Сочинение на тему загадки 6 класс по литературе

5 вариантов

  1. тамара лемберг
    Сочинение загадок с детьми дошкольного возраста
    Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию загадки для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы как на специально организованных занятиях по развитию речи, воображения, творческих способностей, так и в свободной деятельности.
    Материал загадок был успешно использован Т. А. Лемберг (Ильиной) в детских дошкольных и школьных учреждениях Ставрополя. В данной работе загадки распределены по темам, что удобно для педагога при подготовке работы с детьми. Также представлены загадки разной степени сложности, что позволяет использовать их как с детьми младшего, среднего, так и с детьми старшего дошкольного возраста.
    Кроме того, представлена авторская методика Т. А. Лемберг (Ильиной) по сочинению загадок с детьми.
    Мы рассматриваем загадки, их сочинение с детьми как игры со словом.
    Игры со словом очень важны для детей. Игры со словом помогают развивать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая его к изучению сложных поэтических форм, которые изучаются в дальнейшем его обучении в школе.
    Любовь к языку можно вызвать только через интерес к нему.
    Загадки помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития.
    Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.
    Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку.
    Загадки – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, образны, легко запоминаются. Это маленькие поэтические произведения, построенные на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это – как «живая вода» для детей, потому что народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, точности высказывания.
    СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Пространствуем по миру слов. Сочинение загадок с детьми старшего дошкольного возраста.
    Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию Б. П. Юсова (политхудожественное развитие ребенка) и результаты современных психолого-педагогических исследований Институт художественного образования РАО выработал нетрадиционный подход к ознакомлению с искусством в детском дошкольном образовательном учреждении с позиций предметно-пространственного, политхудожественного направления (Савенкова Л. Г., доктор педагогических наук, зам. директора Института художественного образования по научной работе). Интегрированное обучение в современной Педагогике Искусств рассматривается как структурирование образовательного процесса и пространства, направленного на формирование у детей способности рассматривать любые явления и объекты с разных позиций; развития желания детей активно выражать себя в каком-либо виде творчества.
    Слово ПРОСТРАНСТВО рассматривается, как реальная возможность пространствовать – ПРО-СТРАН-СТВО-ВАТЬ,то есть, прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить и осознать его с разных позиций); про-стран-ство-вать по свету, по музею, ближайшему окружению и природе, по культуре своего региона и мира.
    Пространствуем по миру слов, опираясь на «натуральные, то есть, данные от рождения способности ребенка» (Выготский Л. С., такие, как языковое чутье, умение воспринимать окружающий мир с оптимизмом.
    Проблема творческого развития ребенка дошкольного возраста сегодня – одна из актуальных. Психологи, педагоги, арт-терапевты, психотерапевты воплощают в практику нетрадиционные методы и способы работы.
    «Слово «творить» в русском языке имеет два противоположных значения. Первое связано с созданием того, чего раньше не существовало, а потому имеет оттенок восхищения, преклонения перед этим новым явлением. Второе обозначает разрушение, того, что было создано другими и имеет дополнительное скептическое звучание, проявляющееся во фразе: «Ну, ты и натворил!».
    В этих двух значениях заключается все многообразие детского творчества. В процессе созидания ребенок часто творит, разрушая.
    Одной из особенностей детского творчества является его тотальность: оно свойственно всем без исключения детям дошкольного возраста». (Николаева Е. И. ,доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена).
    В детстве творят все, и реальная проблема этого возраста не проблема творчества, а проблема его отсутствия.
    «Для ребенка дошкольного возраста характерно вариативное мышление, когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создает много видов одного и того же решения.
    Если рассматривать творчество как создание нового, то можно утверждать, что все познавательное развитие ребенка происходит исключительно творческим путем». (Николаева Е. И.)
    Игры со словом очень важны для детей. Игры со словом помогают развивать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая его к изучению сложных поэтических форм, которые изучаются в дальнейшем его обучении в школе.
    Любовь к языку можно вызвать только через интерес к нему.
    Загадки помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития.
    Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.
    Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку.
    Загадки – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, образны, легко запоминаются. Это маленькие поэтические произведения, построенные на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это – как «живая вода» для детей, потому что народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, точности высказывания.
    Детей надо с ранних лет вводить в многоцветный мир слова, в разных ракурсах и аспектах знакомя их с тем, что составляет строительный материал родного языка. Можно научить детей придумывать, сочинять загадки.
    Наверное, нет ни одного ребенка, который бы с раннего возраста не был знаком со стихотворениями А. Л. Барто из цикла «Игрушки». На материале этих простых, но чрезвычайно образных коротких стихотворений можно начинать работу по сочинению загадок. Например, «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший». Предлагаем детям заменить слово-предмет «мишка» на местоимение «он». Получается: «Уронили его на пол, оторвали ему лапу, все равно его не брошу, потому что он хороший». Получилась загадка, которую дети легко отгадывают. В дальнейшем, дети легко сочиняют загадки о зайке, слоне и других персонажах:
    – Спать пора, уснул бычок,
    Лег в коробку на бочок,
    Сонный мишка лег в кровать.
    Только он не хочет спать,
    Головой кивает он,
    И кому-то шлет поклон.
    (слон)
    – Его бросила хозяйка,
    Под дождем он оказался:
    Со скамейки слезть не смог –
    Весь до ниточки промок.
    (зайка)
    Слово «творчество» в данном случае сочинения загадок выступает в противоположных значениях: были «разрушены» стихи из цикла «Игрушки», на этом же материале созданы загадки, которых еще никто не создавал.
    Познакомив детей с такими загадками о цветах, как
    -Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)
    – вся земля глядит нас миллионом синих глаз. (пролески)
    будут интересны для сочинения загадок короткие образные стихи, такие как стихотворение об одуванчике:
    – Носит одуванчик
    Желтый сарафанчик.
    Подрастет – нарядится
    В беленькое платьице.
    Весной и летом на прогулке дети наблюдают за одуванчиком, за изменениями его цвета, это интересно и необычно. Без труда сочиняется загадка:
    – Этот цветочек
    Носит желтый веночек.
    Подрастет – нарядится
    В беленькое платьице.
    (одуванчик).
    Все дети знакомы с простым, незатейливым цветком – колокольчиком. Сочиняется по аналогии с загадкой об одуванчике такая загадка:
    – Что за цветочек?
    Синий звоночек.
    (колокольчик)
    Познакомив детей старшего дошкольного возраста с этимологией слова «тюрбан», сочиняется загадка:
    Не голова – тюрбан,
    Что за цветок? (тюльпан)
    Впоследствии предлагаем сочинить загадку о перелетных птицах. Весной, беседуя об изменениях в жизни птиц, о признаках весны, обращаем внимание детей на то общее, что происходит с птицами, когда они прилетают в родные края: вьют гнезда, живут рядом с нами. А что же будет осенью: наступят холода, птицы соберутся в стаи и улетят, мы простимся с ними до весны.
    Педагог, умело направляя детей, подводит их к сочинению загадки.
    Примерные вопросы детям:
    – Что делали птицы, когда прилетели весной к нам в город (село?
    (ответы: пели песни, вили гнезда)
    – Правильно, вили гнезда. А как сказать ласково о гнездах?
    (ответы: гнездышки)
    – Вили гнездышки. А если мы поменяем местами слова, как прозвучит?
    (ответы: гнездышки вили)
    – А где же жили птицы по отношению к нам?
    (ответы: около, рядом)
    – Правильно, жили рядом с нами. А если опять поменять порядок слов, что получится?
    (ответы: рядом с нами жили)
    – Вот у нас уже готовы две строчки: Гнездышки вили. Рядом с нами жили.
    А что же произошло осенью? Как изменилась погода?
    (Стало холодно.)
    – А как сказать, изменив слово «холодно» на слово-предмет?
    (ответы: холод, холода)
    – Правильно, холода. Холода что сделали?
    (ответы: наступили, пришли, настали)
    – Правильно, холода настали. И что мы делали, когда провожали птиц?
    (ответы: прощались)
    – Давайте, изменим слово «прощались», прибавив «мы стали» – что делать?
    (ответы: мы стали прощаться)
    – Правильно, мы стали прощаться. А что получится, если мы изменим порядок слов в этом предложении?
    (ответы: мы стали прощаться, мы прощаться стали)
    – Хорошо, холода настали и мы прощаться стали. Вот у нас и получилась загадка о перелетных птицах:
    – Гнездышки вили,
    Рядом с нами жили.
    Холода настали,
    Мы прощаться стали.
    Другой пример: сочинение загадки о лифте.
    Педагог: дети, мы познакомились с домом и его частями. Вы запомнили загадки о крыше, лестнице, трубе, балконе, двери, окне, но нет загадки о лифте. Давайте, попробуем сочинить ее сами. На что похож лифт?
    Дети: на коробку, на комнату, на кабину.
    Педагог: Правильно, на кабину, потому что комната больше по размеру, а у коробки нет двери. Что же мы делаем, когда подходим к лифту?
    Дети: заходим.
    Педагог: а если мы заменим слово «мы» на слово «я»?
    Дети: я захожу в кабину.
    Педагог: а если мы изменим порядок слов, что получится?
    Дети: захожу в кабину я.
    Педагог: А что дальше я делаю?
    Дети: нажимаю на кнопку.
    Педагог: Опять изменим порядок слов, что получится?
    Дети: На кнопку нажимаю.
    Педагог: Что же тогда делает кабина?
    Дети: едет, поднимается.
    Педагог: а как скажут дети, которые любят играть и иногда балуются?
    Дети: мы катаемся в кабине, кабина нас катает.
    Педагог: а если сказать про одного человека?
    Дети: кабина меня катает.
    Педагог: а куда же может катать меня кабина?
    Дети: вверх и вниз.
    Педагог: что же у нас вышло: меня кабина вверх и вниз катает, а как можно изменить это предложение, чтобы получилась рифма?
    Дети: и кабина меня вверх и вниз катает.
    Педагог: Послушайте, какая получилась загадка:
    – Захожу в кабину я,
    На кнопку нажимаю,
    И кабина меня
    Вверх и вниз катает.
    После того, как дети познакомились с загадками, например, по теме «Домашние животные», можно предложить сочинить загадки, состоящие из одного слова. На что похожа кошка (собака, корова, лошадь? Или, с чем можно сравнить собаку (кошку, корову, лошадь? И дети на основе загадки: «Заворчал живой замок, лег у двери поперек», сочиняют загадку о собаке – «замок», на основе загадок о кошке, выясняется, что загадка о кошке одним словом, это «мышеловка», на основе знаний детей о корове сочиняется загадка – «кормилица», о лошади сочиняется загадка – «стрела», потому что лошадь мчится быстро.
    Сочинение загадок можно проводить как на занятиях, так и в свободное от них время, например, на прогулке, наблюдая за явлениями природы, птицами, цветущими растениями. Это поможет сделать жизнь детей более интересной и радостной.
    «Для творчества человек должен сметь, потому что творчество всегда есть переступление общепринятого, известного, признанного» (Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство).
    При творчестве появляется ни с чем не сравнимая вещь, идея, в данном случае, загадки –стихи, которым «цены нет», потому что их действительно не с чем сравнивать, до этого не было такого. Платон в диалоге «Ион» говорит о том, что поэты сами не знают, как они творят. В полной мере это можно отнести к ребенку, который пытается сотворить словом.
    Литературное творчество дошкольников имеет значение исключительно для них самих и для тех взрослых, чувствительных к тексту, которые могут воспринять литературное творение ребенка. Почувствовав равнодушие взрослых, ребенок теряет интерес к своим сочинениям, расценивая их как незначительные и неценные в мире, в котором ему предстоит жить.

  2. К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча).
    Загадки – одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И.Даль писал, что загадка – это
    “иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки”.
    Фольклористы определяют загадку как “иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать”.
    Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.
    Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.
    Еще в XIX веке Д.Н.Садовников в сборнике “Загадки русского народа” представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.
    Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание (“без рук, без ног, а ворота открывает” – ветер). Она может быть построена в виде вопроса (“что видно только ночью?” – звезды). Загадки могут строиться на диалогах: – Это черное? – Нет, красное. – А почему белое? – Потому, что зеленое (красная смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания:
    – Кругла, а не месяц,
    Желта, а не масло,
    С хвостиком, а не мышь.
    (Репа)
    В загадках используются разные средства и приемы художественной выразительности: сравнения (“черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повертка в лес” – сорока), метафоры (“пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают” – руки), гиперболы (“у матери двадцать деток, все детки – однолетки” – курица с цыплятами).
    Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ (“без рук, без ног на стену лезет” – опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог (“скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать:”Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат” – молотьба хлеба). Предметы в диалогах изображаются иносказательно:(“Черный огарыш, куда поехал?” – “Молчи, кручена, верчена, там же будешь!” – разговор ухвата и помела).
    В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.

  3. Проектно-исследовательская
    деятельность
    «История происхождения загадок»
    Работу выполнили:                                                         учащиеся 6Ги 6Д класса
    ГБОУ школы №854
    (отделение для детей с ОВЗ)
    Руководители:                                                                   Елисеева Т.В,
    Филиппова Н.А
    Москва, Зеленоград
    2016
    Оглавление
    Введение
    Появление первых загадок
    Необходимость загадок
    Значение слова «Загадка»
    Виды загадок
    Вывод: какую роль играют загадки в развитии математических способностей.
    Цель:      1.познакомиться с разными загадками.
    2. узнать, что такое загадка и её предназначение.
    Задачи:        – изучить литературу по теме «Загадки»
    – узнать историю появления загадок
    Введение.
    Человек начал создавать загадки в глубокой древности.
    Загадка характеризуется  как «замысловатое поэтическое описание  какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» (из «Литературной энциклопедии»). По определению В.И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».
    Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
    Появление первых загадок.
    Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражали их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них.
    Первобытные люди верили, что природа одушевлена, разумна и враждебна, они боялись природы. Древнему охотнику, земледельцу и скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – русалки, Водяной, в избе – Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык.
    И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, чтобы не навлечь гнев на себя и уберечься от неудачи в охоте, старались задобрить, обмануть и обхитрить силы природы, и поэтому вслух не произносили тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того,  чтобы обхитрить реку, лес, зверей, огонь, дождь и Солнце и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую условную “загадочную” речь, которая не будет понятна природе. Получается, что придумал человек тайное словоизъяснение, не желая произносить вслух настоящее название того, что определяло его жизнь. Без знания этой «загадочной» речи человек не мог стать равноправным членом своего родного коллектива. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли “коровой”, а корову “рыкуша”, коня – “долгохвостый”. А ещё древние люди не говорили обычными словами, чтобы не привлечь к себе беды, такие как наводнение, неудачную охоту, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности. С этими “подставными” словами связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: “Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” (“Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей”). Загадки всегда были проверкой знаний человека – они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
    Необходимость загадок
    У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.
    Человек при помощи загадок боролся с силами природы в мифологических образах, таких как русалки и другие сверхъестественные существа. Чтобы овладеть этими мифическими существами, человек пытался разгадать их загадки. У славян существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:
    Что растёт без коренья? (Камень);
    Что цветёт без цветка? (Папоротник);
    Что бежит без повода? (Вода).
    Загадка нашла свое место на праздниках, в различных обрядах и ритуалах, не смотря на то, что существует она много лет и веков, и давно утерялся ее первоначальный смысл. Если загадка разгадывается  правильно, то исполняются все желания, совершается  ограждение от опасности. Находчивость и ум с помощью загадок проверяла невеста у жениха. В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» записал пословицу, которую приводили в назидание жениху:
    “Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал”.
    Ну а в русских народных сказках очень часто встречается такая картина, когда царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
    Итак, из сказок мы знаем, что загадка была средством к существованию, умение героев отгадывать загадки делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми.
    Значение слова  – ЗАГАДКА
    Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Само слово “загадка” образовано от слова “гадать”, которое означало “думать”, “размышлять”.
    Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
    Мудреными словами описывается какой-либо предмет, который необходимо разгадать. Для формирования интеллекта загадки имеют очень большое значение. Загадки дают большую пользу для мозга, помогают расширить кругозор, научиться наблюдать и на предмете, который нужно отгадать, сосредотачивать внимание. Нужно иметь знания и иметь представление о многих предметах, чтобы отгадать загадку.
    Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие – попробуйте! Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
    Вот, оказывается, какая интересная история у загадки. Окунитесь в этот мир – и она не даст вам скучать!
    Часто слово «загадка» мы употребляем и тогда, когда хотим сказать о чем-то неразгаданном, непонятном, удивительном и даже мистическом. Например, мы говорим «загадка природы», «чудо», когда видим снег, выпавший в Африке. Мы говорим слово «чудо», когда видим пирамиду Хеопса, которая находится в Египте.
    Египетские пирамиды – это одно из семи чудес света. Так в древности называли необычные творения человеческих рук, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения. Учёные до сих пор спорят о том, как же возводились эти огромные сооружения. Высота пирамиды Хеопса, в объёме которой свободно мог поместиться любой европейский собор – около 147 метров. Длина каждой её наклонной стороны около 235 метров, площадь основании 55000 квадратных метров. Для постройки пирамиды Хеопса потребовалось 2300000 каменных кубов, весом 2 тонны каждая. Блоки эти были плотно пригнаны друг к другу, что между ними не просунешь и иголку. Строили пирамиду Хеопса 20 лет, дорогу для доставки каменных глыб из каменоломен на берегах Нила – 10 лет. Прочность пирамиды Хеопса изумительная. За 47 веков у пирамиды оказалась поврежденной лишь верхушка.
    О загадочных творениях человеческих рук – чудесах света,  вы можете прочитать в интернете или вот в таких книгах. И, оказывается, что чудес таких намного больше.
    Вернемся к загадке словесной. Предметом своих загадок народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.
    Виды загадок
    Загадки бывают разные: прямые, загадки-обманки, загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические и другие. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.
    Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
    Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
    Ответ: замок.
    Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных: Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.
    Ответы: (Солнце, туча, река, сердце).
    2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.Пример детской загадки-обманки:
    Кто грызёт на ветке шишку?
    Ну, конечно, это …
    Мишка Белка *
    В порту разыгралась буря. Корабль плывет к нему, ориентируясь на маяк. Маяк то потухнет, то погаснет. Доплывет ли корабль до причала?
    Ответ: (Нет, потому что маяк то потухнет, то погаснет, в общем, не работает).
    3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
    Примеры:
    Что можно приготовить, но нельзя съесть?
    Ответ: (Уроки).
    Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3,..) и не названий (понедельник, вторник, среда…).
    Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
    4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
    Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, – говорит, – сто гусей!» – «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?
    Ответ: (36 гусей. Т.к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).
    В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком.
    5. Юмористические загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
    Пример:
    Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
    Ответ: Квадратный бело-зеленый летающий арбуз!
    В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками, иногда приспосабливаясь для устного загадывания. Вот, например, загадку о пиле:
    “Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб”
    знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель С.Я.Маршак. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.
    Вот, оказывается, какая интересная история у загадки. Окунитесь в этот мир – и она не даст вам скучать!
    Вывод:
    Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
    Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию.
    Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

  4. русская и зарубежная литература
    на свободную тему
    СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
    Песнь о вещем Олеге
    В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.
    О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, .умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.
    Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в “Песни о вещем Олеге”. А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его.
    Пушкин любил и знал русскую историю, “предания веков”. В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.
    Волхвы не боятся могучих владык.
    И княжеский дар им не нужен.
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня:
    Из мертвой главы гробовая змея,
    Шипя, между тем выползала.
    Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.
    Романтизм и ирония в “Повестях Белкина” А. С. Пушкина
    “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” состоят из 5 повестей: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”. Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться.
    “Повести Белкина” задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово “любовь”. Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С. Пушкин с иронией разворачивает сюжет таким образом, что главные герои “Повестей Белкина” (кроме повести “Гробовщик”) счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к которым так стремились.
    Пушкин высмеивает “романтические наклонности” своих героев, противопоставляет им здравый смысл, реальную жизнь со своими проблемами, своим сюжетом. Он разрешает банальные конфликты неординарным, но вполне реальным ходом. От этого “Повести Белкина” имеют магнетическое влияние на читателя, который в начале повести может думать: “Хорошо, что я не на его (ее) месте”, а в конце истории: “А как бы я поступил(а) на месте героя?”
    В “Повестях Белкина” есть мрачное предсказание неразрешимости ситуации, печального ее конца. Но стремление героев жить так, как они хотят, пусть даже это будут хлопотные будни, вселяют надежду на то, что каждый герой — творец своего счастья.
    Что принесла метель героям повести А. С. Пушкина Метель
    (сочинение-размышление)
    А. С. Пушкин в коротких повестях, составляющих цикл “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей. Случайный проезжий разрушил жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина и принес неожиданное благополучие его дочери, случайная обида поставила на грань гибели молодого графа Б. из повести “Выстрел”. В повести “Метель” роковая случайность — метель, закружившая героев и “подменившая” женихов.
    Марья Гавриловна Р., героиня “Метели”, описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей (для того времени) литературы. Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Ее роман развивается по законам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с “почтовым ящиком” в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание. Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна. Но судьба готовит неожиданную развязку…
    В назначенный день невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни новобрачной.
    Бедный прапорщик, опоздавший в церковь из-за метели, в отчаянии. Он ничего не знает о происшедшем, уверен, что девушка не простит оскорбления. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает. Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж;, так как по закону у нее есть муж;, хотя она не знает даже его имени. А офицер, так странно пошутивший, прошел войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат… неизвестно на ком.
    А. С. Пушкин верил в решающую роль случая в жизни людей. Он не раз задумывался о том, не является ли человек игрушкой в руках неведомых сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести счастье и удачу.
    Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь.
    Метель в повести А. С. Пушкина
    (сочинение-раздумье)
    А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.
    Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.
    В повести “Метель” автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.
    Герои “Метели” — уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже “жизнь за него отдать”, батюшка согласился венчать… И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней. Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу человека соединены узами брака, но не могут надеяться на любовь и супружескую жизнь. Они не могут даже найти друг друга.
    Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина. А метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.
    Бунт крестьян против несправедливости
    (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”)
    В своем романе “Дубровский” А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский — воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди — это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.
    Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.
    Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.
    После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.
    Благородство против подлости
    (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”)
    А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и “дикость” дворянства, в романе “Дубровский” выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского.
    Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных “идолов”.
    Бунт в душе народа почти всегда выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы.
    Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер.
    А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.
    В романе раскрыта паразитическая сущность чиновничества, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пушкин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных.
    МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
    Тема свободы и изгнания
    (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы”)
    В стихотворениях М, Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы” особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, думать, как все, совершать поступки, как все. Это свобода мыслить, свобода действовать, свобода мечтать и летать. М. Ю. Лермонтов сравнивает себя с тучами-странниками, но если тучи мчатся над просторами бесцельно, куда гонит ветер, то поэта мчит изгнание. Поэт перечисляет причины, которые могут изгонять свободного:
    Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
    Зависть ли тайная? Злоба лъ открытая?
    Или на вас тяготит преступление?
    Или друзей клевета ядовитая?
    Но нет ответа, и поэт понимает, что только скука и внутренний холод гонят тучи, а это, по-моему, не свобода, а прозябание.
    Восточное сказание “Три пальмы” также пронизано свободой, только три пальмы и ручей не оценили ее:
    И стали три пальмы на бога роптать:
    “На то лъ мы родились, чтоб здесь увядать?
    Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
    Колеблемы вихрем и зноем палимы,
    Ничей благосклонный не радуя взор?..
    Не прав твой, о небо, святой приговор!”
    Мне кажется, что М. Ю. Лермонтов хотел здесь раскрыть чувства забвения, заброшенности и отчаяния от невостребованности. Бог услышал негодование оазиса, тут же появился большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья, отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда “сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий!” Насладившись теплом костра, наутро караван отправился в путь.
    И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный…
    …Иныне все дико и пусто кругом
    — Не шепчутся листья с гремучим ключом:
    Напрасно пророка о тени он просит —
    Его лишь песок раскаленный заносит…
    Почему пострадали пальмы и ручей, который высохнет?
    Потому что всегда нужно ценить свободу, потому что никто со стороны ее не оценит, скорее, уничтожит или искалечит. Внутренняя свобода должна быть тайной одного человека, а не показным достоянием всего общества.
    НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ
    Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова “Левша”
    У “Левши” удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и “состряпал” из них своего “Левшу”.
    Между тем “Левша” придуман Лесковым от первого до последнего слова. И все якобы “народные” словечки изобретены им. Поразительно, как знал, чувствовал, любил народ этот человек. Так глубоко и серьезно не изучал русскую душу никто из писателей. Массы называют “молчаливым народом”. У Лескова он заговорил.
    “Левша” — невеселая сказка, в ней как будто все просто, но каждое слово двоится, за улыбкой прячется ирония, за любовью — боль, обида. Вот замечательные тульские мастера, подковавшие английскую стальную блоху “без мелкоскопов”, учившиеся “по Псалтырю и Полусоннику”. Но… ведь механизм они испортили: блоха больше не танцует.
    Вот Левша у англичан, соблазняющих его деньгами и невестой. Смотрит он на английских рабочих, у которых ученик идет “без бойла”, завидует. И рвется домой, да так, что на корабле все спрашивает, где Россия, и смотрит в ту сторону. И спешит привезти домой важный английский “секрет”, которого не открыли ни цари, ни генералы.
    А как встречает его родина? Английского шкипера — теплой постелью, докторской заботой. Левшу — кварталом, потому что нету у него “тугамента”. Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, “Левша уже кончался, потому что у него затылок о паратет раскололся”. И, умирая, открыл “секрет”: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся!
    Но не дошел важный “секрет” до государя. А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился за весь русский народ перед англичанами, сказал англичанин; “У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина”.
    Ирония и сарказм Лескова доходят до предела. Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев, поэтов, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей — это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то — резьба… Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.
    Больно Лескову от того, что мы старательно разрушаем то, что может нас спасти в лихую годину.
    НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
    Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя
    (По книге “Вечера на хуторе близ Диканьки”)
    “Поздравляю публику с истинно веселою книгою” – такими словами А. С. Пушкин встретил “Записки пасечника Рудого Панька”, изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной ¦ поэтичностью и красотой народных преданий. Настоящий герой книги — народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах.
    Украинские сказки — страшные и завораживающие одновременно, в них не всегда добро вознаграждается явно, но в конце концов приходит воздаяние за все поступки — дурные и хорошие.
    “Майская ночь, или Утопленница” основывается на многих легендах о “неупокоенных душах”, безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой. Вместе с другими русалками она пытается наказать мачеху, утаскивает ее в воду, но та коварна и хитра. Мачеха обернулась русалкой. А бедная панночка “не может плавать вольно, как рыба, она тонет и падает на дно, как ключ”.
    Русалка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красавицу Галю, но хитрый отец парубка сам имеет виды на девушку и “не слышит”, когда сын просит позволения жениться. Левко и русалка встречаются во сне. Панночка рассказывает парню о своей мачехе и просит: “Помоги мне, найди ее!”
    Просьба оказывается легко выполнимой: понаблюдав, как русалки играют “в коршуна”, Левко сразу видит одну, которой нравится быть злым и хищным коршуном, которая не так прозрачна и чиста, “внутри у нее что-то чернеется”. Благодарная панночка помогает Левку соединить свою жизнь с любимой девушкой.
    История, рассказанная Гоголем, пронизана лиризмом, украинскими песнями, окутана поэтической грустью. В ней много доброты и нет христианской непримиримости по отношению к самоубийцам. Они не прокляты, они несчастны;
    Н. В. Гоголь вырос в атмосфере украинской песни и сказки, прекрасно передал ее в своих книгах, сумел увлечь читателей поэзией народных малороссийских преданий.

  5. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
    ТЕМА: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. ЗАГАДКИ
    Задачи: создать условия для организации работы в группах; способствовать формированию представления о малых жанрах устного народного творчества; развивать интерес к использованию пословиц, поговорок и загадок в устной и письменной речи.
    Тип урока: решение частных задач.
    Планируемые результаты обучения:
    Предметные:
    познавательная сфера: отличать малые жанры устного народного творчества; владеть умением самостоятельно добывать знания;
    ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям устного народного творчества; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
    коммуникативная сфера: использовать малые жанры устного народного творчества в устной и письменной речи; владеть умениями самостоятельно ставить вопросы, защищать свою точку зрения, работать в группе.
    Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
    познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;
    регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
    коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
    Методы и формы обучения: индивидуальная (работа по учебнику, написание рассказа, ответа на вопрос), групповая (выполнение практического и творческого задания, ответы на теоретические вопросы).
    Оборудование: эпиграфы к уроку: «Сколько голов, столько и умов», «Ум хорошо, а два лучше», «Один за всех, все за одного», «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».
    Сценарий урока
    Сколько голов, столько и умов.
    Ум хорошо, а два лучше.
    Один за всех, все за одного.
    Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
    Пословицы
    I. Проверка домашнего задания.
    В ходе опроса заслушиваются два ответа, выполненных письменно.
    – Какую точку зрения вы принимаете и почему? (Высказывания учащихся.)
    II. Изучение нового материала и закрепление изученного.
    1. Запись в тетради даты и темы урока.
    2. Постановка целей и задач урока.
    – Тема урока интересная. Сегодня будем работать в группах. Перед вами будет стоять несколько задач: изучить самостоятельно теорию вопроса, выполнить практическое задание, а также справиться, работая в группе, с творческим заданием.
    – Каждой группе советую выбрать девиз из наших эпиграфов и работать под этим девизом!
    3. Групповая работа.
    Класс делится на 4 группы.
    Учитель предлагает выбрать в каждой группе командира, придумать название.
    – 1-я группа называется «Пословицы».
    – 2-я группа – «Поговорки».
    – 3-я группа – «Загадки».
    – 4-я группа – «Собиратели».
    1) Самостоятельная работа с учебником (с. 13–15).
    На выполнение первого задания отводится 5 мин.
    2) Сообщения групп.
    Выступает 1 человек от каждой группы.
    Вопросы:
    1. Что такое пословица?
    2. Что такое поговорка?
    3. Что такое загадка?
    4. Кто такие собиратели?
    – Какие дополнения есть у групп по данным вопросам?
    Вопросы:
    1. Использование пословиц в устной и письменной речи.
    2. Использование поговорок в устной и письменной речи.
    3. Использование загадок в устной и письменной речи.
    4. Сборник «Пословицы русского народа» и его автор.
    – Какие дополнения, уточнения имеются у членов команды?
    3) Работа по учебнику.
    – Изучите вопрос по учебнику и задайте его команде-сопернице.
    1-я группа – «Обогащайте свою речь» (с. 16, вопрос 2).
    2-я группа – «Развиваем свою речь» (с. 16, вопрос 1).
    3-я группа – «Отгадайте загадки» (5 загадок).
    4-я группа – «Развиваем свою речь» (с. 16, вопрос 2).
    – Что можно сказать о полноте и правильности ответов команд.
    4) Творческое задание: составление устного рассказа.
    На выполнение задания дается 5 мин. Выступает 1 человек от каждой группы.
    1-я группа – устный рассказ по одной пословице.
    2-я группа – устный рассказ по одной поговорке.
    3-я группа – устный рассказ по одной загадке.
    4-я группа – история о том, как появился на свет сборник пословиц и поговорок.
    – Появилось ли у вас желание записать свой рассказ или сочинить новый? (Высказывания учащихся.)
    Домашнее задание.
    Сочинение «Почему пословицы и поговорки называют зернами народной мудрости?».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *