Сочинение на тему я в 19 веке по истории

15 вариантов

  1. Руденко Настя
    Ферма
    Здравствуйте. Меня зовут Кaрина Кервинен. Я из Финляндии, и я живу с мамой, папой и моим младшим братом Петри. Итак, сейчас я вам расскажу о моём обычном дне…
    Утром я встаю с рассветом солнца, когда начинают кукарекать петухи. После завтрака мы с мамой отправляемся на дойку коров и коз, а папа и Петри чистят конюшни и кормят животных: гусей, кур, коров, коз, баранов, лошадей, свиней и голубей, ну и, конечно же, собак. После дойки мы сливаем молоко в большие вёдра, а за тем мы открываем нашу маленькую ярмарку. На небольшой площади стоит 3 лавки: с сыром, молоком и мёдом. К нам приходит наш друг Юри ( художник), он рисует желающих с голубями, а папа катает малышей на лошади или в повозке, если малышей очень много. Ой, забыла, у нас не 3, а 4 лавки, ещё деревянные изделия( там нам на помощь приходит Валя- сестра моей мамы).
    Вечером, после закрытия нашей ярмарки, я с мамой обсуждаю за пряжей хозяйство, а папа с Петри работают в слесарной мастерской, выпиливая новые игрушки для лавки и кучу других нужных вещей.
    Так, что живём мы хорошо, спасибо, что к нам зашли!
    Сырцов Коля
    Меня зовут граф Клод Анри де Рувериа Сен-Симон. Я прожил долгую жизнь по тем временам- с 1760 до 1825. Большую часть своей жизни я посветил теории производительной деятельности людей (хотел, чтоб все работали). Разрабатывал проекты гармонического общественного строя, обеспечивающего счастье большинства людей. Чтобы этого достичь, я решил, что в новом обществе все будут работать. Моей основой стали (купцы, буржуазия, рабочие, ремесленники, крестьяне). Светская власть, по моему мнению, должна принадлежать Совету промышленников, а духовная – Академии наук. Я считаю, что осуществлять преобразование общества нужно постепенно, мирно, путём убеждения монархов, а также людей, имеющих власть или богатство. Это и есть мои взгляды на фактор истории.
    Магамедханов Селим
    Один день из жизни мастера
    08:00
    Проснулся. Обулся, оделся, дошел до завода. Погода была плохая. «Будь проклят этот Зингер»,- бормотал сонный я…
    10:00
    Поручил двум детям работу, пусть не бегают без дела.
    11:00
    Одному рабочему оторвало руку. Жалко, хороший был человек. Врачи ничего не сделали. Да и компенсацию он не получит.
    13:00
    Подставил одного мальца, теперь не получит зарплату. Хе-хе.
    15:00
    Обед. Папа избил своего сына, за то, что тот сломал машину. Обоим урежу зарплату.
    17:00
    Скучно…
    19:00
    Ужин. Невкусный.
    20:00
    Ушел с работы. Все-таки я ее люблю.
    Валадов Эльдар
    Моя жизнь
    Я работаю на заводе по изготовлению паровозов. Например, изобретение паровозов было спасением не только для пассажиров, но и для производства. И тогда ускорялись перевозки грузов. Железные мосты изготавливали из чугуна из железа. В 1832 г. Железная дорога появилась во Франции.
    Гуревич Женя
    Один день из жизни крестьянина
    Я крестьянин. Обычно поднимаюсь в шесть часов утра. Завтракаю и собираюсь на работу. Я работаю на фабрике, получаю маленькую зарплату. Мне хватает денег, чтобы продержаться несколько дней. На фабрике я работаю на станке. Это очень опасная работа, многим по неосторожности уже отрывало руки. Поэтому я работаю очень внимательно. Звонок к обеду звучит примерно в два часа дня. Через несколько минут я возвращаюсь к работе. Поздним вечером, уставший, я возвращаюсь домой и ложусь спать.
    Русанова Маша
    Личный дневник под руководством Роберта Оуена
    Часть 1 7 сентября 1842
    Мы уже полгода работаем на фабрике Роберта Оуена.
    В отличие от других он пытается, чтобы у всех рабочих были приличные условия при том, чтобы все работали. Кроме детей. Оуен запретил детский труд и наоборот построил для них школы и ясли. Смысл во всём этом в том, что ты работаешь, сколько можешь, а берёшь, сколько хочешь. Это прекрасно!
    Часть 2 21 ноября 1845
    Прошло около трех лет, как мы устроились работать на фабрику. Здесь твориться что-то ужасное! Люди обленились до невозможного. Никто не старается работать. Рабочие берут все, что хотят, а работы нет! Бедный Оуен! Он пытался сделать во благо человечества, а люди ведут себя как последние.… У меня даже нет слов!
    К тому же на него давят конкуренты. Мне кажется, так долго он не продержится.

  2. Образ российского человека 19 века можно хорошо изучить по книгам русских классиков. Льва Толстого, Федора Достоевского, Николая Гоголя, Антона Чехова, Николая Лескова, Александра Грибоедова и прочих.
    Кажется, человек 19 века живет тою же жизнью, что и современник. Точно так же мелкий чиновник переживает о гневе начальства и боится, что его уволят. Как в книгах Николая Васильевича Гоголя. Так же неверная жена обкрадывает мужа, точно так же вор способен за преступление, как в книгах Николая Лескова. Так же обзывают Настасью Филипповну «падшей женщиной», как и сейчас могут обозвать ту, у кого много любовников.
    Только вот человек 19 века ездил на лошадке, а, чтобы попасть на отдых в Италию, ему нужно пару месяцев провести на корабле. Сегодня это несколько часов перелета. Человек 19 века хорошо умел писать письма: ведь «скайпа» у него нет. Он готов был неделями терпеливо ждать письма от любимых людей.
    Если человек 19 века беден, то, возможно, он не учился в школе и никогда не ходил к врачу. Он привык к смерти, особенно к смерти детей: тогда ведь из 10 детей выживала едва половина…
    И если герой романа уезжает в другой город от любимой девушки, то, скорее всего, он расстается с ней на годы. Не примчаться ему к ней на экспрессе не выходные, как сейчас.
    Аристократ 19 века обычно великолепно владел французским языком. Как Пьер Безухов, Андрей Болконский и прочие герои романа Льва Толстого «Война и мир». Современник наш из интеллигенции и элиты, человек, что получил хорошее образование, скорее всего, будет свободно говорить по-английски. Так, как заметно был распространен в позапрошлом веке по Европе французский, так сейчас популярен и английский.
    Человек 19 века должен был строго соблюдать правила. И общества, и церкви. Сейчас люди намного свободнее ведут себя. Могут разводиться, жениться хоть десять раз на ком хочешь, рожать детей хоть в браке, хоть без. Пойти на нудистский пляж, например. Всего этого не было в веке 19-м. Строгие воротнички под горло, длинные юбки, дуэли из-за оскорблений чести…

  3. Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России…
    …И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
    В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
    Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
    Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.

  4. Государственное образовательное учреждение
    Высшего профессионального образования
    “РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ”
    Кафедра гуманитарных дисциплин
    ЭССЕ
    по дисциплине “Отечественная история
    на тему “XIX век в истории России: эпоха блестящих побед и горьких поражений, успехов и разочарований”
    Выполнил:
    студент 1-го курса очной формы
    обучения юридического факультета, г
    руппа
    Ю-103 Дондокова Д. Б.
    Проверил:
    Люберцы 2010
    Девятнадцатый век в истории России, по моему мнению, является наиболее интересным для исследования. Это эпоха блестящих побед и сокрушительных поражений, успехов и разочарований. Этот век можно было бы назвать “веком-хамелеоном”, ведь периоды либеральных реформ здесь сменялись консервативной направленностью политики, а вслед за великими победами следовали сокрушительные поражения. Раскрывая причины данной нестабильности, следует обратить внимание на то, что вся политика данного периода определялась не только объективными факторами, но и субъективными (в частности, она была связана с личностями новых императоров – их на протяжении девятнадцатого века было пятеро).
    Говоря о причинах общей нестабильности девятнадцатого века, следует начать с социально-экономического развития России конца восемнадцатого – начала девятнадцатого века. Этот период примечателен тем, что параллельно протекали два процесса – разложение феодально-крепостнического хозяйства и начало промышленного переворота, несомненно, тесно взаимосвязанные.
    Следует вспомнить признаки феодального хозяйства, главным из которых является его натуральный характер (продукция производится главным образом для потребления внутри самого хозяйства, а не на продажу). Кризис феодально-крепостнического строя в первую очередь выразился во все большем втягивании помещичьих хозяйств в товарно-денежные отношения. Этот процесс заключался в отмене барщины и переводе крестьян на денежный оброк – в нечерноземных губерниях, а также в переводе крестьян на так называемую месячину – крестьяне обязаны были работать только на барщине, помещик же их кормил и одевал, т.е. положение крепостных в этом случае напоминало положение рабов на плантациях (в черноземных губерниях).
    Начало промышленного переворота – процесс перехода от мануфактуры, основанной на ручном труде, к машинному производству, – тоже имеет свои специфические характеристики. К ним следует отнести “запаздывающий” характер промышленного переворота в России, огромную роль государства, влияние на его ход железнодорожного строительства.
    Но следует также отметить, что несмотря на начавшееся разложение феодально-крепостнической системы, она была еще достаточно жизнеспособной, натуральное хозяйство по-прежнему преобладало.
    Раскрывая содержание данной темы эссе, нельзя не обратить внимание на неоднородный характер внутренней политики Александра Первого, на резкую смену его взглядов и, как следствие, смену политического курса.
    Первый этап внутренней политики данного периода характеризуется попытками проведения широкомасштабных реформ. Причинами перехода правительства Александра Первого к реформам можно считать: личные взгляды императора, воспитанного в духе идеалов Просвещения, а также обстоятельства его прихода к власти – стремление участников заговора против Павла Первого ограничить самодержавную власть. Особое внимание следует обратить на то, что объективных причин реформ, как-то: экономический кризис, социальные выступления, внешнеполитические осложнения – в начале девятнадцатого века не было, поэтому с самого начала положительный исход реформ был весьма проблематичен.
    К реформаторской деятельности Александра Первого этого периода можно отнести попытки крестьянской реформы (попытка издать указ о запрете продажи крестьян без земли 1801 года, указ о вольных хлебопашцах 1803 года, запрет ссылать крестьян в Сибирь 1809 года), попытки реформ государственного строя (начало деятельности Негласного комитета – своеобразного “теневого правительства”-1801 год, министерская реформа 1802 года, конституционный проект Сперанского 1809 года, оставшийся нереализованным, создание Государственного света), реформы в области образования (приняты либеральные Университетский устав, вводивший автономию университетов, и Цензурный устав, согласно которому цензор должен был толковать проверяемые произведения в благоприятном для автора смысле).
    Но, к сожалению, большинство реформ Александра Первого окончились неудачей, кроме реформ в области образования.
    Второй этап внутренней политики ознаменовался отказом от реформ и переходом к консервации сложившихся отношений. Причинами можно считать революционную волну в Европе 1820-х и разочарование императора в возможности с помощью реформ предотвратить революцию.
    Возвращаясь к теме эссе, необходимо подробнее остановиться на вопросе, касающемся блестящих побед и сокрушительных поражений России.
    К перечню побед России этого периода относятся:
    война с Персией, закончившаяся Гюлистанским миром (к России отходил почти весь Азербайджан);
    русско-турецкая война 1806-1812 годов, закончившаяся Бухарестским миром (Бессарабия отошла к России, Сербия получила автономию);
    война со Швецией 1808-1809 годов, закончившаяся Фридрихсгамским миром (Россия присоединила Финляндию);
    Отечественная война 1812 года, закончившаяся блистательным разгромом наполеоновской армии;
    заграничные походы русской армии 1813-1814 годов.
    К перечню поражений России этого периода относятся:
    поражение у Аустерлица 1805 года;
    участие в четвертой антифранцузской коалиции, сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом. Переговоры с Наполеоном и подписание Тильзитского мира. (Раздел сфер влияния в Центральной и Восточной Европе отвечал интересам России, а присоединение к континентальной блокаде Англии было для нее, напротив, крайне невыгодным;
    Венский конгресс 1814-1815 гг.
    Итогами внешней политики первой четверти девятнадцатого века можно считать отказ от политики “конституционной дипломатии”, которая не смогла предотвратить новые революции, переход к откровенно реакционной политике. Россия наряду с Австрией превращается в “жандарма Европы”.
    Консервативным, реакционным, наряду со вторым этапом правления Александра Первого, считают правление Николая Первого. Характерная черта внутренней политики Николая Первого – консерватизм, курс на стабилизацию и консервацию сложившихся в обществе отношений. Причины этого кроются во взглядах Николая I, а также в обстоятельствах его прихода к власти – восстание декабристов он воспринял как следствие излишнего либерализма Александра Первого.
    Николай Первый взял курс на укрепление самодержавия и централизацию управления. Он выразился в усилении влияния Собственной его императорского величества канцелярии, которая фактически подменила собой официальные органы государственной власти.
    Итогами этого курса являются: усиление бюрократического аппарата, поощрение слепого повиновения, строгого следования инструкциям и указаниям из центра, полицейские методы управления обществом.
    Наряду с этим Николай Первый проводил достаточно либеральные преобразования. Примером таковых являются попытки проведения крестьянской реформы. Николай Первый считал крепостное право злом и возможной причиной следующего бунта, но, с другой стороны, боялся недовольства дворян, а также того, что крестьяне не смогут воспользоваться предоставленной свободой из-за своей необразованности.
    1837-1841 гг. – реформа государственной деревни Киселева. Создавались специальное Министерство государственных имуществ и казенные палаты на местах, вводилось волостное и сельское самоуправление, для государственных крестьян повсеместно отменялась барщина, их повинности определялись исходя из доходности земель.
    1842 год – указ об обязанных крестьянах. При освобождении крестьянин получал земельный надел не в собственность, а в пользование и за это обязан был нести различные повинности.
    Но несмотря на то, что Николай Первый понимал пагубность крепостного права, оно не было отменено, так как по-прежнему большинство дворян выступало против этого.
    Третьим направлением деятельности Николая Первого можно считать подавление любых форм инакомыслия. В подтверждение этой позиции хотелось бы привести следующие указы и распоряжения императора:
    “чугунный” Цензурный устав 1826 года;
    закрытие ряда наиболее популярных журналов (“Европеец”, “Московский телеграф”, “Телескоп”);
    создание секретного цензурного комитета во главе с Д.П. Бутурлиным. Апогей гонений на передовую печать, цензурный террор.
    Правление Николая Первого сочетало в себе консервативные полицейско-бюрократические методы с либеральными, но в общем итог его правления можно подвести следующий: установление полицейско-бюрократического режима стабилизировало внутриполитическую обстановку, но наряду с этим законсервировало отставание России от передовых стран Запада, что и продемонстрировала Крымская война.
    В продолжение рассуждений о политике Николая Первого хотелось бы остановиться на внешней политике этого периода.
    Крупнейшим поражением России при Николае Первом является поражение в Крымской войне 1853-1856 годов, итогом которого был запрет России иметь военный флот и крепости на Черном море, а также создалась угроза превращения России во второстепенную державу.
    К важным победам этого периода времени относятся:
    Наваринское морское сражение, результатом которого был разгром тур

  5. «Быть может за стеной Кавказа» (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)
    «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно» (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 19 века)
    «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века
    «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века – вариант 2
    «Герой времени» в русской литературе 19 века
    «Маленький человек» в русской литературе
    «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» (Н. М. Карамзин) (по одному или нескольким произведениям 19 века)
    Есть ли у поэзии законы? (Сочинение – стилистический анализ)
    Жанр баллады и элегии в поэзии Пушкина и Лермонтова
    Жизнь Петербурга на рубеже столетий (по книге Д. А. Засосова и В. И. Пызина «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев»)
    Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.
    Какие герои русской литературы близки по своему типу Печорину и почему?
    Лишний человек в истории русской литературы
    Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века
    Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века – вариант 2
    Образ «лишних людей» в русской литературе 19 века (на примере Евгения Онегина и Григория Печорина)
    Особенности литературы второй половины 19 века
    Ошибались ли декабристы? (Русская историческая повесть XIX века)
    Петербург в изображении русских писателей
    Петербург в русской классической поэзии
    Почему Писарев ставит в один ряд Молчалина и Чичикова?
    Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)
    Пушкин и Жуковский
    Русская историческая повесть первой половины XIX века (Н.М. Карамзин “История государства Российского”)
    Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А.Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова)
    Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века
    Тема войны в русской поэзии XIX века
    Тема денег в русской литературе 19 века
    Тема народа в прозе Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века
    Тема родины в русской литературе
    Тема родины в творчестве поэтов 19 века
    Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков
    Тема совести в произведениях русской литературы
    Тема транспорта в русской литературе XIX века

  6. 19 век в России очень богат событиями, а следовательно и личностями. Эта эпоха характеризуется чрезвычайным разнообразием во всех областях жизни. На внешнеполитическом направлении 19 век ассоциируется с Наполеоновскими войнами и великим русским полководцем М.И. Кутузовым. Если говорить о внутренних делах страны, то нельзя обойти вниманием такие события, как отмена крепостного права и восстание декабристов. 19 век — это и век научно-технических достижений. Многие открытия русских ученых того времени легли в основу современной науки и техники (например, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева или изобретение радио А.С. Поповым). Нельзя забывать и о том, что это эпоха считается временем культурного и духовного подъема России. Недаром 19 век ознаменован «золотым веком русской культуры».
    Среди такого разнообразия событий трудно выбрать адресата для письма в 19 век. Каждая сфера жизни по-своему интересна, а бесконечная вереница героев, достойных внимания способно вскружить голову любому заинтересованному.
    Тем не менее, я хочу адресовать свое письмо человеку, настолько многогранному, что без упоминания его личности нельзя описать ни одну сферу жизни 19 столетия, человеку, которого в современности знает каждый, от мала до велика. Это Александр Сергеевич Пушкин.
    «Глубоко уважаемый и горячо любимый Александр Сергеевич!
    Пишу Вам из огромнейшего любопытства к Вашей персоне и к Вашей эпохе из далекого будущего. Знаю, что были Вы неравнодушны к делам российским и всею душою болели за судьбу страны. С величайшей радостью спешу сообщить Вам, что старания Ваши не прошли напрасно.
    Пытаюсь писать вам, почтеннейший, на Вашем языке, чтобы обороты моей речи были Вам понятны. Однако стоит заметить, что именно Вы являетесь отправной точкой современного русского литературного языка. Да, да, не удивляйтесь! Ваш вклад в развитие поэзии и прозы был поистине огромен и современный язык не мыслим без Вашего участия. Дети с самого юного возраста знают Ваши творения наизусть, а нынешние бабушки с такой же душевной теплотой и заботой читают им Ваши сказки, как когда-то читала их Вам Арина Родионовна.
    Смею поведать Вам, Александр Сергеевич, о современных школах. Ведь вы были одним из первых лицеистов и Вам наверняка интересно, как стало развиваться образование в этом направлении. Так вот, школ, лицеев и гимназий сейчас очень много и каждый человек должен получить образования. Вам, наверное, трудно представить, что в школы ходят абсолютно все? Скажу Вам, более: розги в качестве наказаний сейчас тоже не применяют.
    Что же касается вольнодумства, то сейчас оно не карается. В стране существует свобода слова, узаконенная Конституцией. Ссылки и другие подобные меры наказаний запрещены. Правда, чтобы к этому прийти, России пришлось пройти суровый исторический путь развития. Были в нашей истории и концентрационные лагеря и тюрьмы для вольнодумцев.
    Запрещены сейчас и дуэли. Только вообразите себе, уважаемый, что за честь прекрасной дамы благородные мужчины сейчас должны бороться другими способами. Я даже не могу представить себе Вашу жизнь без дуэлей. Для меня она настолько пропитана доблестью, отвагой и героизмом, что другие способы восстановления справедливости даже не приходят мне в голову.
    Хочу рассказать Вам еще об одном занимательнейшем факте. Балы и светские вечера сейчас большая редкость. Зато появилось очень много других увеселительных заведений и мероприятий. Александр Сергеевич, уверяю Вас, Вам бы точно понравилось. Знаю ведь, какой Вы были кутила и балагур.
    В завершении своего письма хочу написать Вам, что в России ныне нет ни одного города, в котором не существовало бы улицы, названной Вашим именем, в котором не был бы воздвигнут Вам памятник и в котором бы не чтили и не уважали Вас. И я тоже искренне преклоняюсь перед Вашим талантом.
    Глубоко уважающий Вас гость из 21 века.»
    Остается только надеяться, что когда-нибудь машину времени всё-таки изобретут и моё письмо дойдет до своего адресата.

  7. Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России…
    …И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
    В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
    Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
    Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.

    Похожие сочинения

    Тема войны в русской поэзии XIX века
    Несмотря на то, что в теме означен век девятнадцатый, нельзя не вспомнить здесь и не назвать (а вместе с тем и отдать дань памяти и уважения великому Ломоносову) “Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина”. Да и вообще, если вспомнить,…смотреть целиком
    Русская историческая повесть первой половины XIX века
    Интерес к истории в начале XIX века всколыхнулся в России с необыкновенной силой после мощного национального подъема, вызванного наполеоновскими войнами и особенно Отечественной войной 1812 года. Пробудившееся национальное самосознание определило своеобразие…смотреть целиком
    Русская литература конца XIX — начала XX века (обзор). Эстетические поиски этого периода
    Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой и своеобразием русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; показать значение русской литературы этого…смотреть целиком
    XIX век – Романтизм
    Романтизм как литературное направление возникает на рубеже XVIII и XIX столетий, в эпоху перехода от феодального строя к буржуазному. Становление романтизма в литературе происходит во время и после Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Эта революция…смотреть целиком
    Старинные народные песни в фольклорных записях XIX века
    В противоположность узкосословной идеологии рыцарской и бюргерской поэзии (там, где она не опирается на прочную народную основу) народная песня, созданная творчеством широких масс, отличается непосредственной человечностью, конечно, проявляющейся в исторических…смотреть целиком
    Роман в мировой литературе 19 века
    Роман – большое эпическое произведение, в кот. изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни.
    Объемность романа – количественный признак, который связан с его качественными особенностями:…смотреть целиком
    Русская интеллигенция XIX века
    Лермонтов, Михаил Юрьевич – гениальный русский поэт. Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и в 1613 г. уже…смотреть целиком

  8. История мятежа В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

    (ГЕНЕАЛОГИЯ МЯТЕЖА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)
    По утверждению русского философа Н. Бердяева, «весь русский XIX век, величайший по творческому подъему век русской истории, был веком нарастающей революции. Раскол, раздвоение этого века, довели русское творче­ство до величайшего напряжения».
    Нельзя не согласиться с выводом русского философа. Русская литература XIX века действительно полна предчувствий, предсказаний и тревоги перед надвигающей­ся катастрофой.
    Русская поэзия XIX века полна предчувствием револю­ции. Это было время, ставшее ее золотым веком. Этот золотой век начался с А. Пушкина, которого небезоснова­тельно считали государственником, певцом императорской России. Поэт черпал вдохновение в величии России. Имен­но в его творчестве мы находим культ Петра Великого.
    Но есть у него и революционные стихи. Стоит вспом­нить, что А. Пушкин принадлежал к поколению декабрис­тов, среди которых у него было много друзей и знакомых. Безграничная вера в величие и могущество России и не менее страстная любовь к свободе создают впечатление душевной раздвоенности поэта. Он с томленьем ждет «мину­ты вольности святой». И мечтает увидеть «народ неугне­тенный и рабство падшее по манию царя».
    Но для иллюстрации революционных настроений А. Пушкина наиболее подходит стихотворение «Вольность», в ко­тором поэт именует царя «самовластительным злодеем» и с «жестокой радостью» желает видеть его погибель, смерть детей.
    Читая эти строки и вспоминая последующую историю России, нельзя не поразиться пророчеству гениального творца о будущей судьбе монархии.
    Однако наибольшее впечатление производит пророче­ство другого русского поэта — М. Лермонтова. В стихотво­рении с символическим названием «Предсказание», напи­санном в 1830 году, поэт почти за сто лет предсказывает наступление 1917 года: «Настанет год — России черный год — когда царей корона упадет».
    Великий русский поэт Ф. Тютчев не был революционе­ром. Но и он предчувствовал, что на Россию надвигается страшная революция. Может быть, именно отсюда в его поэзии столько хаотичной, иррациональной, темной, ноч­ной стихии. Видимая гармония и порядок представлялись поэту маскирующим покровом, под которым — непроч­ность и тонкость.
    Русскую поэзию начала XX века называют серебря­ной, потому что она была поэзией окончания целой эпохи в русской литературе нового времени. И в ней также сильны предсказательные мотивы. Например, поэты-символисты ощущали, что Россия стремительно летит в бездну. Одни из них радовались этому, потому что видели в революци­онных потрясениях возможность рождения новой лучшей жизни, других ужасала сама мысль о гибели существующе­го мира, ибо они видели «закат в крови» (А. Блок).
    Действительно, «величайшее напряжение» было в твор­честве русских литераторов, чувствующих приближение 1917 года.

  9. С какого момента можно начинать историю России? С какого года можно уже говорить: «Россия»? Россия, а не что-то иное, не давняя Булгария, не Хазария, не страна варягов, не дикие безлюдные леса?
    История России начинается с тех лесных племен вятичей, кривичей, полян, радимичей, древлян и других, что еще в первом тысячелетии нашей эры умудрялись жить и выживать на Древней Руси. Любят современники обзывать их «дикими», не понимая, в каких условиях развивались они. Что толку рассказывать, мол, в Константинополе уже стояли на то время соборы и церкви, а русичи долбили в лесах деревянные ладьи и рубили терема из бревен, если русичи жили и строили свои маленькие города в условиях сурового северного климата, а византийцы и снег-то видали по месяцу в год?
    Любят у нас мерить историю России только материальным, а, возможно, в духовном смысле многие русичи добились больше, чем те же крестоносцы, сжегшие бесценные культурные богатства Константинополя?
    Новый этап начался с Крещением Руси, а затем со становлением централизованных государств: Руси Киевской, позже Руси Владимирской и Новгородской, а еще позже Московской. Мелкие княжества объединяются вокруг центра. Это уже цивилизованный строй, где есть границы с соседними государствами, школы, монастыри, где пишутся летописи, князь с дружиной отвечает за безопасность своего народа, и подчиненные сознательно платят дань князьям.
    И снова новый этап – Петр Первый решает, что достаточно уже считаться в мире заштатным патриархальным государством. Долой старые традиции, монастыри и бороды! Пора строить корабли, расширять границы и идти на восток, ведь там огромные, почти незаселенные земли Сибири, Дальнего Востока, Аляски, Камчатки, Сахалина…
    Наступает эпоха империй, и Петр Первый, молодой и горячий, решает не отставать от тенденций всего мира, становясь первым императором России. Он строит новую столицу, чтобы отойти подальше от боярских обычаев, засилья средневекового, церковной власти над собой…
    Наступает два века истории России императорской. Сложные: закон об отмене крепостного права доходил из центра до периферии лет 25, например. Многие россияне так и не осознали, что живут в огромной империи: некоторые крестьяне не выехали за жизнь дальше волости, копаясь в земле из года в год. С другой стороны, территория империи понемногу связывалась дорогами, а с конца 19-го века железные дороги стали связующими нитями между разными уголками империи.
    Россия советская и СССР… Паровозы едут все быстрее, и уже не месяц до Владивостока, а всего дней 10. Телеги и брички уже соседствуют с грузовиками и тракторами. Советское правительство старается подружить все народы страны между собой и создать образ советского человека: универсального и без национальности. В итоге «русскими» для всего мира становятся все жители СССР: от узбека до калмыка. Пожалуй, аналогично житель Африки пытался б объяснить в Москве, что он не из народа банту, а из народа тутси, например: для нашего обывателя все негры!
    И современная Россия… Сохранившая множество традиций культуры в процессе истории. Вобравшая активно и современные технологии, вышедшая в космос «впереди планеты всей», стратегический партнер ведущих держав мира: США, Китая, Индии, Германии и тд… Вы знаете, что новинкой технологий – Интернетом, в России пользуются уже 70 процентов населения? То бишь не пользуются им лишь младенцы и глубокие старики, в то время, как в некоторых странах Африки и Азии Интернет доступен пока что лишь верхушке страны, ученым да профессорам вузов?
    Какой путь ожидает Россию дальше? Перед россиянами стоят серьезные задачи. Первоочередная – это развитие суперсовременной медицины, фармакологии и доступности ее для всех. Вторая – дальнейшее развитие космических технологий, «мирного космоса». В этой сфере Россия всегда добивалась больших успехов на мировой арене (не зря в голливудских фильмах так любят показывать русских ученых, плохих или хороших, но фанатов своего дела), и было бы стыдно не развиваться в этом направлении.
    Россия всегда была богата людьми-самородками, мыслителями, изобретателями, гуманистами, но беда в том, что часто их заслуги оставались неоцененными. Поэтому и сейчас из страны идет «утечка мозгов» на Запад, к тому же теперь еще и в соседний Китай. Можно запретить выезд, закрыть границы, рубить сплеча, но это, по моему мнению, не выход: важно создать условия, чтобы лучшие умы хотели и желали работать на Родине. Думаю, это самая важная задача, которая стоит в историческом процессе развития России.

  10. Категория: Сочинения по русской литературе
    19 век в России очень богат событиями, а следовательно и личностями. Эта эпоха характеризуется чрезвычайным разнообразием во всех областях жизни. На внешнеполитическом направлении 19 век ассоциируется с Наполеоновскими войнами и великим русским полководцем М.И. Кутузовым. Если говорить о внутренних делах страны, то нельзя обойти вниманием такие события, как отмена крепостного права и восстание декабристов. 19 век — это и век научно-технических достижений. Многие открытия русских ученых того времени легли в основу современной науки и техники (например, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева или изобретение радио А.С. Поповым). Нельзя забывать и о том, что это эпоха считается временем культурного и духовного подъема России. Недаром 19 век ознаменован «золотым веком русской культуры».
    Среди такого разнообразия событий трудно выбрать адресата для письма в 19 век. Каждая сфера жизни по-своему интересна, а бесконечная вереница героев, достойных внимания способно вскружить голову любому заинтересованному.
    Тем не менее, я хочу адресовать свое письмо человеку, настолько многогранному, что без упоминания его личности нельзя описать ни одну сферу жизни 19 столетия, человеку, которого в современности знает каждый, от мала до велика. Это Александр Сергеевич Пушкин.
    «Глубоко уважаемый и горячо любимый Александр Сергеевич!
    Пишу Вам из огромнейшего любопытства к Вашей персоне и к Вашей эпохе из далекого будущего. Знаю, что были Вы неравнодушны к делам российским и всею душою болели за судьбу страны. С величайшей радостью спешу сообщить Вам, что старания Ваши не прошли напрасно.
    Пытаюсь писать вам, почтеннейший, на Вашем языке, чтобы обороты моей речи были Вам понятны. Однако стоит заметить, что именно Вы являетесь отправной точкой современного русского литературного языка. Да, да, не удивляйтесь! Ваш вклад в развитие поэзии и прозы был поистине огромен и современный язык не мыслим без Вашего участия. Дети с самого юного возраста знают Ваши творения наизусть, а нынешние бабушки с такой же душевной теплотой и заботой читают им Ваши сказки, как когда-то читала их Вам Арина Родионовна.
    Смею поведать Вам, Александр Сергеевич, о современных школах. Ведь вы были одним из первых лицеистов и Вам наверняка интересно, как стало развиваться образование в этом направлении. Так вот, школ, лицеев и гимназий сейчас очень много и каждый человек должен получить образования. Вам, наверное, трудно представить, что в школы ходят абсолютно все? Скажу Вам, более: розги в качестве наказаний сейчас тоже не применяют.
    Что же касается вольнодумства, то сейчас оно не карается. В стране существует свобода слова, узаконенная Конституцией. Ссылки и другие подобные меры наказаний запрещены. Правда, чтобы к этому прийти, России пришлось пройти суровый исторический путь развития. Были в нашей истории и концентрационные лагеря и тюрьмы для вольнодумцев.
    Запрещены сейчас и дуэли. Только вообразите себе, уважаемый, что за честь прекрасной дамы благородные мужчины сейчас должны бороться другими способами. Я даже не могу представить себе Вашу жизнь без дуэлей. Для меня она настолько пропитана доблестью, отвагой и героизмом, что другие способы восстановления справедливости даже не приходят мне в голову.
    Хочу рассказать Вам еще об одном занимательнейшем факте. Балы и светские вечера сейчас большая редкость. Зато появилось очень много других увеселительных заведений и мероприятий. Александр Сергеевич, уверяю Вас, Вам бы точно понравилось. Знаю ведь, какой Вы были кутила и балагур.
    В завершении своего письма хочу написать Вам, что в России ныне нет ни одного города, в котором не существовало бы улицы, названной Вашим именем, в котором не был бы воздвигнут Вам памятник и в котором бы не чтили и не уважали Вас. И я тоже искренне преклоняюсь перед Вашим талантом.
    Глубоко уважающий Вас гость из 21 века.»
    Остается только надеяться, что когда-нибудь машину времени всё-таки изобретут и моё письмо дойдет до своего адресата.

  11. 11
    Текст добавил: Я не багат ну кайфую как Депутат

    19 век в России очень богат событиями, а следовательно и личностями. Эта эпоха характеризуется чрезвычайным разнообразием во всех областях жизни. На внешнеполитическом направлении 19 век ассоциируется с Наполеоновскими войнами и великим русским полководцем М.И. Кутузовым. Если говорить о внутренних делах страны, то нельзя обойти вниманием такие события, как отмена крепостного права и восстание декабристов.
    19 век — это и век научно-технических достижений. Многие открытия русских ученых того времени легли в основу современной науки и техники (например, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева или изобретение радио А.С. Поповым). Нельзя забывать и о том, что это эпоха считается временем культурного и духовного подъема России. Недаром 19 век ознаменован «золотым веком русской культуры».
    Среди такого разнообразия событий трудно выбрать адресата для письма в 19 век. Каждая сфера жизни по-своему интересна, а бесконечная вереница героев, достойных внимания способно вскружить голову любому заинтересованному.
    Тем не менее, я хочу адресовать свое письмо человеку, настолько многогранному, что без упоминания его личности нельзя описать ни одну сферу жизни 19 столетия, человеку, которого в современности знает каждый, от мала до велика. Это Александр Сергеевич Пушкин.
    «Глубоко уважаемый и горячо любимый Александр Сергеевич!
    Пишу Вам из огромнейшего любопытства к Вашей персоне и к Вашей эпохе из далекого будущего. Знаю, что были Вы неравнодушны к делам российским и всею душою болели за судьбу страны. С величайшей радостью спешу сообщить Вам, что старания Ваши не прошли напрасно.
    Пытаюсь писать вам, почтеннейший, на Вашем языке, чтобы обороты моей речи были Вам понятны. Однако стоит заметить, что именно Вы являетесь отправной точкой современного русского литературного языка. Да, да, не удивляйтесь! Ваш вклад в развитие поэзии и прозы был поистине огромен и современный язык не мыслим без Вашего участия. Дети с самого юного возраста знают Ваши творения наизусть, а нынешние бабушки с такой же душевной теплотой и заботой читают им Ваши сказки, как когда-то читала их Вам Арина Родионовна.
    Смею поведать Вам, Александр Сергеевич, о современных школах. Ведь вы были одним из первых лицеистов и Вам наверняка интересно, как стало развиваться образование в этом направлении. Так вот, школ, лицеев и гимназий сейчас очень много и каждый человек должен получить образования. Вам, наверное, трудно представить, что в школы ходят абсолютно все? Скажу Вам, более: розги в качестве наказаний сейчас тоже не применяют.
    Что же касается вольнодумства, то сейчас оно не карается. В стране существует свобода слова, узаконенная Конституцией. Ссылки и другие подобные меры наказаний запрещены. Правда, чтобы к этому прийти, России пришлось пройти суровый исторический путь развития. Были в нашей истории и концентрационные лагеря и тюрьмы для вольнодумцев.
    Запрещены сейчас и дуэли. Только вообразите себе, уважаемый, что за честь прекрасной дамы благородные мужчины сейчас должны бороться другими способами. Я даже не могу представить себе Вашу жизнь без дуэлей. Для меня она настолько пропитана доблестью, отвагой и героизмом, что другие способы восстановления справедливости даже не приходят мне в голову.
    Хочу рассказать Вам еще об одном занимательнейшем факте. Балы и светские вечера сейчас большая редкость. Зато появилось очень много других увеселительных заведений и мероприятий. Александр Сергеевич, уверяю Вас, Вам бы точно понравилось. Знаю ведь, какой Вы были кутила и балагур.
    В завершении своего письма хочу написать Вам, что в России ныне нет ни одного города, в котором не существовало бы улицы, названной Вашим именем, в котором не был бы воздвигнут Вам памятник и в котором бы не чтили и не уважали Вас. И я тоже искренне преклоняюсь перед Вашим талантом.
    Глубоко уважающий Вас гость из 21 века.»
    Остается только надеяться, что когда-нибудь машину времени всё-таки изобретут и моё письмо дойдет до своего адресата.

  12. РЕФЕРАТ
    на тему:
    Повседневная жизнь россиян
    СОДЕРЖАНИЕ
    СОДЕРЖАНИЕ………………………………………….1 стр.
    ТЕМА. Повседневная жизнь ……………………………2 стр.
    п. 1. Дворянство …………………………………………2 стр.
    п. 2. Офицерство и чиновничество……………………4 стр.
    п. 3. Купечество …………………………………………6 стр.
    п. 4. Крестьянство и рабочие…………………………..7 стр.
    п. 5. Жизнь в городах……………………………………8 стр.
    ЛИТЕРАТУРА…………………………………………..10 стр.
    ТЕМА: Повседневная жизнь.
    Повседневная жизнь россиян в начале и первой половине XIX века была очень разной. Жители городов и промышленно развитых районов страны могли говорить о серьезных и заметных переменах. Жизнь глухой провинции, деревни в особенности, шла в основном по-старому. Многое зависело от сословного и имущественного положения людей, места их жительства, вероисповедания, привычек и традиций.
    п. 1. Дворянство.
    В первой половине XIX века тема богатства дворян оказалась тесно связанной с темой их разорения. Долги столичного дворянства достигли астрономических цифр. Одной из причин было укоренившееся со времен Екатерины II представление: истинно дворянское поведение предполагает готовность жить не по средствам. Стремление «с расходом свесть доход» стало характерным лишь в середине 30-х гг. Но и тогда многие вспоминали с грустью о веселых былых временах.
    Долги дворянства росли и по другой причине. Оно испытывало сильную потребность в свободных деньгах. Доходы помещиков складывались в основном из продуктов крестьянского труда. Столичная же жизнь требовала звонкой монеты. Продавать сельскохозяйственную продукцию помещики в массе своей не умели, а часто просто стыдились заниматься этим. Гораздо проще было обратиться в банк или к заимодавцу, чтобы взять в долг или заложить имение. Предполагалось, что за полученные деньги дворянин приобретет, новые поместья или увеличит доходность старых. Однако, как правило, деньги уходили на постройку домов, балы, дорогие наряды.
    В первой половине столетия дворянские дети получали домашнее образование. Обычно оно состояло в изучении двух-трех иностранных языков и начальном освоении основных наук. Учителями чаще всего нанимали иностранцев, которые у себя на родине служили кучерами, барабанщиками, актерами, парикмахерами.
    Домашнему воспитанию противопоставляли частные пансионы и государственные училища. Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. С 7-8 лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. Правительство считало уклонение от службы предосудительным. К тому же служба являлась составляющей дворянской чести, была связана с понятием патриотизма.
    Жилье среднего дворянина в городе украсилось в начале XIX века персидскими коврами, картинами, зеркалами в позолоченных рамах, дорогой мебелью из красного дерева. В летнее время дворяне, сохранившие поместья, покидали душные города. Деревенские помещичьи дома были однотипны и представляли собой деревянную постройку с тремя- четырьмя колоннами у парадного крыльца и треугольником фронтона над ними. Зимой, обычно перед Рождеством, помещики возвращались в город. Обозы в 15-20 подвод отправлялись в города заранее и везли припасы: гусей, кур, свиные окорока, вяленую рыбу, солонину, муку, крупу, масло.
    Первая половина XIX века – время поисков «европейских» альтернатив дедовским нравам. Не всегда они были успешными. Переплетение «европеизма» и привычных представлений придавало дворянскому быту черты яркого своеобразия и привлекательности.
    п.2. Офицерство и чиновничество
    Проблема материального обеспечения стала для офицеров в первой половине XIX века самой главной. Оклады офицеров в целом росли, но медленнее, чем на продукты и услуги.
    В начале XIX века большая часть офицерства владела земельной и иной собственностью. Жалованье поэтому не было единственным источником его дохода. К середине века положение изменилось. Появились элементы социальной защиты: пенсии, обеспечение погибших офицеров и т.п.
    Культурные запросы офицерство удовлетворяло, не входя в дополнительные расходы. Важнейшее место в его повседневной жизни занимало офицерское собрание. Здесь офицеры проводили большую часть свободного времени, знакомились друг с другом, отмечали праздники. Командир полка регулярно давал балы и званые обеды. В остальные дни офицеры расквартированных в местечке или городе частей приглашались на балы в местное дворянское собрание.
    Походная жизнь, служба в малоприспособленных к нормальной жизни условиях, в отдаленных местностях, частые переезды из города в город не располагали к созданию семьи. Решив вступить в брак, офицер чаще всего выходил в отставку «по домашним обстоятельствам».
    Материальное положение чиновничества было еще более тяжелым.
    Положение людей, состоявших на жалованье, усугублялось непрерывным падением курса ассигнаций: за рубль бумажных денег серебром давали все меньше и меньше. Рабочий день канцелярского служащего превышал десять и более часов. При этом работа обычно была чисто механической. Переписывать бумаги по утрам и вечерам приходилось при свечах, на которых начальство немилосердно экономило. Потеря зрения было типичной болезнью большинства служащих. Недоедание, духота в конторах, страх перед начальством вели к туберкулезу (чахотке), нервным болезням.
    Чиновничество пыталось по-своему восполнить недостаток средств, обирая просителей, вымогая взятки, идя на подлоги и другие преступления. Развлечения подавляющей массы чиновников были весьма непритязательны.
    п. 3. Купечество
    Купцы медленнее других слоев городского населения приобщались к новшествам в бытовой жизни, отчасти в силу традиционной неприязни «аристократии крови».
    Основная масса купечества по-прежнему соблюдала традиционные уклад жизни и методы ведения дел. В домах сохранялась строгая субординация, схожая с предписаниями «Домостроя». Дабы приумножить и сохранить капитал, купцы предпочитали лично контролировать ход дел, не слишком доверяя помощникам и приказчикам. По 8-10 часов в день они сидели в своих амбарах и лавках. Жила обычная купеческая семья общим хозяйством, закупая материал на одежду «штуками», на всех. Касса предприятия или заведения долгое время также была общей, а в конце года выводилась итоговая сумма наличных денег. В частной жизни купец тяготел к покою и комфорту, окружая себя не столько европейскими новинками, сколько прочно и удобно сработанными предметами традиционного быта.
    Картина жизни привилегированных сословий России ярко отражает и произошедшие изменения, и непоследовательность, замедленность этих изменений. Повседневные запросы, условия жизни дворянства, офицерства, чиновничества, купечества постепенно сближались. Но границы, возведенные и искусственно поддерживаемые, оставались нерушимыми.
    п. 4. Крестьянство и рабочие
    О переменах в крестьянской среде современник в 40-х гг. писал так: «…избы сельские делаются чище и опрятнее, крестьяне перестают держать в жилых помещениях домашних животных». Относятся эти наблюдения, прежде всего к домам зажиточных крестьян. Значительные различия были в одежде: разбогатевшие крестьяне сменили лапти на сапоги, армяк и грубые порты на кафтан, и плисовые штаны, валяную шапку на картуз.
    Питались крестьяне в основном овощами, выращенными на собственном огороде. В первой половине XIX века селянин потреблял три фунта хлеба в день. Картофель еще не вошел в число важнейших культур, под него отводили всего 1,5% посевной площади. Не многие из крестьян могли полакомиться пирогами, студнями или лапшой. Калач считался лакомством, пряник — настоящим подарком. Среди сельских жителей популярным напитком становился чай, вытеснявший сбитни и взвары.
    Развитие отходничества оказывало влияние на жизнь деревни. Отходники, пусть и в искаженной подчас форме, знакомили односельчан с городскими нравами и бытом. Особенно быстро подхватывала новшества сельская молодежь. Усилился интерес к танцам; в праздничные дни в селах устанавливали незамысловатые карусели, возводили балаганы для кукольных представлений.
    Образ жизни фабричного люда России только складывался. Это был бездомный, походный быт, не устоявшийся, жутковатый. Рабочие подчинялись строгим предписаниям начальства, пытавшегося регламентировать не только их рабочее время, но и повседневную жизнь. Рабочие жили многоэтажных казармах, в комнатках – клетушках по сторонам сквозного коридора.
    Стол рабочих был беден, выручали каши и хлеб. Смертность в два раза превышала среднюю по стране. Грамотные в их среде встречались так же редко, как и в крестьянской, из всех развлечений им были доступны лишь кабак и трактир. Законодательства о фабричном труде не существовало. Фабрикант и местные власти были всесильны в обращении с трудовым людом.
    п. 5. Жизнь в городах
    Масса населения мало, а частью даже вовсе неграмотная, не считавшая сама себя полноправной частью общества, жила, обладая очень ограниченным горизонтом и сосредоточив весь свой жизненный интерес в мелочах житейства, торговли, ремесла, канцелярской службы, а в качестве духовной пищи довольствовалась местными сплетнями да фантастической болтовней на политические и иные темы. Все население покорно и безропотно подчинялось постановлениям, обычаям и распоряжениям.
    Религиозность достигала высокого развития, но преобладала внешняя сторона, — безотчетное, по доверию исполнение обрядов и правил… Не малое значение имело в Москве в то время старообрядчество, по-видимому строго преследовавшееся, но несмотря на это, отчасти благодаря именно этому, значительно процветавшее и обладавшее большими денежными средствами. Московское купечество…мало выдвигалось…на арену общественной жизни: оно было замкнуто и жило особыми духовными и материальными интересами.
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Л.М. Ляшенко История России XIX век,: изд. ДРОФА, М., 2002 г.

  13. Интерес к истории в начале XIX века всколыхнулся в России с необыкновенной силой после мощного национального подъема, вызванного наполеоновскими войнами и особенно Отечественной войной 1812 года. Пробудившееся национальное самосознание определило своеобразие духовного развития русского общества. И декабристское движение, и монументальный труд Карамзина, и басни Крылова, и произведения Пушкина – все это отголоски крупных исторических событий, сами ставшие фактами нашей истории. Первые десятилетия XIX века прошли под знаком истории. На эту особенность обратил внимание Белинский. “Век наш – по преимуществу исторический век. Историческое созерцание, – писал критик, – могущественно и неотразимо проникло собою все сферы современного сознания. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии”.
    Русское общество почувствовало настоятельную потребность отдать себе отчет в том, каковы отличительные особенности национального характера, национального духа, как тогда говорили. Историзм стал знаменем нового столетия. Он был неотделим от идей народности. Но чтобы понять подвиг народа в Отечественной войне 1812 года, удививший дворянскую Россию, чтобы постичь образ его жизни, мыслей и чувств, нужно было заглянуть в прошлое, в “темную старину”, обратиться к истокам национального бытия. “История государства Российского” Карамзина открыла русскому обществу почти никем не освещенные до тех пор страницы древности. Русское общество увидело в ней достоверную картину жизни, борьбу мнений, психологический накал страстей и готовые сюжеты для философско-исторических, нравственных и художественных размышлений. Создалась реальная почва для расцвета исторических жанров. Но не меньшую роль “История…” Карамзина сыграла для формирования метода историзма. Отныне историческое мышление становится не только инструментом, с помощью которого распахивают дверь познания в глубь веков, но и необходимым качеством философской или художественной мысли, освещающей своим лучом живую современность.
    Вместе с тем “История…” Карамзина – произведение, в котором научность изложения слилась с художественностью. Элемент художественности, очень сильный в “Истории…”, опирался на подлинные и достоверные факты и свидетельства. Это обстоятельство сразу же поставило перед писателями целый ряд чисто творческих проблем – насколько уместен вымысел в художественном сочинении, как сочетать историческую правду и воображаемый сюжет? Повествовательные формы еще не были настолько усовершенствованы и утончены, чтобы противоречивые слагаемые художественного произведения на историческую тему могли примириться в каком-нибудь органическом единстве. Поэтому в исторической повести то преобладает художественное задание, большей частью игнорирующее историческую действительность, то очерк, в котором характеры выглядят бледными, лишенными полнокровной жизни и убедительности. Между ними располагались промежуточные формы воспоминаний, “былей”, “происшествий”. Нередко исторический материал выполнял подсобную, служебную роль – писателей интересовал не минувший век в его истине, а собственные взгляды на современность, проводимые с помощью исторических сведений.
    Судьба исторической повести поучительна и в том смысле, что она наглядно демонстрировала, как формировалось историческое мышление и складывались формы исторического повествования, как оттачивались черты реализма. Если Карамзин пробудил теоретическую мысль, заставил внимательно отнестись к исторической действительности, к эпохе, к столкновению интересов, то Вальтер Скотт – его исторические романы были уже широко известны русскому обществу – оказал громадное влияние на форму исторического повествования. Вальтер Скотт, как и Карамзин, опирался на документы, но из них он выбирал наиболее характерные для того или иного времени. При этом его привлекал какой-нибудь эпизод, сценка, штрих, “анекдот”, в котором живо и рельефно выказывали себя нравы, обычаи, мышление, обусловленные эпохой или средой. Отсюда проистекала установка на обыкновенность изображения. Частные случаи благодаря тщательному отбору несли в себе и художественную оценку, и своеобразие характеров, и типичность эпохи. История рисовалась в обыденной простоте, ее вершили люди, а не поставленные на пьедесталы деятели или наделенные чувствительным авторским сердцем сентиментальные герои.
    Русская историческая повесть постепенно усваивала как историзм Карамзина, так и повествовательную манеру Вальтера Скотта. Однако это усвоение шло чрезвычайно трудно и сопровождалось несогласиями, спорами, резкостью суждений. Предметом открытой или скрытой полемики стали принципы историзма и их претворение в литературе.
    При всем преклонении перед Карамзиным декабристы решительно разошлись с ним во взгляде на русскую историю. Они не приняли и не могли принять монархизма Карамзина. Они полагали, что идея монархии чужда русскому народу, что самодержавие было навязано ему. Народ обманом и силой принудили к самодержавному порядку и отняли у него свободу, превратив крестьян в подневольных крепостных. С точки зрения декабристов, весь народ так или иначе оказался в рабстве у самодержцев с разной степенью свободы – большей (дворяне) или меньшей (крестьяне). Воодушевленные национально-патриотической идеей, декабристы разделили всю нацию на тиранов и республиканцев. Тираны – это те, кто мыслями, чувствами, действиями защищали самодержавие и рабство; республиканцы – свободолюбцы, хотя и оказавшиеся “рабами”, но своими мыслями, чувствами и действиями не смирившиеся с жалкой участью. Русская нация в своем подавляющем большинстве, считали декабристы, – нация республиканцев. Историческим свидетельством тому служили для них Новгород и Псков, где вольный народный голос господствовал на вече и где были “задушены последние вспышки русской свободы”. С подобной точки зрения, содержание русской истории составила неутихающая борьба республиканцев с тиранией и ее поборниками.

  14. Начало XIX века в жизни России ознаменовалось событиями, имевшими первостепенное значение для дальнейшей истории нашей родины. В 1812 году началась Отечественная воина. Наполеон вступил в Россию как завоеватель, как захватчик Война против него была для России в полном смысле борьбой за жизнь. Это была народная война. Чувство горячей любви к родине охватило широчайшие массы.
    «Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костёр, или в крепость», — писали впоследствии французы.
    Наполеон был разбит. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Политическая и социальная обстановка в первой четверти XIX ( 19 ) века. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Он строил свои военные планы на подсчёте количества своих войск и войск царя Александра, а на войну с ним поднялся весь русский народ. Именно русский народ и нанёс сокрушительный удар прославленному полководцу.
    Отечественная война пробудила народные силы, вызвала подъём народного самосознания, патриотического духа.
    «Двенадцатый год был великою эпохою в жизни России, — писал Белинский. — Напряжённая борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила её увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле… не подозревала».
    Крестьяне и солдаты после изгнания неприятеля из России ожидали отмены крепостного права. Декабрист А. Бестужев в письме к Николаю I так говорит о настроении солдат в Отечественную войну 1812 года: «Ешё война длилась, когда ратники, возвратись в дом, впервые разнесли ропот в классе народа; „Мы проливали кровь, — говорили они, — а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа”».
    Крепостники и правительство были напуганы такими настроениями крестьян. Правительственная реакция (преследование всего сколько-нибудь передового) усилилась. Её возглавлял военный министр Аракчеев, невежественный и жестокий крепостник.
    Реакционной была и внешняя политика Александра 1. Вскоре после победы над Наполеоном был создан «Священный союз» во главе с русским и австрийским императорами для борьбы с революционным движением. Александр с увлечением отлается деятельности в «Священном союзе», выступая в роли гасителя свободолюбивых движений в Европе.
    Эта реакционная политика Александра I и его правительства вызывает решительное противодействие как со стороны угнетаемого крестьянства, так и в среде передового дворянства.
    Крестьянство отвечает на усилившуюся после 1812 года помещичью эксплуатацию волнениями и восстаниями. Все эти восстания подавляются жестокими мерами. Однако народное возмущение не прекращается, а разливается по стране, захватывая не только деревни, но и города, проникая и в воинские части. Так. в 1820 году восстаёт гвардейский Семёновский полк, который полковой командир и офицеры жестокими истязаниями довели до открытого возмущения.
    Сильное движение против самодержавия и крепостнического строя возникает среди дворянской интеллигенции. Война 1812 года произвела глубокий идейный раскол в среде помещичьего класса. Наиболее просвещённые и передовые дворяне начинают организовывать тайные политические общества, деятельность которых завершается вооружённым восстанием 14 декабря 1825 года.
    Писатель декабрист А. Бестужев так говорит о влиянии Отечественной войны 1812 гола на зарождение декабризма: «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то русский народ впервые ощутил свою силу, тогда то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России». А развивалось и крепло это свободомыслие под влиянием крестьянских волнений в России и освободительных движений в 20-х годах XIX века в Западной Европе.
    Декабристы были образованными людьми. Они были знакомы с революционной и прогрессивной политической литературой в России и на Западе.
    Единой политической программы у зародившихся тайных «обществ» не было. «Северное общество» в большинстве стояло за ограниченную монархию. «Южное общество» — за республиканский образ правления. Но всех декабристов объединяла ненависть к самодержавию и крепостному праву Все они подвергали резкой критике внешнюю и внутреннюю политику правительства.
    Восстание декабристов было разгромлено. Руководители были повешены; многие декабристы убиты во время восстания; остальные сосланы на каторгу или на Кавказ, на передовые линии. Декабристы были разбиты потому, что они не решились призвать к революции народные массы, опирались только на офицеров, рассчитывая, что за своими командирами пойдут и солдаты, и не проявили необходимой решительности во время восстания. Но идеи декабристов вошли в сознание многих современников, были подхвачены передовыми писателями и повлияли на их творчество. Движение декабристов, их борьба против самодержавно-крепостнического строя не прошли бесследно.

  15. Содержание статьи:
    Требования к сочинению по истории
    План сочинения по истории
    Разбор сочинения по истории
    Пример реального сочинения по истории
    Критерии оценивания сочинения по истории
    Что делать, чтобы написать сочинение хорошо
    Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.

    Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

    Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.
    В демо-версии 2019 г. на сайте разработчиков ЕГЭ http://www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):
    Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
    Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
    Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
    Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
    В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

    План сочинения по истории

    Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:
    Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
    Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
    Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
    Оценка значимости данного периода для истории страны.
    Важно!
    – Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.
    – Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное – это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.

    Разбор сочинения по истории

    Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.
    Период истории России: 1928 – 1940 гг.
    Первый пункт нашего плана гласит: “Краткая характеристика периода”. Выполняем:
    В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.
    Второй пункт нашего плана: “Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
    В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация – это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.
    Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.
    Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни – 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало “холодильной технике” (не “холодильники в каждый дом”, это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.
    Третий пункт плана: “Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
    Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.
    Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
    Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.
    Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с “чистки” самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.
    Четвертый пункт плана: “Оценка значимости данного периода для истории страны”.
    Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

    Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл (11 баллов)

    1881-1894
    Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации “Народная воля”. Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.
    Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.
    При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг – отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.
    Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).
    Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.
    (автор сочинения – Ирина Айтуганова)

    Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

    Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение – 11.
    К1. Указание событий, явлений
    2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).
    К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
    2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.
    К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
    2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.
    К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
    1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.
    К5. Использование исторической терминологии
    1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.
    К6. Наличие фактических ошибок
    2 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
    ! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !
    К7. Форма изложения
    1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).
    ! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !
    Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.

    Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.

    Что поможет написать сочинение хорошо:

    Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
    Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
    Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *