих мест!
    Гнус и лихорадка не давали житья. Голод и дикий
    зверь по-разбойничьи подстерегали в засаде.
    Молния огненным пальцем грозила с небес.
    Болотная топь заманивала, река, разыгравшись,
    сулила беду и погибель. Запах цветов – и тот
    одурманивал…
    Землепроходцы пришли босые,
    Топором прорубая путь.
    Не забудь их моя Россия,
    Добрым именем помянуть.
    П.С.Комаров


    8. Отчёт групп о проделанной работе.

    – Начинаем отчёт исследовательских
    лабораторий.
    – Какай краеведческий материал, вам удалось
    подобрать? (Каждая группа отчитывается согласно
    своему плану, составленному исходя из задач)
    – А теперь давайте вернёмся к нашим гипотезам.
    – Так каким же путём пришли отряды
    землепроходцев на Амурскую землю?
    – Что же их привлекло?
    – Что из ваших исследований вам захотелось
    передать в краеведческий музей? (Cоставили карту,
    нашли причину заселения, изучили маршруты
    отрядов)

    9. Составление сенквейна “Землепроходцы”.

    Какие?
    Что сделали?
    Кто?
    Определение.

    “Землепроходцы”

    Смелые, отважные, сильные
    Покорили, открыли, присоединили
    Землепроходцы – сыны России.
    Землепроходцы – герои.

    10. Домашнее задание: написать сочинение о
    землепроходцах.
    11. Рефлексия.

    – Чем вас удивил урок, что интересного вы узнали?
    – Я вижу, что вы стремитесь узнать историю
    своего края, любите и гордитесь нашей Амурской
    землёй.
    – Я очень довольна вашей работой.
    12.03.2008

  6. Охота и собирательство, за счет которых жило человечество до перехода к оседлому образу жизни, подразумевало то, что на одной территории могло находиться жестко ограниченное количество людей. Когда части населения переставало хватать ресурсов, они переходили на новое место. Таким образом человечество расселилось из Африки практически по всему миру.
    Достаточно простым и понятным выглядит переселение в Евразию, но как же люди попали в Америку? Судя по всему, в эпоху переселения Берингова пролива не существовало, и люди могли перейти из Чукотки на Аляску по суше. Однако нужно отметить, что при переселении на другие острова и материки отдельные группы людей нередко оказывались изолированными, что приводило к образованию новых рас.

    Открытия во времена Древнего Мира и Средневековья

    С развитием цивилизации люди стали не просто переселяться на новые земли, но и нередко захватывать их, присоединяя к уже существующим государствам. Человечество стало мобильнее благодаря появлению мореплавания. Начали создавать и первые карты, на которых отображались известные людям земли.
    Хотя первооткрывателем Америки считается Колумб, историки доказали, что впервые этот континент европейцы посетили еще в X веке. Викинги смогли высадиться на восточном побережье Канады. Также археологические раскопки показали, что не только викинги посещали американские территории, но и индейцы бывали в Скандинавии, приплывая туда на европейских кораблях.
    После заката эпохи викингов контакты с американским континентом были потеряны, и ко времени плавания Колумба этот континент не был известен.

    Великие географические открытия

    В XV веке европейцы еще больше расширили свои горизонты. Началась колонизация целых континентов, которая нередко проходила достаточно жестокими методами – с сокращением местного населения и отправкой их в резервации. В то же время европейцы благодаря новым открытиям смогли изменить жизнь и в Старом Свете – из Америки были привезены многие сельскохозяйственные культуры, улучшившие продовольственную ситуацию в Европе.
    Интересно отметить, что богатства. полученные при завоевании Америки, не всегда шли на пользу – получившая доступ к большому количеству золота Испания несколько раз объявлялась банкротом из-за инфляции.
    Во времена Великих географических открытий появились первые достаточно точные карты Земли, однако только с открытием Антарктиды картина мира стала по-настоящему полной. Однако ряд открытий пришелся и на XIX-XX века – это были уже открытия, сделанные этнографами, они касались некоторых изолированных ранее африканских племен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *