Сочинение на тему является ли россия информационным обществом

13 вариантов

  1. Является ли Российское общество информационным?
    Мы живем в стремительно меняющемся мире, где «лицо» современной цивилизации – информационные потоки и технологии. В 2000 г. Россия подписала Окинавскую хартию информационного общества, а 25 июля 2007 г. на Совете безопасности РФ была рассмотрена Стратегия развития информационного общества в России, устанавливающая ориентиры развития страны до 2015 г. как государства, выбравшего путь инновационного развития и технологического лидерства.
    Россия намерена войти в двадцатку лидеров глобального информационного общества и в десятку лидирующих стран по доступности информационной и телекоммуникационной среды для всех слоев и структур общества , для этого нам предстоит решить три типа основных проблем.
    Первый тип – создание технологической базы нового общества. То есть создание национальных информационных ресурсов (баз и банков данных, архивов, систем депозитариев государственных ИР, библиотек музеев) и обеспечение широкого свободного доступа к ним на всей территории всех слоев населения и структур власти, бизнеса, науки, культуры и здравоохранения. Роль государства – в обеспечении политической стабильности и макроэкономической деятельности по выходу страны из сегодняшнего социально-экономического кризиса.
    Второй тип проблем – обеспечение национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых ИТ в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений. Для этого нужна единая система обеспечения информационной безопасности, которой можно эффективно управлять, а этого в России пока нет.
    Третий тип проблем – социально-экономические и социально-культурные предпосылки перехода России к информационному обществу. С одной стороны, с этим вроде бы все в порядке: имиджевая составляющая уже рассматривает человека, не владеющего современными средствами электронной коммуникации как динозавра. Но при этом в нашем обществе сохраняется недооценка роли информации в экономике, недостаточная компьютерная грамотность населения, слабое информирование органами госвласти и управления о своей деятельности, отсутствие единых стандартов информационных систем и баз, данных общегосударственного уровня и резкая неравномерность процессов информатизации по регионам страны: 2/3 всех используемых в стране баз данных приходится на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский).
    Основные черты информационного общества.
    В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.
    В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:
    наличие компьютеров,
    уровень развития компьютерных сетей
    доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.
    Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.
    Остановимся на основных тенденциях развития информационного общества.
    Готовы ли мы к информационному обществу?
    На уровне обыденного сознания – мы уже в нем. Наш современник – это человек, владеющий компьютером и информационными ресурсами. «Скелетом» информационного общества являются все те же «телефон, телеграф, почта», цифровое и спутниковое телевидение, общедоступность каналов связи, мобильная телефония и прочие информационные ресурсы среди которых особняком стоит «его величество Интернет».   Российский рынок информационных технологий и услуг развивается темпами, значительно превышающими среднемировые. Число пользователей Интернета растет очень высокими темпами: каждая четвертая семья в России имеет компьютер, 75% населения обладают мобильной связью.
    Итак, базовые предпосылки информационного общества у нас создаются. Информационные технологии в соответствии с нацпроектами внедряются в образование, государственное управление, культуру, медицину. У наших граждан высокий интеллектуально-кадровый потенциал.
    Но, раз уж речь зашла об Интернете, рассмотрим это явление отдельно.
    Интернет и стереотипы
    Стереотип: Глобальная сеть Интернет – единственная и незаменимая информационно-коммуникационная среда, способная обеспечить мир всей необходимой информацией.
    Большинство обывателей уверено, что это так. Между тем информационные мировые олигархи держат в руках все современные программные и аппаратные разработки практически во всех государствах. IBM, Microsoft, Google, Cisco контролируют все, что связано с технической обработкой и передачей информации. Но раз есть информационные «рынки», значит, есть и борьба за сферы влияния на них: поглощение или уничтожение любого нового разработчика программных или аппаратных средств.
    Крупным игрокам невыгодно развитие национальных государственных или частных компьютерных сетей – это может перераспределить местный рынок информационных услуг и снизить их доходы. Значит, главной задачей гигантов становится полный контроль над системой сетевых сегментов, развивающихся под эгидой Интернета.
    В России это легко осуществляется через государственных чиновников: все от Госдумы до региональных администраций принимают нужные решения об «исключительном праве» использования программных продуктов или услуг. То же касается доступа в Интернет, например, для школ, за который оплачены баснословные суммы коммерческим провайдерам.
    Мы на грани информационной революции. Развитые страны на 100% зависят от Сети. В развивающихся странах местные разработки вежливо отстраняют. Но ведь тезис «Кто управляет информацией – тот управляет миром» как никогда актуален именно в информационном обществе!
    Управление информационным обществом
    Люди, контролирующие Интернет, уже формируют то, что называется «общественным мнением». Юридически Интернет принадлежит США. Фактически он становится органом управления массовым сознанием, а значит, есть вероятность концентрации власти в Сети, и возможен ее захват при переходе цивилизации к информационному обществу. И тогда уже неважно будет, сколько «полярностей» у мира.
    Вряд ли российские граждане и правительство стремятся к такому «информационному обществу».
    Да, Интернет снивелировал разрыв в уровне информатизации по стране. А всеобщая компьютеризация и рост средств передачи данных технически позволяют, кажется, решить любые проблемы. Но основная масса компьютеров – персоналки. Основная операционная система – Windows. Мы не имеем открытых текстов этих ОС и не знаем, что там зарыто. Можем ли мы доверять управление страной (электронное правительство!!!) этим средствам? Важным моментом также является неизбежность полной формализации документооборота в электронном обмене и, как следствие, возрастание рисков ошибок в силу невозможности осуществить семантический контроль данных (на это способен человек, но не программная среда). В итоге вся страна может стать заложницей сисадминов, которые «поправят» что угодно – статистику, выборы, референдумы, паспортные данные…
    Интернет престает быть лишь инструментом и помощником. Он становится органом дистанционного управления. А кто управляет Интернетом в России, и есть ли ему альтернатива?
    Информационная зависимость
    Нынешний кризис показал: мы уже зависим от информационных услуг, жизнь крупных городов России и региональных центров основана на движении информации. И хотя информация в Сети принадлежит нам (тем, кто ее там размещает, – от частных лиц до государственных мужей), все мы платим за «право доступа» к ней. И даже у государства нет права управления Сетью: Интернетом на территории России управляет несколько общественных организаций, у которых с какими-то западными, также общественными организациями есть некие соглашения.
    На государственном уровне ни у одной правительственной структуры нет официальных договоров о развитии Интернета на территории России. Сеть развивается коммерческими провайдерами, которые покрывают свои расходы за счет пользователей! Почему же Россия, строя информационное общество, не создает свою собственную национальную Сеть?
    В декабре 2008 г. из Минсвязи России был получен ответ: «Важнейшей тенденцией развития современного мира является создание глобального информационного общества, в основе которого лежит прогресс в области информационно-коммуникационных технологий. Ключевым элементом этого общества является… сеть Интернет. Одной из важнейших задач по развитию российского сегмента сети Интернет является интеграция его в мировое информационное пространство… Построение новой информационно-коммуникационной сети в масштабах страны как альтернативы глобальной сети Интернет и существующей параллельно с ней на сегодняшний день не оптимально, так как ее построение «с нуля» потребует значительных финансовых вложений». Выходит, для России денег нет, а на доступ к общественно-коммерческому американскому проекту Интернет нашлись – и немалые!
    «Прямой доступ»
    Нужна ли России своя Сеть, созданная на собственных разработках, построенная на принципиально новых технологических принципах и работающая на развитие всей отечественной промышленности, образования, социального и пенсионного обеспечения, способная обеспечить межгосударственное взаимодействие с соседними странами? Скорее да, чем нет. Если вдруг Интернет в одночасье рухнет, то его просто нечем будет заменить, если не появится собственная сеть обмена информацией.
    У российской ИТ-отрасли огромный потенциал развития: ряд компаний лидирует на мировом рынке информационных продуктов и услуг, отечественный экспорт в сфере ИТ растет в среднем на 80% в год. Но отсутствие доступной инфраструктуры для деятельности инновационных предприятий, невозможность получения ими финансирования на приемлемых условиях, а также административные барьеры сдерживают темпы роста.
    Изменение структуры экономики и структуры труда
    В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта.
    Изменения уклада жизни людей.
    Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей, причем  не только в лучшую сторону. С. одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой – сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения. Недавнее достижение Интернет-технологий – поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин – может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.
    Информатизация.
    Один из этапов перехода к информационному обществу – компьютеризация общества, которая предполагает развитие и внедрение компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов обработки информации и ее накопление.
    Таким образом, под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий.
    Словом, проблема построения информационного общества в России – это не прокладка кабелей и настройка спутникового телевещания, а необходимость понять конкретные задачи, которые ставит перед собой новое информационное общество, его ценности и цели, понимание средств их достижения и последствий в масштабах страны и мира. У нас в активе – стремительное развитие отечественной сферы ИКТ, усиленный приток отечественного и иностранного капитала в отрасль, высокое качество и доступность современных технологий и услуг в стране.
    Мы не можем больше зависеть от цен на нефть, и путь у нас один – развитие отрасли ИКТ и создание в России информационного общества. Морально и технически страна готова принять модель его развития. Но оно не должно быть безальтернативным в способах построения и должно базироваться на собственных, российских разработках и ресурсах. А это у нас есть.

  2. Является ли Российское общество информационным?
    Что же такое информационное общество?  Информационное общество — это общество, в котором большинст­во работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.
    Признаки информационного общества:
    Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
    Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
    Информация же является продуктом деятельности современного человека.
    Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
    Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
    Безопасность информационного общества, информации.
    Защита интеллектуальной собственности.
    Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
    Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
    Я полагаю, что, Российское общество информационно. Но степень информационности оставляет желать лучшего, т.к. далеко не вся информация доступна для граждан, даже не секретная информация, потому что я считаю, что у нас еще не построено гражданское общество. Конечно, государство делает шаги по развитию информационных технологий доступности информации , но т.к. у нас засилье чиновничьей бюрократии и имеет место коррупция, то информации порой не совсем верная и правдивая.
    Пример «Оборонсервиса» и дело бывшего министра обороны Сердюкова, по которому видно, что часть информации о коррупционных схемах, об участвующих в  этом деле чиновников замалчивается. Поэтому я считаю, что большую роль играет государство в информационном обществе, но при условии полной «прозрачности» для простых людей. Это зависит от политической воли самой власти, элит и конечно от гражданской сознательности народа.  Информационной общество должно охватывать все сферы человеческой деятельности, в том числе социальную сферу, культурную, бизнес и т.д. Роль бизнеса, конечно, бесспорна. В нашей стране широко представлен бизнес в сфере информации: интернет сообщества, телекоммуникационные компании. Конечно, большую роль играет гражданское общество. Т.е. народ должен требовать от власти достоверную информацию о ее работе, но я считаю, что большинство граждан не требуют от власти прозрачности, порой информацию население получает по инициативе СМИ, а не самих граждан. Я думаю, что в настоящее время актуальным становится информационная безопасность и в первую очередь простых граждан, т.к. порой имеет место кража личных данных простых граждан, конфиденциальной информации о личной жизни и т.д. И, конечно, для государства необходимо ужесточать секретность важных данных для нормальной работы государственного аппарата, предпринимать меры по информационной безопасности страны. Я считаю, что Российское общество является еще не достаточно информационно по сравнению с развитыми странами западной демократии, исходя из 7 признаков информационного общества, приведенных мною выше. Думаю, что не совсем выдерживаются признакам под номером 1, 5 и 9

  3. Информационное общество – это общество, где ключевую роль играет информация, её производство, хранение, передача, обработка, распространение. Я считаю, что, чем больше в обществе пользователей средствами информации, то есть компьютером и тому подобными вещами, тем с большей уверенностью можно назвать его информационным. Также информационное общество характеризуется
    А) большим количеством людей, занятых в сфере информатизации
    Б) включённостью государственных и муниципальных органов в информационную сеть
    В) развитым законодательством в области информации
    Г) научной базой в области информационных технологий и процессов.
    Что насчёт современного российского общества? Да, оно является информационным. Сказать, что оно развивается, Я не могу, несмотря на документ «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», так как любое общество находится в развитии, каким бы оно ни было.
    Почему оно информационное? Заявлять об этом нам позволяет развитая сеть телеканалов, радио, Интернета и т.п. Отсюда следует, что людей, занятых в сфере информации огромное количество. Практически все органы власти имеют свои сайты, где периодически обновляется информация, а граждане могут рассчитывать на оказание некоторых услуг, не выходя из дома, сидя за компьютером. Кроме того, люди, работающие на должностях ГМУ также включены в глобальную сеть (например, Д.А. Медведев активно пользуется Твиттером, а Р.А. Кадыров – Инстаграмом. Глава Чеченской республики специально создал новую должность в госструктуре и назначил на неё подписчика своего аккаунта в фотосервисе Инстаграм. Согласно записи в соцсети, Арби Тамаев был назначен министром по организации взаимодействия между правительством республики и гражданским обществом.) В России деятельность по созданию «электронного государства» осуществляется в рамках ФЦП Электронная Россия и направлена на то, чтобы повысить качество государственного управления. Нормативно-правовые акты, регулирующие распространение информации, а также обеспечивающие её защиту, давно принимаются в России. К примеру, Федеральный закон №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при:
    1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
    2) применении информационных технологий;
    3) обеспечении защиты информации.
    Экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с развитием информационного общества в Российской Федерации проводит Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации — совещательный орган при Президенте Российской Федерации, созданный для обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием информационного общества в Российской Федерации.
    Научное сообщество постоянно публикует разнообразную литературу, где затрагиваются вопросы развития информационного общества, обнаружения и решения его проблем и т.д. К примеру, Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. «Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества»; перечень российских научных журналов по теме информационных технологий содержит около 60 наименований и, вероятно, будет пополняться; проводятся конференции по информационной безопасности.
    Молодёжь во всём мире уже не представляет своей жизни без средств связи, это касается и россиян. Мало кто не имеет своей страницы Вконтакте, на Фейсбуке, Одноклассниках… Большинство постоянно находится в режиме онлайн, будучи готовыми получить сообщение даже с другого конца света и моментально ответить на него. В этот процесс втягивается и поколение постарше. «Бабушка и дедушка онлайн» — реализуемая более чем в 50 регионах России социальная программа массового обучения граждан пенсионного возраста основам информационных технологий и использованию услуг электронного правительства, учреждена Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров», в рамках Стратегии развития информационного общества в России. Всё это говорит о наличии в России информационного общества. Сам факт того, что Вы сейчас читаете мою статью, доказывает это.
    Наступление информационной эры вызывает противоположные мнения у граждан. Эйнштейн говорил: «Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И мир получит поколение идиотов». Однако, каждый сам должен для себя разобраться, хорошо это или плохо. Ведь ножом тоже можно как убить, так и прорубить в чаще себе дорогу к свету.

  4. Информационное общество — это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.
    На мой взгляд, Российское общество вполне соответствует данному определению.  У нас есть доступ к различным источникам информации, таким как интернет, телевидение, радио и т.п. Также при помощи сотовой связи мы можем связаться практически с любой точкой страны. Что касается интернета, то конечно наблюдается значительный дисбаланс в развитии различных регионов.  Так, например,  Москва и Санкт-Петербург обеспечены интернетом на 80%, в то время, как в других российских регионах уровень проникновения зачастую меньше 20%. Причем есть такие, где уровень доступа составляет всего 2–3%, – Чеченская Республика, Ингушетия. Чукотка – 15%, Республика Тыва – 11%, Алтай – 13%. Но это не говорит о том, что Российское общество не является информационным, т.к. я считаю, что информационное общество это не какое-то конкретное состояние, оно наоборот подразумевает развитие. И это развитие в России происходит достаточно стремительно. Особенно стоит отметить приобретшие популярность социальные сети, постоянно растущий рынок интернет-торговли, который завоевывает все большее внимание граждан благодаря более низким ценам, также немаловажную роль играют программисты и дизайнеры, открывающие свои фирмы по созданию всевозможных сайтов и веб приложений. Так что можно сказать, что ниша ИТ в России стремительно развивается и этому способствует не только стремление граждан находить все новые возможности данного сектора, но и значительные усилия со стороны государства, которые оно реализует, опираясь на государственную программу Российской Федерации “Информационное общество (2011 – 2020 годы)”, промежуточные результаты которой мы должны увидеть в 2015 году.

  5. 5
    Текст добавил: МеЧтЫ_СбУдУтСЯ

    Как известно информационное общество это общество, в котором доминирующее значение занимает получение, хранение, переработка информации; компьютеризация информационного пространства; создание новых и совершенствование старых информационных технологий. (Википедия).
    Я полагаю, что Россия является информационным обществом, но лишь в начальной стадии.
    Моё мнение обусловлено следующими доводами.
    С одной стороны в России существует информационное общество потому что:
    –  Информация проходит через всё сферы жизни общества. Например, обмен опытом по интернету с другими моими коллегами.
    – Мы пользуемся различными средствами связи.
    –  У нас общий доступ  информации и свободный обмен ей, примером может быть мой материал на этом сайте.
    Но как я уже сказал, Россия находится в начальной стадии информационного общества по следующим причинам:
    –  Слабое доведение до пользователя информации. Возьму простейший пример  казачьих обществ города Краснодара, скажу так: хуторские и станичные казачьи общества делают огромную работу, по военному и патриотическому воспитанию молодёжи, охране общественного порядка, следят за миграционным законодательством, войсковой подготовкой, охраной лесов и окружающей среды и это всё плохо освещено в средствах массовой информации. Освящается буквально 5 % всего того, что делается казаками на благо родного края и России, но всю информацию о проделанной работе многие атаманы хуторских и станичных обществ не доводят до главного штаба.
    – Развитое интернет – пиратство. Можно безнаказанно скачать любой материал, а это нарушает законодательство об авторском праве.
    – Не самая лучшая компьюторизированность общества, как количественно, так и качественно. Например, в некоторых учреждениях установлены на компьютерах старые информационные программы.
    Всё это позволяет мне заключить, то, что Россия находится на начальном этапе информационного общества.

  6. Одной из главных проблем, стоящих перед Россией на пути к новому типу цивилизации является ее географическая специфика. Развитие ИКТ в нашей стране трудно регулируется рыночными механизмами. Огромные территории требуют вложения колоссальных средств в развитие инфраструктуры, а низкий уровень дохода населения не способствует развитию информационных сервисов и быстрой окупаемости вложений. С нашей точки зрения на современном этапе только государственное вмешательство способно кардинально изменить ситуацию и создать в России условия для развития информационного общества.
    В то же время нельзя забывать, что информатизация страны и развитие информационных сервисов не означает перехода к информационализации. Сейчас в России действует несколько безусловно важных и прогрессивных программ: ФЦП «Электронная Россия», всероссийская программа развития новых информационных технологий «Цифровой город», ГАС (государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами) и другие. Однако, наличие компьютерной техники, выхода в Интернет, электронных представительств власти и госструктур в сети – это обязательное, но недостаточное условие информационного общества.
    С информатизацией государства тесно связана проблема цифрового разрыва. То, что в России регионы просто чудовищно отстают от мегаполисов в развитии ИКТ известно. Но надо также понимать, что цифровой разрыв представляет собой не только гуманистическую проблему неравномерного доступа людей к информационным благам. Проблема гораздо глубже, так как цифровой разрыв, особенно в рамках отдельного государства – это разрыв между целыми слоями общества в культурном, экономическом, политическом и других аспектах. Невозможно построить информационное общество, пока значительная масса людей ограничена в доступе к ИКТ.
    Новое общество в информационную эпоху может столкнуться (и уже сталкивается) с новыми проблемами и опасностями, против которых нет «исторического иммунитета». Опасности цифровой тирании и ограничения приватности, манипулирования общественным сознанием, информационные преступления (кражи, вымогательства, диверсии и т.д.). Активная эмиграция и иммиграция, рост национальных и социальных движений, рост сепаратизма, надвигающиеся экономические кризисы в западных странах – эти и многие другие явления являются закономерными этапами на пути Третьей волны. Нет никаких гарантий, что наступление третьей волны будет безболезненным. Скорее всего, оно будет встречать ожесточенное сопротивление как людей старого поколения, так и разнообразных экономических, политических и криминальных структур. В этих условиях цифровой разрыв в России чреват жестокими социально-экономическими потрясениями, способными спровоцировать как сепаратизм регионов, так и формирование своеобразной «цифровой» тирании.
    Во многих концепциях и теориях информационного общества говорится о том, что одним из важнейших условий перехода к этому этапу развития цивилизации является переход от самовозрастания капитала к самовозрастанию информации и, как следствие, замена права собственности правом пользования. Однако в настоящее время в западных странах все отчетливее становятся проблемы, связанные со специфичностью прав собственности на информацию. Многие исследователи отмечают, что современные представления о цифровых правах и копирайте на информацию все больше противоречат складывающимся в информационном обществе социально-экономическим отношениям. Высказывается даже мнение, что в информационную эпоху информация вообще должна быть максимально освобождена от копирайта, т.к. соблюдение прав собственности на информацию, благодаря мощному развитию информационно-коммуникационных технологий, просто не возможно и часто абсурдно.
    С нашей точки зрения, оптимальный путь развития современной России – не пытаться копировать уже устаревшие экономические, политические и социальные формы организации общества западных стран, а используя имеющиеся ресурсы способствовать развитию информационного общества.
    Важным аспектом развития в России информационного общества является осознание нашим правительством разницы между информатизацией и информационализацией. Информационное общество – это не просто компьютер с Интернетом в каждом доме и ноутбук у каждого школьника, это новый тип экономических, политических и социальных отношений. Вообще, возможно называть нарождающийся тип цивилизации информационным обществом не совсем корректно. Конечно, роль информации очень значительна, но отнюдь не менее важны и другие аспекты: переход на возобновляемые источники энергии, развитие новых методов производства, новые принципы обучения, новые школы и новые формы бизнеса, отказ от стандартизации, синхронизации и централизации, от концентрации денег, энергии и сил в пользу сетевых форм взаимодействия.

  7. В 2000 году РФ подписана Окинавская хартия информационного общества, в 2007 году Советом безопасности РФ была рассмотрена Стратегия развития информационного общества в России, устанавливающая ориентиры развития страны до 2015 года как государства, выбравшего путь инновационного развития и технологического лидерства.
    Мало того, что лидером не стала, так еще и продвижения в данном направлении сделаны маломальские: роль информации в экономике страны слишком недооценивается, недостаточная компьютерная грамотность населения (многие в Word-е с трудом что-то ваяют), слабое информирование органами государственной власти и управления о своей деятельности – отсюда слабый общественный контроль со стороны населения, до сих пор отсутствуют электронные приемные в правоохранительных органах; отсутствие единых стандартов информационных систем и баз данных на общегосударственном уровне (есть электронное правительство и т.д., но сайты выполнены настолько через …, что начинаешь сомневаться, что именно наш программист участвовал в создании компьютерных эффектов в трилогии «Властелин колец»).
    На государственном уровне ни у одной правительственной структуры нет официальных договоров о развитии Интернета на территории России, у нас нет своей сети, нет своей операционной системы, а как можно строить информационное общество на американских разработках. Категорически нельзя вводить полнейший электронный документооборот на чужой операционке (Windows, Linux, Mac OS) – IOS и ANDROID уже передают всю информацию, какую можно вытащить через наши смартфоны, тем, по чьему заказу разрабатывались данные методы политического сыска…тотальный контроль над обществом – главная цель США.  Поэтому развитие информационного общества в нашей стране должно базироваться на собственных ресурсах и  разработках.

  8. Информационное общество – концепция постиндустриального общества, в котором информация и знание развиваются в  едином информационном пространстве.
    Основные признаки информационного общества можно проследить в современной России:
    Наличие и развитие информационного и технологического рынков наряду с традиционными реальными рынками, представлено электронными биржами, Интернет торговлей, предоставление государственных услуг, в т.ч. и платных,  в электронном виде, обращение, хотя пока ограниченное, криптовалюты  Bitcoin ( англ. bit — бит и coin — монета) — пиринговая (одноранговая, равная по всем направлениям) система электронной наличности, официальный курс ЦБ России (!!!!!!!!!!!) Bitcoin на 16.02.2015 составляет 15 210.97 RUB.
    Информация и информационные услуги растут, более быстрыми темпами являясь источником новых рабочих мест, предложения на рынке работы в части «виртуальной» занятости более 20%, характерная особенность – виртуальная оплата, требующая механизма вывода  (обналичивания) виртуальной оплаты труда, отсутствие законного налобожения и, вообще законного регулирования рынка виртуальных денег.
    Широкое распространение надежных и относительно не дорогих персональных компьютеров, наличие мощной сети связи, Ну а кого в кармане не поселился хотя бы «Андроид»…
    Наличие высокой правовой культуры в обществе и правового государства, в некоторых слоях нашего общества примерно так и считают, реальность более многообразна и неоднозначна
    Формирование единого мирового информационного пространства. Интернет прочно поселился во всех сферах нашей жизни.
    Повышение требований к обеспечению информационной безопасности, череда ФЗ и постановлений ПРФ в данной области, их строгость компенсируется необязательностью исполнения, обусловленной отсутствием процессуальных механизмов фиксации, доказывания привлечения к ответственности
    Вывод:
    Россия – информационное общество, сдобренное национальным колоритом.

  9. Направления государственной программы:
    1. Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса.
    2. Электронное государство. Повышение эффективности государственного управления.
    3. Развитие российского рынка ИКТ и российских технологий. Обеспечение перехода к цифровой экономике.
    4. Преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества.
    5. Обеспечение безопасности в информационном обществе.
    6. Развитие цифрового контента. Перевод контента в электронный вид.
    Что же происходит в России с развитием информационного общества?
    Принятая в 2008 году Стратегия развития информационного общества получила свой план реализации, утвержденный Советом при президенте по развитию информационного общества в декабре 2009 года. В соответствии с утвержденными показателями Стратегии к 2015 году Россия должна войти в двадцатку стран-лидеров и преодолеть информационное (цифровое) неравенство между ее регионами. Каковы же позиции, с которых мы стартуем? Как показало обсуждение проекта новой десятилетней государственной программы “Информационное общество (2011-2020 годы)” и системы мониторинга развития информационного общества в России, которое состоялось в конце сентября на заседании президиума Совета при президенте по развитию информационного общества, наши места в ведущих мировых рейтингах – от 50 до 80.
    В чем же причина, где эти зоны отставания? Анализ показывает, что хуже всего дело обстоит с факторами, которые способствуют развитию информационного общества: преодоление административных барьеров, независимость судебной системы, эффективность правовой защиты бизнеса в спорах с государством и многое другое. Низкие значения демонстрирует Россия и с точки зрения показателей реализации государственных программ по использованию ИКТ, в особенности для повышения эффективности государственных услуг, особенно в социально значимых сферах (образование, здравоохранение, культура).
    Легче всего попытаться оправдать эту ситуацию неадекватностью, предвзятостью или необъективностью проводимых замеров развития информационного общества в России. Но то, что во всех без исключения рейтингах последнее десятилетие мы топчемся на одних и тех же (неподобающих для России) местах, никаким вселенским или экспертным заговором не объяснишь. Тем более что во всех рейтингах, системы показателей которых открыты и прозрачны, видно, что если есть в России сильные стороны, например, человеческий потенциал, то нам здесь честно ставят высокие места.
    Чтобы достичь амбициозных целей, поставленных в национальной Стратегии, нужно очень постараться – ведь другие страны тоже не стоят на месте, понимая, что идет борьба за будущее место в глобальном информационном обществе, где главными факторами развития и благосостояния становятся информация и знания. Насколько же усилия, которые предпринимаются на федеральном и региональном уровнях, позволят преодолеть наше серьезное отставание?
    В этом году завершается ФЦП “Электронная Россия”, и ей на смену приходит программа “Информационное общество”. Подводя итоги реализации “Электронной России”, можно сказать, что за восемь лет ее реализации позиции Россия в рейтингах никак не изменились. Мы если и двигались по пути развития информационного общества, то отнюдь не быстрее других стран – никакого опережающего развития не было.
    Проект:
    «Социальная розетка»
    В период 2010-2015 годов в России планируется осуществить новый социально-технологический проект «Социальная розетка». Суть его состоит в том, чтобы в каждой квартире 39 городов России появилось устройство, которое будет обеспечивать следующие информационные возможности: бесплатное подключение к сети Интернет; 8 основных каналов телевидения; 9 каналов проводного радиовещания с возможностью оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; прямая связь с экстренными службами (так называемая «тревожная кнопка»). Технологическая особенность этого проекта состоит в том, что для его реализации используются средства уже существующей городской радиотрансляционной сети, которая создавалась с учетом требований военного времени и поэтому является энергонезависимой и имеет многократное резервирование по оборудованию. Поэтому она может функционировать даже при аварийных перерывах в электроснабжении.
    Предполагается, что установка «социальных розеток» в квартирах будет производиться за счет средств городского бюджета, а пользование ею будет стоить столько же, сколько сегодня жители платят за обычную радиоточку.
    Литература:
    1. http://www.infosovet.ru/files/Schegolev_2010-04-16.pdf
    2. http://press.khstu.ru/president/2010/07/09/vystuplenie-prezidenta-rossii-na-zasedanii-soveta-/
    3.http://www.minpromtorg.gov.ru/special/expo/021
    4. http://www.rg.ru/2010/11/01/tehnologii.html
    5.http://depprint.donland.ru/Default.aspx?pageid=56201
    6.http://press.khstu.ru/zasedanie-soveta-po-razvitiyu-informacionnogo-obsh/
    7.http://bda-expert.com/2010/08/perechen-poruchenij-prezidenta-po-razvitiyu-informacionnogo-obshhestva/
    8. http://minkomsvjaz.ru/news/xPages/entry.10713.html
    9. http://www.polit.nnov.ru/2005/06/23/knowledge/
    10. http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=news2&key_news=1968

  10. Попробую порассуждать, является ли наше общество информационным. Сразу начну с примеров из нашей жизни.
    Еще каких-то 20 лет назад, документация в организациях и предприятиях выполнялась на печатных машинах и хранились соответственно на бумажных носителях, а сейчас ни одна организация не представляет себе работу без ПК.  И как следствие, одним из требований приема на работу в любую организацию сейчас является уверенное пользование ПК и базовым программным обеспечением.
    Все наверное хорошо помнят, что в начале 90 годов, когда свободный рынок стал потихоньку завоевывать экономическое пространство нашей страны, у предпринимателей нехватало информации о товарах. В стане не существовало еще никаких информационных площадок для размещения этих данных, кроме конечно газет и журналов (помнится знаменитая газета «Из рук в руки»). Сейчас вся информация о товарах в сети интернет.
    Почта, отдельная тема. Молодежь наверное не помнит как заказывали межгород на почте и переговорных пунктах если нет домашнего телефона (кстати телефонизация всех жителей страны Советов продолжалась вплоть до конца 80-х). Теперь многие не только на почту не заглядывают, а наверное думают  что это понятие сугубо электронное…, а письма в конверте за последние 20 лет, я например получаю сейчас только от среднего сына-солдата из армии.
    Очереди – порождение бюрократии и главный враг информационных технологий… Где только не приходится видеть очереди, в магазинах, госучреждениях, поликлиниках, банках и т.д. Сейчас их поубавилось в разы с началом использования электронных очередей и получения информационных, финансовых и др. услуг в электронном виде.
    Телевидение – тоже координально изменилось. Начнем со смены способа передачи сигнала с аналогового на цифровой, сразу и возможностей стало много и скорость обмена выше. Что только эти технические виртуозы телеэфира не вытворяют сейчас…
    Банковский сектор. Переход на электронные деньги и способы их обмена открыл перед людьми широкие возможности, и они с удовольствием этим сейчас пользуются.
    Информационная доступность государственных и коммерческих структур для населения об их деятельности и других вопросов.
    Все это несомненно говорит о том что информационные технологии плотно входят в нашу жизнь и доказывает, что  мы можем по праву называться информационным обществом, но тут я добавлю «ложку дегтя»…
    Все вышеперечисленное, чем мы сейчас пользуемся не нами придумано. Ни для кого не секрет, что все программное обеспечение, на котором мы все сейчас работаем, является не своим, мы его сами не производим. Все сервера всемирной сети находятся не на нашей территории и не мы их создавали. И честно сказать, на необъятных просторах нашей страны не во все уголки «заглянул» интернет, да и уровень подготовленности некоторых слоев населения нашей страны к использованию современных информационных технологий остается на довольно низком уровне.
    Вот главные аргументы того что мы пока не является информационным обществом, а только стремимся к нему.
    Кстати, 27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днём информационного общества.

  11. 1. Глобальное информационное общество
    Наша страна, в силу своей истории, потенциала, масштаба, может и должна быть одним из лидеров мирового сообщества. Чтобы этого достичь, нужно правильно выбрать курс, уловить и использовать тенденции, определяющие ход развития цивилизации.
    Разрабатывая стратегию прорыва, важно помнить: те пути, которые еще вчера были для нас магистральными, уже в недалеком будущем могут завести в тупик. Мы вошли в новый век, совсем не похожий на индустриальный мир XX столетия, где мощь страны определялась миллионами тонн угля, чугуна и стали, количеством произведенных станков и прокатных станов. Пришли иные времена, перед человечеством открылись невиданные возможности, и ныне мы в полной мере осознаем: кто владеет информацией — владеет миром.
    Главной движущей силой прогресса становятся знания и технологии обмена информацией. Новый мир — это мир компьютеров и Интернета, мир сотовых телефонов и факсов, мир сетей связи и телевидения, мир высоких технологий, от масштабов и эффективности использования которых напрямую зависит благополучие народов и государств. Выигрывают те, кто делает ставку на производство знаний и информации.
    В отличие от прежних времен, знания перестали быть привилегией избранных. Мощь и богатство государства определяются не той суммой знаний, которая «мертвым грузом» лежит где-то в недрах фундаментальной науки. Они определяются возможностями максимально широкого овладения этими знаниями и, следовательно, скоростью их распространения или, иначе говоря, дееспособностью сети коммуникаций. Чем выше темпы производства и распространения знаний, чем быстрее они претворяются в технологии, в полезные изобретения, тем выше темпы экономического роста.
    Новые средства связи и системы коммуникаций сокращают расстояния, разобщающие людей. Более того, они не знают границ, разделяющих страны и народы. Новые знания, рожденные интеллектом одного, буквально в мгновение ока становятся доступны всем. Мир еще никогда не был столь единым. Складывается глобальное информационное общество, единство которого обеспечено современными технологиями.
    Однако это глобальное общество — далеко не новый Эдем. Развитие информационных и коммуникационных технологий не только объединяет мир, — оно же его и заново разделяет. Все отчетливее становится деление на лидеров, уже осуществивших переход к экономике XXI века, и всех остальных, по тем или иным причинам не сумевших этого сделать. Разрыв между этими двумя группами стран неумолимо нарастает; меняется баланс сил в мире; возникают новые очаги напряженности, источники новых конфликтов. Тех, кто опаздывает, плетется в хвосте общественного прогресса, повторяя и заимствуя достижения своих более успешных, более предприимчивых соседей по планете, ждет незавидное будущее.
    2. Россия: точка отсчета
    У России есть необходимые предпосылки, для того чтобы достойно ответить на вызовы времени. Достижения отечественной науки неоспоримы, школы наших ученых и программистов признаны во всем мире. Российскими компаниями, несмотря на их молодость, накоплен опыт производства товаров и услуг, использующих современные технологии. В значительной степени компьютеризированы многие отрасли хозяйства, в частности — банковская сфера и сфера государственного управления. Люди в нашей стране все более глубоко осознают необходимость использования вычислительной техники и информационных технологий в бизнесе и государственном управлении, в здравоохранении и культуре, в науке и образовании.
    Однако речь пока идет только о предпосылках. По уровню технической оснащенности, по степени развития инфрастуктуры и освоения технологий мы пока отстаем от мировых лидеров. Несмотря на достигнутый в последние годы прогресс, недостаточно развита даже обычная телефонная сеть, не говоря уже о сотовой связи, получившей широкое распространение только в Москве, Петербурге и других крупнейших городах России. На низком уровне находится оснащение персональными компьютерами; доступ в Интернет, особенно в отдаленных регионах, остается редкостью. В самой начальной стадии развития находятся системы «электронного правительства» и электронной торговли.
    Опутанный информационными сетями, наш мир стал не только «компактным», но еще и очень неспокойным. В этих условиях безопасность страны практически полностью определяется уровнем ее технологической и технической оснащенности. Речь идет не только о современном вооружении. Через сеть Интернет почти беспрепятственно осуществляется пропаганда насилия, расизма, наркотиков; чудовищно расширились возможности неконтролируемого воздействия на подсознание, ведутся информационные войны.
    Технологическое отставание чревато для нас экономическими потерями: неспособностью бороться с конкурентной разведкой иностранных фирм и государств, с целенаправленным распространением негативной информации, влекущей экономические потери, с хищениями интеллектуальной собственности. А в случае военных действий оно может обернуться разрушением систем связи страны, поражением вычислительных центров и телекоммуникационных сетей.
    У нашей технологической отсталости есть свои исторические причины, но, какими бы они ни были, мы можем и должны быть готовы ответить на вызовы времени. Мы можем и должны быть среди сильных, а не среди слабых, среди лидеров, а не среди отстающих. В XXI веке Россия обязана решить доставшиеся ей в наследство от прошлого столетия экономические и социально-политические проблемы, опираясь на самые передовые достижения человеческой мысли.
    3. Принципы государственной политики
    Чтобы добиться этого, потребуются скоординированные действия общества и власти, направленные на достижение осознанных целей. Иными словами, нам нужна продуманная, целенаправленная государственная политика.
    Стратегической задачей России на данном историческом этапе является полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество в качестве его полноправного участника — при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Именно таким образом мы сможем решить целый ряд краеугольных проблем, над которыми бьемся уже долгое время:
    — обеспечим подъем общественного благосостояния до уровня ведущих стран мира за счет экономического роста и качественного повышения производительности труда, перейдя от экономики с топливно-сырьевой ориентацией к экономике, основанной на знаниях;
    — преодолеем нынешнее экономическое и технологическое отставание от ведущих западных держав и существенно сократим число угроз национальной безопасности;
    — приобщим граждан России ко всем благам информационного общества.
    Для решения этих задач потребуется создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Это обеспечит быстрое расширение круга потребителей информации, опережающие темпы создания, распространения и использования знаний. Повышение социальной и экономической значимости информации в жизни людей — от управляющей элиты до миллионов рядовых граждан, — привлечет инвестиции в информационный сектор экономики. Прямая зависимость социально-экономического роста от обновления и умножения знаний даст новый толчок развитию образования и науки.
    Новые темпы жизни, связанные с ускорением обмена информацией, побудят властные структуры быстрее реагировать на происходящие перемены, создавать все более эффективные и гибкие механизмы управления. Будет ликвидировано неравенство в доступе к информации — как между регионами страны, так и между разными слоями российского общества, что станет важным шагом к преодолению социально-экономического неравенства и в результате — к снижению социальной напряженности.
    4. Экономика, основанная на знаниях
    Информационное общество — это, прежде всего, информационная экономика, экономика, основанная на знаниях. Мы никогда не сможем решить стоящие перед страной задачи, если не совершим прорыв в экономическом развитии, опирающийся на те преимущества, которые предоставляют нам технологические возможности XXI века. Однако ставить перед собой узкую задачу поддержки одного только информационного сектора — значит заранее обрекать себя на неуспех. Требуется общая коррекция экономической политики.
    Для развития новой экономики необходимо обеспечить спрос на информационно-коммуникационные технологии. Но информационные потребности могут быть значимыми лишь в обществе с высоким уровнем благосостояния, где большинство граждан может без ущерба своему материальному положению пользоваться новыми технологиями и продуктами информационного сектора в повседневной жизни. Это выводит на первый план общую реформу политики доходов, задачами которой становятся планомерное повышение уровня оплаты труда в стране и обеспечение роста совокупного денежного спроса. Пока же рыночный спрос на продукты информационного сектора экономики будет оставаться недостаточным, следует дополнять его спросом, предъявляемым государством.
    Мы должны изыскать возможности для первоочередного стимулирования работников интеллектуального труда — непосредственных производителей новых знаний и технологий, ключевого звена новой экономики, — добиться повышения их благосостояния, достойных условий труда.
    Нужно озаботиться и приоритетным ростом инвестиций в информационный сектор экономики: создать самые благоприятные условия как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, снизить административные барьеры для развития бизнеса. Обеспечив таким образом опережающий рост информационного сектора экономики, мы сможем решить наболевшие структурные проблемы нашего национального хозяйства и существенно повысить общие темпы хозяйственного роста.
    5. Информатизация — обществу
    Любое общество должно быть свободным выбором тех, кто его составляет. Чтобы показать людям реальные блага информационного общества, мало одной пропаганды. Информационное общество получит достаточный импульс для развития только при условии быстрого и успешного приобщения сограждан к его преимуществам.
    Современные технологии необходимо сделать более доступными. На базе сетей общеобразовательных школ и почтовых отделений связи — наиболее распространенных и общедоступных — надлежит активно создавать пункты коллективного доступа в Интернет. Параллельно должна идти работа по подключению к сети Интернет жилых домов. Государству следует стимулировать снижение тарифов в этой области.
    Наука и школа — ключевые сферы с точки зрения вхождения в информационное общество. Без сохранения передовых позиций российской науки наша страна не сможет стать одним из лидеров глобального информационного общества и будет вынуждена довольствоваться копированием иноземных образцов. То же можно сказать и о системе образования: высшие достижения научной мысли, самые передовые технологии будут бесполезны, если люди не научатся ими пользоваться.
    Усилия, вложенные в информатизацию российской школы, дадут двойную отдачу. Во-первых, меняющийся мир не будет для людей чужим. Во-вторых, обновится сама система образования. Сетевое обучение расширит возможности для получения непрерывного образования, обеспечит высокое качество обучения на периферии. Ограниченность материальных или физических возможностей перестанет быть преградой на пути к знаниям. Будет облегчен доступ к отечественному образованию для граждан России, проживающих за пределами страны, для русскоязычного населения сопредельных государств, для иностранных граждан, что, несомненно, усилит влияние России в глобальном политическом и культурном пространстве
    Мы обязаны уделить первоочередное внимание стимулированию информатизации социальной сферы. Государство должно оказать финансовую и технологическую поддержку внедрению телемедицинских технологий. Когда пациент районной больницы за тысячи километров от Москвы сможет гарантированно получать консультации лучших столичных специалистов, когда те же специалисты через телемедицинские сети будут руководить сложнейшими операциями, когда врачи по всей России получат доступ к справочным базам данных, смогут непрерывно продолжать обучение и повышать квалификацию, не оставляя своих занятий, — тогда информатизации будет гарантирована общественная поддержка.
    Информатизация — это ключ к решению множества проблем социально незащищенных и уязвимых категорий наших сограждан.
    Для женщин новые технологии открывают путь к реальному равноправию. Для молодежи — это, опять-таки, полноценное образование, независимо от уровня доходов и места жительства, это новые рабочие места, это возможность не замкнуться в микромире семьи, двора, школы или какой-то группы, а включиться в мир большой России, осознать себя как гражданина, причаститься нашей великой культуры и истории.
    Пенсионерам информационные технологии не дадут «выпасть» из общества, заполнят избыток свободного времени, помогут преодолеть трудности в получении медицинской помощи. Для инвалидов и людей с ограниченной мобильностью компьютерная сеть — это гарантия полноценного участия в общественной жизни, путь к получению образования и работы, возможность читать книги в электронных библиотеках и свежие газеты, делать покупки, общаться с близкими и друзьями.
    6. Информационное общество — эффективное государство
    Основная нагрузка в решении перечисленных стратегических задач неизбежно ложится на государство. Именно государство должно стать катализатором происходящих перемен, координировать деятельность участников процесса движения к информационному обществу
    Информационное общество создает качественно новые возможности для повышения эффективности государства и, одновременно, предъявляет к нему новые требования. Речь идет о создании полноценной системы «электронного правительства», позволяющей наладить процесс оказания органами власти публичных услуг населению и бизнесу, расширить участие граждан в процессах управления страной. «Электронное правительство» — это не просто новые технологии, — это новая система государственного управления. Внедрение системы «электронного правительства» повысит осведомленность людей о деятельности органов власти различных уровней, обеспечит более глубокую и надежную обратную связь между властью и обществом.
    Благодаря «электронному правительству» демократические процессы получат мощный импульс. Создание информационной основы развития демократии снизит барьеры между властью и обществом, властью и личностью. Интерактивное взаимодействие органов власти между собой сделает их работу несравнимо более эффективной. По коррупции, поразившей нашу бюрократическую машину, будет нанесен мощнейший удар.
    Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. При этом основная общественно значимая информация должна предоставляться населению бесплатно.
    В условиях информационного общества по-новому звучат вопросы взаимодействия государства и средств массовой информации. Мы должны предусмотреть систему мер по развитию и обеспечению доступности электронных СМИ, в том числе в Интернете, чтобы поддерживать единство информационного пространства страны.Параллельно должны быть приняты меры, направленные на предотвращение и противодействие монополизации СМИ на любом уровне. Только реальная свобода слова, защищенная от посягательств чиновников и олигархов, только разнообразие СМИ обеспечат всем общественным группам возможность выражать свои взгляды и интересы.
    На государстве лежит и забота об обеспечении просветительской поддержки движения к информационному обществу. Мы обязаны объяснить людям, на каких основаниях будет строиться государственная политика в ближайшие годы, какие задачи стоят перед страной и к каким результатам должны привести наши усилия. Преимущества жизни в информационном обществе должны быть известны и понятны всем и каждому.
    Развитие процессов информатизации требует обновления законодательной базы. Новые законы должны служить обеспечению свободного доступа к общественно значимой информации, развитию электронной коммерции, электронного документооборота, внедрению электронной цифровой подписи, обеспечению защиты персональных данных.
    7. Защита национальных интересов
    В стремлении использовать преимущества информационного общества мы не вправе забывать и о тех угрозах, которые оно несет с собой. Вопросы отстаивания национальных интересов, обеспечения национальной безопасности, а также тесно связанные с ними вопросы международного сотрудничества должны постоянно оставаться в центре внимания государства.
    Чрезвычайная зависимость современного общества от состояния национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры порождает необходимость создания общенациональной системы обеспечения безопасности ее ключевых элементов. Мы должны разработать современные методы и средства защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего — технологий, используемых в Вооруженных силах, на экологически опасных и экономически важных производствах. Необходимо совершенствовать государственную систему защиты информации и государственной тайны. Очень важно обеспечить независимость России в области развития технологий, критических с точки зрения национальной безопасности.
    Государственная политика в области обеспечения национальной безопасности должна поддерживаться соответствующими усилиями на международной арене. Здесь нашей стратегической задачей является отстаивание интересов России в процессе международного регулирования принципов информационного общества, а также налаживание международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности. Наши цели здесь — запрещение разработки, распространения и применения «информационного оружия», обеспечение безопасности международного информационного обмена, налаживание международной координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с компьютерными преступлениями.
    8. Программа действий
    На вызовы XXI века мы должны ответить политикой, достойной великой державы. Только обращаясь к новейшим научно-техническим достижениям и используя их как мощный трамплин для вывода России на новые рубежи развития, мы сможем гарантировать согражданам достойную жизнь.
    Стоящие перед нами задачи сложны и масштабны. Вполне очевидно, что для их выполнения потребуются мощные, поддержанные обществом усилия государства. Эффективность этих усилий будет определяться тем, насколько они планомерны, согласованны и стратегически выверены. Для полномасштабного охвата всего спектра стоящих перед страной задач и их комплексного, системного решения создана настоящая Программа действий «Развитие информационного общества в России».
    Программа нацелена на разработку комплекса мер для обеспечения устойчивого, планомерного, безопасного и эффективного движения России к информационному обществу, определение основных политических, социально-экономических, культурных и технико-технологических предпосылок и условий такого движения, положений и приоритетов государственной политики, обеспечивающих его динамизм.
    Исходя из Окинавской «Хартии глобального информационного общества» и итоговых документов Женевского саммита по вопросам информационного общества в Программе обосновывается специфика движения к информационному обществу в конкретных российских социально-экономических, социально-культурных и государственно-политических условиях.
    Программа носит интегрирующий характер, объединяет различные ведомственные и коммерческие проекты. Она не предполагает радикального пересмотра уже осуществляемых федеральных, региональных и ведомственных программ, но допускает возможность их корректировки
    Для реализации Программы ей необходимо придать надведомственный общегосударственный статус, что обеспечит возможность координации усилий всех участников ее реализации.
    Построение Программы предоставляет возможность варьировать темпы ее осуществления в зависимости от текущей политической и финансово-экономической ситуации, от степени приоритетности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в политике государственной власти, от готовности бизнеса соучаствовать в программных мероприятиях.
    Для реализации такой Программы необходимы ясно выраженная политическая воля и консолидация всего общества. Предстоит долгая, упорная, трудная работа. Но альтернативой могут быть только прозябание, аморальное по отношению к нашим детям и внукам проедание природных ресурсов и плавное сползание страны куда-то в «третий», а то и в «четвертый» мир. Мы не можем этого допустить. Мы этого не допустим. Мы поставим информационные технологии на службу людям и сделаем Россию XXI века богатой, справедливой и счастливой страной.

  12. Кафедра рекламы и связей с общественностью
    Эссе
    по культурологии
    на тему «Информационное общество»
    Бишкек 2013

    Информационное общество
    Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
    · увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества
    · возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте
    · нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ
    · создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
    (а) эффективное информационное взаимодействие людей
    (б) их доступ к мировым информационным ресурсам
    (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах
    · развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей
    История появления концепции
    информационный общество социальный рынок
    Японская версия термина «информационное общество» появилась в 1961 году во время беседы между Кисё Курокава и Тадао Умесао. Позже этот термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — в работах Т. Умесао (1963) и Ф. Махлупа (1962) . Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Карц и др.; в той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного (technetronic — от греч. techne), общества, или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний, как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society». Сегодня существуют десятки понятий, предложенных для обозначения отдельных, порой даже совершенно несущественных признаков современного общества, по тем или иным причинам называемых, тем не менее, основанными его характеристиками. Таким образом, в отличие от первого подхода к терминологическим обозначениям второй ведет, по сути, к отказу от обобщающих понятий и ограничивает исповедующих его исследователей изучением относительно частных вопросов.
    Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях.
    В конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.
    27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.
    Основные идеи
    Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни и экономической деятельности, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годах занимала теория постиндустриального общества.
    Необходимо отметить, что ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, её сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, и традиционной футурологии.
    Симптоматично, что ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, как, например, Д. Белл, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».
    Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 60-х — 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.
    У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.
    Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
    Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
    Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
    При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».
    Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.
    Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:
    · структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
    · растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
    · широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
    · развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
    · поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
    · широкое распространение — компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.
    В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания». В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в неё почти в полном объёме включается разработанная им в конце 60-х — начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.
    Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.
    Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.
    Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия. Биометрия занимается созданием автоматов способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.
    Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.
    Размещено на Allbest.ru

  13. 13
    Текст добавил: Принцесс~КоIIIоколадка

    Эссе: Информационное общество
    В современном мире представляется
    возможным многие бытовые действия
    (оплата услуг, покупки, связь и т.д) поэтому
    многие взаимодействия людей прекращают
    существовать в том виде в котором ранее
    существовали.
    Цель общение это обмен информацией
    (личной или информацией по конкретному
    вопросу) сейчас же информацию по конкретному
    вопросу можно получить с помощью специализированных
    сайтов, а личную из социальных сетей.
    Также из за избытка информации и «индивидуального»
    выбора (Индивидуальный выбор происходит
    в случае, когда человек сам принимает
    решения и сам их реализует, здесь же имеет
    место быть реклама, манипуляция, мода)
    сложно найти точки соприкосновения интересов.
    К тому же человек по природе своей очень
    ленив и старается не делать «лишних»,
    дополнительных движений поэтому и придумывает
    как все упростить, ускорить и облегчить
    но в сфере коммуникаций это сыграло с
    человеком злую шутку. Все больше часть
    общения приходится на общение опосредованное
    интернетом, другими словами в комфортных
    условиях для каждого индивида, а ни что
    так не сближает как пережитые вместе
    события, вот и получается общение поверхностное
    не проникающее вглубь сознания и не дает
    этого чувства единства, потребность которого
    видимо заложено в нас. И при всей псевдо
    сплоченности (все мы зарегистрированы
    в контакте) ощущение одиночества и отсутствия
    друзей.
    Мозаичная культура важная проблема
    современности. Во первых это отрывает
    путь для манипуляции сознанием
    человека, перегрузка информацией и
    отсутствие критического восприятия.
    Во вторых, мы имеем человека не практически
    не способного мыслить, и сопоставлять
    новые данные с имеющейся информацией,
    ведь так важна структура знаний это упрощает
    поиск нужной информации (во всяком случае
    в иерархии папок) и возможность оперировать
    большим объемом информации.
    Интернет из прекрасной академического
    ресурса превращается в информационную
    свалку, и в тоже время от него уже не возможно
    отказаться. Мне кажется что как и во многих
    сферах когда кого то что то не устраивает
    и их становится много, они как то отделяются
    и создается что то качественно новое,
    мне кажется что это перспектива развития
    интернета, это будет как закрытые промышленно-экономические
    зоны на просторах хауса и безграмотности,
    с жестким отбор участников. Например:
    качественно новая поисковая система.
    А возможно все сегодня происходящее
    покажется будущему поколению  прекрасным
    переломным моментом в становлении информационного
    общества, когда они адаптируются к подобному
    миру, не зная другого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *