Сочинение на тему жалок или страшен молчалин 9 класс

18 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: .*.*ВлЮбЛёнНаЯ_В_Солнце.*.*

    Грибоедов использовал говорящие фамилии, так, Молчалин – это человек, который соглашался со всем и не имел своей четкой позиции, своего мнения. Изначально Алексей кажется добродушным человеком, не наделенным умственными способностями, над которым можно лишь посмеяться. Но по мере прочтения книги у читателей появляется настоящее отвращение к этому персонажу.
    Он искал выгоду везде, где  это было возможно, и если ему выгодно было с чем-либо согласиться, он это делал вне зависимости от своего отношения к предмету разговора. Чацкий считал, что Алексей добьется успеха, ведь в эпоху девятнадцатого века любили «бессловесных».
    Молчалин был лицемерным и пытался подлизаться ко всем, кто мог бы как-нибудь помочь герою. Он этого не скрывает, ведь действует по отцовским принципам, которые тот завещал Алексею. Герой способен обмануть даже свою невесту, видевшую в Молчалине интеллигентного умного человека, неспособного на двуличие. Однако порой внешность бывает обманчива, Молчалин – как раз тот случай. Внешне он выглядел образованным, но его внутренний мир был абсолютно не привылекательным и гнилым. Алексей был готов пойти по головам, добиваться своих целей любыми средствами, даже самыми бесчестными. Обман Софьи был лишь одним из этапов на пути к хорошему положению в обществе и деньгам.
    Молчалин не имел верного понимания о том, что такое счастье, любовь, честь, честность. Герой готов был унизиться ради денег, славы, должности. А после того, как обретет все это, будет способен унизить тех, кто находится в иерархии ниже него. Приспособление к меняющимся обстоятельствам, хитрость, умение солгать – это единственные таланты Молчалина.
    Несмотря на то, что Молчалин не является главным героем в произведении, раскрытию его образа уделяется достаточно места. Чацкий так и не воспринял Молчалина как своего настоящего противника, ведь смысл спорить с человеком, за красивым внешним миром которого скрывается пустой, гнилой внутренний?
    У читателей такой герой не вызывает теплых чувств, лишь отвращение. На мой взгляд, Молчалин не смешон, он страшен. Ведь для него нет преград на пути к цели, он эгоистичен, способен растоптать чувства невесты Софьи, которая так любила его и видела в нем лишь внешнюю оболочку, не подозревая о том, что на самом деле он не является тем, кем кажется.

    Сочинение №2

    Алексей Молчалин – непростой герой комедии. В начале произведения в герое раскрываются только положительные качества, по началу читатель ничего не подозревает. Обычный секретарь с услужливым характером, который служит уже целых три года.
    Алексей услужливый и молчаливый: «услужник знаменитый Молчалин!» Никто другой не может так улаживать любые разногласия, знает, как и где правильно себя вести. Алексей не имеет собственных убеждений и мнений, он подстроиться под любого, лишь бы угодить. Он знает с кем о чём говорить. Алексей никого не критикует, это противоречит угождению.
    Данный герой за время своей работы на Фамусова успел снискать дружбу каждого человека. Никто и не мог подумать о нём что-либо плохого, на первый взгляд Алексей абсолютно безобиден. Он умеет рассыпаться в извинениях, угождать каждому встречному, успокоить разъярённого человека и не сказать укоризненного слова: «Молчит, когда его бранят!”, “Он смягчил разгневанную гостью». Ни в его правила противостоять другим, Алексей боится потерять всеобщую любовь и доверие.
    Никто и подумать не мог, что за таким поведением прячутся грязные мотивы. Даже Чацкий не разглядел нечистые побуждения Алексея, хотя обладал глубокой проницательностью. Александр считал его глупым: «Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее созданье!»
    Истинное лицо Алексея открывается позже. Он оказывается страшным человеком, которые имеет корыстные мотивы. Алексей вырос в мещанской семье, Фамусов его приютил. Любовный роман с Софьей существовал только для того, чтобы подобраться поближе Павлу Афанасьевичу. Молчалин, всего лишь, хотел жить в светском обществе и иметь собственные деньги. На самом деле, Молчалин влюблён в служанку Лизу, с которой ведёт себя непозволительно, в отличие от Софьи.
    Алексей Молчалин – низкий и подлый человек, с такими очень опасно иметь дело. Такие люди пойдут на всё, чтобы добиться своих целей. Окружающих Молчалины воспринимают как средства для достижения собственных целей. Они будут вести себя как угодно, прислуживать, льстить, пока не получат чего хотели: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья».
    Алексей растоптал чувства Софьи, жестоко обманул и растоптал её чувства и надежды. Софья не подозревала, что за маской покорного жениха кроется страшное лицо. Вывод: Молчалин – страшный человек, ради своей выгоды готовый на любые подлости.

    Сочинение Смешон или страшен Молчалин

    Грибоедов как автор в своих произведениях всегда задевал темы, которые так или иначе касались человеческой личности, её плохих и хороших качеств, тех мыслей и целей, которые движут человеком, и те вещей, которые так или иначе помогают человеку жить и развиваться как личность. В его произведениях читатель может очень часто увидеть размышления на тему человеческого общества, мысли о том, что данное общество уже совсем изжило своё, и о том, что это самое общество живёт совсем не по тем законам и правилам, по которым стоило бы жить. Так или иначе, чтобы ближе ознакомиться с гением автора, то следует ознакомиться с его творчеством. Отличным примером послужит произведение “Горе от ума”.
    В нём автор рассуждает насчёт темы неправильности человеческого общества, которое осуждает людей просто за то, что они думают иначе, или даже за то, что они просто мыслят дальше этого самого общества. Он говорит о том, что это общество терпеть не может людей, которые каким-либо образом пытаются обособиться от него, и чтобы этого не произошло, общество любыми доступными способами старается вызвать у человека стыд за свои действия, и потому многие люди, которых ещё волнует мнение этого самого общества ломаются и начинают потакать ему, и прекрасным примером такого человека послужит персонаж Молчанина.
    Молчанин – прекрасный пример того, на что готов пойти человек, чтобы общество просто приняло его. В услужение обществу он начал потакать всему и вся, порой просто забывая о своей чести и гордости. Он буквально готов вылизывать башмаки любому человеку, который так или иначе приблизит его к тому самому обществу, к которому он так яростно и отчаянно стремится. Этого человека можно по праву назвать самым отвратительным персонажем произведения, так как он кроме отвращения ничего и не вызывает. Как человек он двуличен, и также готов идти даже по головам, лишь бы просто достичь своей цели. Однако он не заявляет об этом напрямую, что также характеризует его как жалкого, двоякого человека, который уже не знает, что ему делать, дабы приблизиться к обществу и к его одобрению.
    Таким образом, автор показывает нам образ довольно жалкого человека, который сломавшись под гнётом общества, начал ему потакать. К сожалению, ничего кроме смеха данный персонаж не вызывает, потому как данный персонаж самый жалкий и отвратительный персонаж произведения.

  2. Ведь надобно ж зависеть от других.
    А.С.Грибоедов
    «…Непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца», по определению А.А.Блока, произведение А.С.Грибоедова «Горе от ума» остается загадкой для читателей и в наши дни. При каждом прочтении комедия открывает читателю новые нюансы, не замеченные или не понятые ранее. Прочтем «Горе от ума» еще раз.
    Все персонажи комедии типизированы, однако каждый из них индивидуален, каждый интересен. Чацкий человек независимых взглядов. Софья барышня с сильным характером и живым умом. Фамусов московский барин со всеми его недостатками. Лиза олицетворяет народный сметливый ум, хитрость, понимание людей. Молчалин
    Что мы знаем о жизни Молчалина? Из слов Фамусова ясно, что он встретил того в Твери, пригрел его, безродного, содействовал переводу в Москву, способствовал получению чина асессора. Видимо, еще в Твери проявились такие качества Молчалина, как подобострастность, умеренность и аккуратность. Самому Фамусову умение подслужиться, поклониться, свиться кольцом пред вышестоящим было близко, и он эти качества только приветствовал. Замеченный и обласканный Фамусовым, Молчалин продолжает свою карьеру в Москве, следуя оправдавшему себя жизненному правилу «угождать всем людям без изъятья». Введенный в семейство Фамусова, Молчалин находит покровительство Татьяны Юрьевны, входит в доверие к Фоме Фомичу, который умеет «и награжденья брать и весело пожить». Молчалин в диалоге с Чацким восхищается положением Фомы Фомича вот предел мечтаний нашего «героя».
    Кажется, что в системе жизненных ценностей Молчалина нет места не только любви, но и менее нежным чувствам. Он признается, что не находит в Софье «ничего завидного», но, тем не менее, искусно притворяется, что к ней неравнодушен. Что заставляет Молчалина так поступать? Привычка к низкопоклонству и угодничеству или что-то еще? Думается, этот персонаж комедии понимает, что услужливость и раболепие не самый быстрый путь к чинам, орденам, материальному благополучию. Женитьба на богатой невесте доставит ему это все гораздо быстрее. И своего Молчалин почти добился.
    Что такое Молчалин? Страшен он или жалок? Жалкий, пресмыкающийся прислужник это, скорее, его социальный, вынужденный, статус. Страшен Молчалин тем, что у него нет внутренних устоев, нет нравственных представлений о гражданских качествах, о любви, верности, дружбе, ответственности. Взяв от представителей екатерининского века все отрицательные черты, он переносит их в «век нынешний». Напомним, действие комедии происходит после Отечественной войны 1812 года, когда часть российского общества впитала идеи Великой французской революции, идеи свободомыслия. Молчалины же, нравственно оставаясь в прошлом и утверждая свои принципы, способны замедлить духовное развитие общества. Этим они и страшны.
    Оставляя финал своей комедии открытым, А.С.Грибоедов предоставляет нам право самим додумать ее развязку и судьбу персонажей. Что ожидает Молчалина в дальнейшем? Он вовремя скрылся в своей комнате и формально не виновен в глазах Фамусова. Что будет с Софьей? Осмелится ли она рассказать все отцу, разрушив свою жизнь? А может быть последует совету Чацкого и, «по размышленьи зрелом», помирится с Молчалиным? В любом случае, хочется верить, что молчалины понесут кару за свои безнравственные принципы и поступки, даже если это случится и не сейчас.

  3. Сочинение «Смешон или страшен Молчалин?» – 9 класс
    План
    1.Актуальность пьесы А.Грибоедова «Горе от ума».
    2.Образ Молчалина:
    а) говорящая фамилия;
    б) философия жизни;
    в) черты характера.
    3. Смешон или страшен Молчалин?
    Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» написана почти 200 лет назад. Но и сегодня она не потеряла своей актуальности. Человеческие типы, образы, характеры, описанные в пьесе, находят отражение в современном обществе.
    Один из интересных героев пьесы – Алексей Молчалин. На первый взгляд перед читателем предстает не очень умный, простой, добродушный молодой человек, над которым можно посмеяться. Но с каждой новой репликой образ открывает новые черты.
    Видимая приятность исчезает, а появляется отрицательный герой, который обманывает всех окружающих. Молчалин носит говорящую фамилию. Он придерживается мнения о том, что молчание – лучший друг. Он угодлив и всегда знает, с кем и при каких обстоятельствах нужно разговаривать. Его мелочность удивляет читателя.
    Ради выгоды Молчалин изображает влюбленного в племянницу Фамусова Софью. На самом деле ему нужно только одно – положение в обществе и деньги. У Молчалина простая философия жизни: «…угождать всем людям без изъятья…» Это действительно так. Герой угождает Фамусову, Софье, Чацкому, обществу, всем без исключения. Он кажется добрым, искренним, милым, хорошим, услужливым. «Кто другой так мирно все уладит!..» – говорит о нем Чацкий.
    Даже Софья не замечает его неискренности, она верит, что Молчалин любит ее до безумия. Но любовь подменяется корыстью, обычной жаждой денег. Стоит сказать, что не так уж он и глуп, чтобы придумать все это. Принцип, по которому живет герой А.Грибоедова – «умеренность и аккуратность». Расчетливость и хитрость – вот главные качества Молчалина. Люди, подобные ему, умеют всякое дело повернуть, как им нужно. Везде быть приятным и нужным.
    Так смешон или страшен Молчалин? Смешон он только тем, что думал завладеть Софьиным состоянием, надеясь на полный обман. А все действия его вызывают тревогу. Быть равнодушным и играть в любовь. Разбить сердце Софьи и разлучить ее с Чацким. Завладеть доверием Фамусова. И все это ради наживы. Такие люди очень страшные. Они не выбирают достойных путей в жизни, а идут напролом. Для таких «все средства хороши». Чтобы добиться своего, Молчалины способны на многое. Стоит остерегаться людей, подобных герою комедии. К сожалению, в современном обществе «Молчалины блаженствуют на свете».

  4. Молчалин и Чацкий. Два полюса в блистательной коме­дии Грибоедова. Рядом с пылким Чацким, страстным бор­цом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин. Поэтому, наверное, и читатели, и зрители уделя­ют ему не так много внимания. Но за невыразительной вне­шностью и серым мышлением скрывается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.
    Задумаемся, что представляет собой Молчалин? Сочувс­твия или осуждения достоин он?
    Вначале мы знакомимся с ним в основном благодаря характеристикам, данным ему другими персонажами пьесы.
    Доволен им Фамусов, поручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей.
    Влюбленная Софья отмечает, что он уступчив, скромен, тих,
    В лице ни тени беспокойства И на душе поступков никаких.
    Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккурат­ность — его главные таланты.
    И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:
    Конечно, нет в нем этого ума…,
    имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого.
    Но как ошибалась она! Умен, очень умен незаметный Молчалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораздо выгоднее носить маску, представляясь таким, ка­ким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Со­фьей, с Фамусовым угодливо-преданным, фальшиво-смирен­ным с Чацким, фамильярным с Лизонькой.
    Кажется, что только со служанкой он полностью искре­нен, открывая свою жизненную позицию:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платье,
    Швейцару, дворнику, во избежанье зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    К чему гордость и чувство собственного достоинства та­ким, как Молчалин: угодничество — вот главное в его фи­лософии.
    Но все его поведение свидетельствует о том, что он глуб­же характеристики, данной самому себе.
    Он находчив и осторожен; старается скрыть от посторон­них отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, же теря­ется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение.
    Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ставит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин вскоре переходит в наступление: он задает вопросы, осуж­дает, советует.
    Вам не дались чины, по службе неуспех? —
    с иронией спрашивает он. А вот и совет:
    Ну, право, чтобы вам в Москве служить
    И награжденья брать, и весело пожить?
    Молчалин не только не влюблен — он даже не увлечен Софьей. Откровенно и беззастенчиво говорит он:
    пойдем любовь делить плачевной нашей крали…
    И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе хладно­кровно отвечает:
    Надежды много впереди,
    Без свадьбы время проволочим.
    Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели — хорошо, мягко, сладко, устроиться в жизни.
    И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, ме­шает осуществлению его планов. После сцены в сенях Мол­чалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо.
    Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:
    Вы помиритесь с ним, по размышленья трезвом.
    Итак, поражение Молчалина, по всей видимости, вре­менное. Его простят. И достижение жизненной цели станет еще сладостней.
    Молчалин — антитеза Чацкому. Но как верно сумел пред­видеть Грибоедов в этих образах два пути, по которым пой­дут люди: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины — смирение и покой.
    Итак, нам некого жалеть: не жалкий, а хитрый и изво­ротливый, удивительно живучий тип перед нами. Огляни­тесь вокруг. Разве среди окружающих вас людей нет совре­менных молчалиных?!

    читать похожие:

    Жалок или страшен Молчалин.
    Жалок или страшен Молчалин?
    Смешон или страшен Молчалин? А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

  5. Молчалин и Чацкий. Два полюса в блистательной комедии Грибоедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин. Поэтому, наверное, и читатели, и зрители уделяют ему не так много внимания. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скрывается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.
    Задумаемся, что представляет собой Молчалин? Сочувствия или осуждения достоин он?
    Вначале мы знакомимся с ним в основном благодаря характеристикам, данным ему другими персонажами пьесы.
    Доволен им Фамусов, поручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей.
    Влюбленная Софья отмечает, что он
    уступчив, скромен, тих,
    В лицо ни тени беспокойства
    И на душе поступков никаких.
    Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккуратность — его главные таланты.
    И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:
    Конечно, нет в нем этого ума…
    имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого.
    Но как ошибалась она! Умен, очень умен незаметный Молчалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораздо выгоднее носить маску, представляясь таким, каким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Софьей, с Фамусовым угодливо-преданным, фальшиво-смиренным с Чацким, фамильярным с Лизонькой.
    Кажется, что только со служанкой он полностью искренен, открывая свою жизненную позицию:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуго его, который чистит платье,
    Швейцару, дворнику, во избежание зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    К чему гордость и чувство собственного достоинства таким, как Молчалин: угодничество — вот главное в его философии.
    Но все его поведение свидетельствует о том, что он глубже характеристики, данной самому себе.
    Он находчив и осторожен; старается скрыть от посторонних отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, не теряется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение.
    Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ставит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин вскоре переходит в наступление: он задает вопросы, осуждает, советует
    Вам не дались чины, по службе неуспех? —
    с иронией спрашивает он, А вот и совет:
    Ну, право, чтобы вам в Москве служить И награжденья брать, и весело пожить?
    Молчалин не только не влюблен — он даже не увлечен Софьей. Откровенно и беззастенчиво говорит он:
    пойдем любовь делить плачевной нашей крали…
    И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе хладнокровно отвечает:
    Надежды много впереди,
    Без свадьбы время проволочим.
    Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели — хорошо, мягко, сладко, устроиться в жизни.
    И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, мешает осуществлению его планов. После сцены в сенях Молчалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо.
    Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:
    Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом.
    Итак, поражение Молчалина, по всей видимости, временное. Его простят, И достижение жизненной цели станет ещё сладостней.
    Молчалин — антитеза Чацкому. Но как верно сумел предвидеть Грибоедов в этих образах два пути, по которым пойдут люди: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины — смирение и покой.
    Итак, нам некого жалеть: не жалкий, а хитрый и изворотливый, удивительно живучий тип перед нами. Оглянитесь вокруг. Разве среди окружающих вас людей нет современных молчалиных?!

  6. Следуя этому девизу, он лебезит перед графиней Хлестовой, льстит Фамусову и другим. Заслуживает внимания и второй прин­цип Молчалина — «умеренность и аккуратность». Аккуратность, конечно, важна в любом деле. Но что означает «умеренность»? Это — принцип золотой середины во всех сферах жизни, это со­знательное стремление быть посредственностью. И это стремле­ние возникло не на пустом месте. Далеко не все люди спокойно переносят соседство яркой индивидуальности, гораздо легче и удобнее быть рядом с человеком, не блещущим особыми досто­инствами.
    Вот, пожалуй, главная причина успеха Молчалина — он удо­бен тем людям, которые его окружают, и при этом старается быть полезным. «Там моську вовремя погладит, там впору карточку во­трет», — говорит о нем Чацкий. И Софья выбрала Молчали­на прежде всего как человека удобного: мягкого, тихого и без­ропотного. Таким предстает Молчалин в ее рассказах-характери­стиках:
    Конечно, нет в нем этого ума,
    Что гений для иных, а для иных чума…
    Да этакий ли ум семейство осчастливит ?
    Хитрость, изворотливость, умение найти «ключ» к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность — вот оп­ределяющие качества этого героя. Его жизненные установки, вся система нравственных ценностей созвучна фамусовскому обше- ству. В этом также секрет его успеха. Но самое главное, из-за чего «молчалины блаженствуют на свете», — сила.
    У каждого из членов фамусовского общества есть предел мечтаний. У Фамусова — удачное замужество Софьи. У Скало­зуба — производство в генералы. Молчалин малым не удовле­творится. За три года он добился блестящих успехов и не оста­новится на достигнутом. Расчетливо и холодно набирает Молча­лин силу.
    Именно Молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», станут в ближай­шем будущем (после восстания декабристов) столпами общества. На них будет опираться новая власть: они послушны, их талан­ты — «умеренность и аккуратность». Молчалин — человек струк­туры, его безбедное существование возможно лишь в отлаженном государственном механизме.
    Спустя полвека после создания «Горя от ума», в 80-е годы, М. Е. Салтыков-Щедрин вновь выведет Молчалина на сцену в очерке «Господа Молчалины». Сатирик по достоинству оценил молчалиных и мрачную роль, сыгранную ими в обществе. По его словам, именно молчалины являются создателями тех сумерек, благодаря которым «настоящий заправский человек не может сделать и шага, не раскроив лба».[/sms]

  7. В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
    А. С. Грибоедов
    Великий русский поет Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведени­ем «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до кон­ца». И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани.
    Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза… Все они по-своему интересны. Но самым интри­гующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество как Молчалин.
    Вспомним о происхождении нашего героя. Отец Софьи нашел его в какой-то кон­торе в Твери. Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим «угождать всем людям без изъятья»: хозяину, начальнику, его слуге, и даже собаке дворника, «чтоб ласкова была». Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена. И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым. Благодаря его покровительству он переведен в Москву, получил чин асессора. Живя в доме Фамусова, Молчалин смог втереться в доверие даже к Татьяне Юрьевне, перед которой трепетал сам Фамусов, и к знаменитому Фоме Фомичу. Последний при трех министрах служил в Петербурге, а затем был переведен в Москву, где и зажил в свое удовольствие. Именно так зажил, как мечталось зажить когда-нибудь Молчалину: «награжденья брать и весело пожить».

  8. Начнем с того, что в рассказе Максима Горького “Челкаш” выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш.
    Я считаю, что первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. Это описание вызывает некоторое отвращение, неприязнь. Зато Гаврила, наоборот, широкоплечий, коренастый, загорелый, с большими голубыми глазами, его взгляд доверчив и добродушен, в нем были простота, быть может, даже наивность, придававшие изюминку его образу.
    Подробнее…

    Народ и Родина в поэме Гоголя «Мертвые души»

    Поэма «Мертвые души» — вершина творчества Н. В. Гоголя. Этот русский писатель правдиво изобразил жизнь России и 30-х годах XIX века. Замысел «изъездить вместе Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» воплотился и в композиции поэмы, и в богатстве художественных приемов, и в системе образов. Гоголь показал Россию чиновничью, крепостническую и народную. Образ простого русского народа неразрывно связан в поэме с образом Родины.
    Жизнь народа полна страданий. Автор рисует безотрадную картину крепостнической России. Крестьяне находятся в положении рабов. Господа могут продать, обменять их; как простой товар оценивается русский мужик. Помещики не видят в крепостных людей. Коробочка говорит Чичикову: «Пожалуй, я тебе дам девчонку, она у меня знает дорогу, только ты смотри, не завези ее, у меня уже одну завезли купцы». Хозяйка боится потерять часть своего хозяйства, совершенно не думая о человеческой душе.
    Подробнее…

    Герой нашего времени характеристика Печорина

    Григорий Александрович Печорин — это сложный собирательный образ общества своего времени — тридцатых годов девятнадцатого века. Печорин одинок и не находит себе дела, занятия.
    Ему скучно, потому что никакие светские развлечения не занимают его. Он не поддается губительному влиянию света, но в тоже время мнит себя избранным для какого-то великого дела, не размениваясь на нормальную жизнь, любовь, дружбу. Григорий не задумывается о других людях и не думает о том, что его действия могут погубить судьбы окружающих. Он стремится к благим делам, но не понимает, что такое делать добро.
    Подробнее…

    Роман Гончарова Обломов

    Главный герой произведения Илья Ильич Обломов. Ему тридцать два года. Живет он в Санкт-Петербурге на Гороховой улице. Описание в романе начинается с утра одного из дней. Обломов как обычно лежит в постели. Вообще ленивый образ жизни и постоянное лежание – основные черты, которые присущи герою. Его слуга Захар уже полностью привык к такому образу жизни барина. Утром к Обломову приходят Волков, Судьбинский, Пенкин. Все они пытаются расшевелить героя, заставить его посетить светское праздничное гуляние.
    Обломов рассказывает им о своих проблемах, но они мало интересуют посетителей. Только один друг Ильи Ильича – Андрей Штольц может помочь ему разобраться в хозяйственных проблемах поместья. Его-то герой и ждет с нетерпением.
    Подробнее…

    Тема дома в романе Шолохова “Тихий Дон”

    М. А. Шолохов в своем романе “Тихий Дон” отобразил простого человека на фоне глобальных исторических событий. В водовороте войн, революций, коренных изменений общества писатель не теряет из виду, казалось бы, ничем не примечательных людей, их чаяния и желания. Особое место в произведении занимает тема истинной родины, дома, что становится крайне важно во времена, когда старый мир гибнет, и его обитатели начинают отчаянно искать свое место в этой жестокой жизни.
    В начале романа Шолохов рисует перед читателем жизнь главного героя произведения, Григория Мелехова, еще до войны. Детально описывая даже самые отталкивающие подробности жизни казаков, писатель создает образ отдельной вселенной, живущей по своим законам.
    Подробнее…

    Семья Мироновых

    А. С. Пушкин, в своей повести “Капитанская дочка” раскрывает самые накипевшие проблемы того времени. Это место “маленьких” людей в обществе, а также их влияние на ход развития исторических событий. Это нравственные взаимоотношения в сложных и жестоких условиях. Это тема любви, которая является вечной.
    Самым ярким проявлением нравственной проблемы является семья Мироновых. Состоит она из Ивана Кузьмича, Василисы Егоровны и их дочери Маши. Глава семьи – Иван Кузьмич получает офицерское звание за проявленное мужество в сражениях против врагов отечества. Он является простым, “своим” человеком. Такой же была и его жена Василиса Егоровна. Оба героя в своих речах и высказываниях часто используют простецкие, народные выражения – “небось”, “негоже”. Живет семья Мироновых бедно, в скромном домике, без роскоши. Но, это не мешает всем членам семьи быть дружными и родными.
    Подробнее…

  9. В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
    Л. С. Грибоедов
    Жалок или страшен Молчалин? Великий русский поэт Александр Блок назвал комедию Г рибоедова «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца». И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани.
    Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза… Все они по-своему интересны. Но самым интригующим, загадочным остается для меня Молчалин. Жалок или страшен Молчалин?Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество, как Молчалин.
    Вспомним о происхождении нашего героя. Отец Софьи нашел его в какой-то конторе в Твери. Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим «угождать всем людям без изъятья»: хозяину, начальнику, его слуге и даже собаке дворника, «чтоб ласкова была». Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена. И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым.
    Однако он не способен чувствовать благодарность за благодеяния. За спиной своего благодетеля он пытается, и небезуспешно, соблазнить его дочь, хотя и не испытывает к ней никаких нежных чувств. Чтобы завоевать благосклонность Софьи, он пытается быть этаким «мужем-мальчиком, мужем-слугой», уступчивым, скромным и тихим. Молчалин — идеальный вариант мужа, которым можно легко управлять.
    Что представляет собой Молчалин? Страшен он или жалок? Полагаю, скорее, страшен, чем жалок. Даже его знаменитый талант — «умеренность и аккуратность», несет в себе угрозу. Если подумать, то ни в умеренности, ни в аккуратности ничего предосудительного нет. Все дело в том, как эти «таланты» выглядят на фоне общего поведения героя. Анализируя поступки Молчалина, понимаешь, насколько непрост и опасен этот человек. Опасен в том смысле, что выражает многие типичные черты своего поколения — Молчалины никогда не переведутся в обществе.
    В финале, правда, Грибоедов расправляется со своим героем и тот получает по заслугам. Уличенный Софьей во лжи и измене, он не в состоянии уладить конфликт. Утрачена любовь обманутой им Софьи. Не исключено, что Софья расскажет Фамусову правду, и тогда под угрозой окажется так удачно начатая карьера Молчалина.
    В жизни очень часто негодяи, подобные Молчалину, безнаказанно ломают чужие судьбы. Этим они и страшны. Я думаю, заслуга Грибоедова в том, что он предостерегает нас от молчалиных, учит разбираться в людях.

    читать похожие:

    Жалок или страшен Молчалин.
    МОЛЧАЛИН ЖАЛОК ИЛИ СТРАШЕН
    Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Смешон или страшен Молчалин? А. С. Грибоедова «Горе от ума»

  10. Алексей Молчалин – это типичный представитель дворянства. Этот парень не имеет собственного мнения, а даже, если оно у него есть, то скорее промолчит в корыстных целях. Абсолютное отсутствие чести и гордости подчеркивается этими строками: «… в мои лета не должно сметь своё суждение иметь». Он прислуживает и всегда льстит тем, от кого сможет возыметь какую-нибудь выгоду.  Главной задачей своей жизни считает сделать отличную карьеру и разбогатеть. Автор подчеркивает, что в данном обществе он на правильном пути к своим целям: «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…».
    Абсолютной противоположностью Молчалину выступает Александр Чацкий. Он умен и образован, даже сам Фамусов подчеркивает, что «… он малый с головой. И славно пишет, переводит». Чацкий в гордом одиночестве выступает против идеалов общества, он не разделяет корысти и меркантильных интересов людей, которые его окружают. Он смелый, обладает чувством собственного достоинства, честный и не готов запятнать свою репутацию ни за какие деньги. Очень точно этого героя описывают высказывания: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!», «Опасный человек!». Для дворянского общества Александр был действительно опасным человеком, ведь имел смелость противостоять его главным идеалам.

  11. В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
    А. С. Грибоедов
    Великий русский поет Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведени­ем «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до кон­ца». И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани.
    Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза… Все они по-своему интересны. Но самым интри­гующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество как Молчалин.
    Вспомним о происхождении нашего героя. Отец Софьи нашел его в какой-то кон­торе в Твери. Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим «угождать всем людям без изъятья»: хозяину, начальнику, его слуге, и даже собаке дворника, «чтоб ласкова была». Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена. И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым. Благодаря его покровительству он переведен в Москву, получил чин асессора. Живя в доме Фамусова, Молчалин смог втереться в доверие даже к Татьяне Юрьевне, перед которой трепетал сам Фамусов, и к знаменитому Фоме Фомичу. Последний при трех министрах служил в Петербурге, а затем был переведен в Москву, где и зажил в свое удовольствие. Именно так зажил, как мечталось зажить когда-нибудь Молчалину: «награжденья брать и весело пожить».
    Пользуясь покровительством Фамусова, Молчалин, однако, не способен чувство­вать благодарность за благодеяния. За спиной своего благодетеля он пытается, и не­безуспешно, соблазнить его дочь, хотя и не испытывает к ней никаких нежных чувств. Чем же объясняется интерес Алексея Степановича к Софье? Думаю тем, что Молча­лину, несмотря на всю его изворотливость, нелегко добывать чины. При богатой неве­сте его дела пойдут лучше. И чтобы завоевать благосклонность Софьи, он пытается быть этаким «мужем-мальчиком, мужем-слугой», уступчивым, скромным и тихим. Молчалин — идеальный вариант мужа, которым можно легко управлять.
    Что представляет собой Молчалин? Страшен он или жалок? Полагаю, скорее стра­шен, чем жалок. Даже его знаменитый талант — «умеренность и аккуратность», не­сет в себе угрозу. Если подумать, то ни в умеренности, ни в аккуратности ничего пре­досудительного нет. Все дело в том, как эти «таланты» выглядят на фоне общего поведения героя. Анализируя поступки Молчалина, понимаешь насколько непрост и опасен этот человек. Опасен в том смысле, что выражает многие типичные черты сво­его поколения — Молчалины никогда не переведутся в обществе. Живучесть их со­стоит в том, что они всегда найдут для себя почву. В Молчалине не сразу разгадались его отвратительные качества. Он может быть незаметным и потихоньку, вкрадчиво, плести свои сети.
    В финале, правда, Грибоедов расправляется со своим героем и тот получает по заслугам. Уличенный Софьей во лжи и измене, он не в состоянии уладить конфликт. Утрачена любовь обманутой им Софьи. Не исключено, что Софья расскажет Фамусо­ву правду, и тогда под угрозой окажется так удачно начатая карьера Молчалина.
    В жизни очень часто негодяи, подобные Молчалину, безнаказанно ломают чужие судьбы. Этим они и страшны.
    Я думаю, заслуга Грибоедова в том, что он предостерегает нас от молчалиных, учит разбираться в людях. Хочется верить, что финальная сцена комедии поможет кому-то избежать такого глубокого разочарования, которое пришлось пережить глав­ной героине комедии «Горе от ума».

  12. ЖАЛОК ИЛИ СТРАШЕН МОЛЧАЛИН? Молчалин и Чацкий. Два полюса в блистательной комедии Гри­боедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин, Поэтому, наверное, и читатели, и зрители уделяют ему не так много внима­ния. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скры­вается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.
    Задумаемся, что представляет собой Молчалин? Сочувствия или осуждения достоин он?
    Вначале мы знакомимся с ним в основном благодаря ха­рактеристикам, данным ему другими персонажами пьесы.
    Доволен им Фамусов, поручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей.
    Влюбленная Софья отмечает, что он
    уступчив, скромен,тих,
    В лице ни тени беспокойства
    И на душе поступков никаких.
    Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккурат­ность — его главные таланты.
    И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:
    Конечно, нет в нем этого ума…
    имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого.
    Но как ошибалась она! Умен, очень умен незаметный Мол­чалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораз­до выгоднее носить маску, представляясь таким, каким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Софьей, с Фа­мусовым угодливо-преданным, фальшиво-смиренным с Чац­ким, фамильярным с Лизонькой.
    Кажется, что только со служанкой он полностью искре­нен, открывая свою жизненную позицию:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платье,
    Швейцару, дворнику, во избежанье зла,
    Собако дворника, чтоб ласкова была.
    К чему гордость и чувство собственного достоинства таким, как Молчалин: угодничество — вот главное в его философии.
    Но все его поведение свидетельствует о том, что он глубже характеристики, данной самому себе.
    Он находчив и осторожен; старается скрыть от посторон­них отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, не теря­ется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение.
    Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ста­вит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин вскоре переходит в наступление: он задает вопросы, осуждает» советует
    Вам не дались чины, по службе неуспех? —
    с иронией спрашивает он. А вот и совет:
    Ну, право, чтобы вам в Москве служить
    И награжденья брать, и весело пожить?
    Молчалин не только не влюблен — он даже не увлечен Софьей, Откровенно и беззастенчиво говорит он:
    пойдем любовь делить плачевной нашей крали,.,
    И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе хладно­кровно отвечает:
    Надежды много впереди,
    Без свадьбы время проволочим.
    Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели — хорошо, мягко, сладко, устроиться в жизни.
    И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, меша­ет осуществлению его планов. После сцены в сенях Молчалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо,
    Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:
    Вы помиритесь с ним, по размышленья трезвом.
    Итак, поражение Молчалина, по всей видимости, временное. Его простят. И достижение жизненной цели станет еще сладостней.
    Молчалин — антитеза Чацкому. Но как верно сумел пред­видеть Грибоедов в этих образах два пути, по которым пойдут люди: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины — смирение и покой.
    Итак, нам некого жалеть: не жалкий, а хитрый и изво­ротливый, удивительно живучий тип перед нами. Огляни­тесь вокруг. Разве среди окружающих вас людей нет совре­менных молчалиных?!

  13. Великий русский поэт Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведением «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца». И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани.
    Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза… Все они по-своему интересны. Но самым интригующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество, как Молчалин.
    Вспомним о происхождении нашего героя. Отец Софьи нашел его в какой-то конторе в Твери. Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим «угождать всем людям без изъятья»: хозяину, начальнику, его слуге и даже собаке дворника, «чтоб ласкова была». Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена. И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым.
    Однако он не способен чувствовать благодарность за благодеяния. За спиной своего благодетеля он пытается, и небезуспешно, соблазнить его дочь, хотя и не испытывает к ней никаких нежных чувств. Чтобы завоевать благосклонность Софьи, он пытается быть этаким «мужем-мальчиком, мужем-слугой», уступчивым, скромным и тихим. Молчалин — идеальный вариант мужа, которым можно легко управлять.
    Что представляет собой Молчалин? Страшен он или жалок? Полагаю, скорее, страшен, чем жалок. Даже его знаменитый талант — «умеренность и аккуратность», несет в себе угрозу. Если подумать, то ни в умеренности, ни в аккуратности ничего предосудительного нет. Все дело в том, как эти «таланты» выглядят на фоне общего поведения героя. Анализируя поступки Молчалина, понимаешь, насколько непрост и опасен этот человек. Опасен в том смысле, что выражает многие типичные, черты своего поколения — Молчалины никогда не переведутся в обществе.
    В финале, правда, Грибоедов расправляется со своим героем и тот получает по заслугам. Уличенный Софьей во лжи и измене, он не в состоянии уладить конфликт. Утрачена любовь обманутой им Софьи. Не исключено, что Софья расскажет Фамусову правду, и тогда под угрозой окажется так удачно начатая карьера Молчалина.
    В жизни очень часто негодяи, подобные Молчалину, безнаказанно ломают чужие судьбы. Этим они и страшны. Я думаю, за¬слуга Грибоедова в том, что он предостерегает нас от молчалиных, учит разбираться в людях.

    по теме:

    Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия «Горе от ума» в оценке И. А. Гончарова
    Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

  14. Чем опасны Молчалины?

    «Горе от ума» – одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные а комедии, продолжали волновать русскую литературу много пет спустя после появления пьесы. В комедии показано столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим», представленных Чацким и фамусовским обществом. В пьесе изображена борьба прогрессивных сил с крепостнической реакцией.
    Мир Фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и прислуживающих им, подхалимствующих чиновников-Молчалиных. Кто же такой Молчалин? Это молодой человек, который с детства усвоил отцовский завет: Во-первых, угождать всем людям без изъятья -Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Выполнение отцовского завета – всем угождать- помогло Молчалину и «награжденья брать и весело пожить». Если, например, Максим Петрович заслужил почет при дворе Екатерины II тем, что «отважно жертвовал затылком», то Молчалин действует более хитро и тонко. У Молчалина, по его словам, два таланта: «умеренность и аккуратность». Во-вторых, он понял дух московского барства и его требования («ведь нынче любят бессловесных»). Это способствует тому, что он становится нужным человеком, правой рукой своего хозяина Фамусова. Софья , даже идеализирует своего героя: «Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело…»; «уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства»; «от старичков не ступит на порог». На самом деле (и Чацкий это прекрасно понимает) Молчалин – это хитрый, лицемерный, льстивый, двуличный человек. У него представление о счастье связано только с удачной карьерой, видным положением в обществе, богатством. Ему нравится служанка Лиза, а он ухаживает за Софьей, так как она дочь богатого начальника.
    До поры до времени Софья не может разглядеть Молчалина в его истинном свете. А он большой мастер выгодно себя показать в глазах окружающих. Лишь два персонажа имеют возможность затянуть в истинное лицо Молчалина. Это Чацкий и Лиза. Лизе он сам открывает свою «душу», свое кредо. Откровенность с Лизой ему безопасна, так как она не выдаст. А вот с Чацким опасна, однако Молчалин верит в то, что его правила весьма благопристойны: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»; «…ведь надобно ж зависеть от других» и др.
    Молчалин – это не мелкая, жалкая, незаметная фигура. Это коварный, хитрый, подлый лжец, который во имя своей выгоды продаст кого угодно. Грибоедов устами Чацкого недаром указывает читателю: «Молчалины блаженствуют на свете!» Незаметно, тихо такие, как Молчалин, достигают «степеней известных», пробираются к власти и становятся вершителями судеб порядочных людей.
    В конце комедии Грибоедов заставляет трусливо бежать разоблаченного Молчалина и тем самым презрительно расправляется с ним. Драматург писал: «Всякий век имеет своих молчалиных… Всмотритесь: вы окружены молчалиными». Молчалин стал нарицательным обозначением подлости и лакейства. Об этом говорит и его фамилия. Молчалин стал символом рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев, а потом и Николай  Салтыков-Щедрин так определил опасность молчалиных: «О счастливые, о стократ блаженные молчалины! Они бесшумно, не торопясь переползают из одного периода истории в другой».
    Современные Молчалины опасны тем, что их трудно разглядеть. «Услужлив, скромен, тих», он незаметно подличает, аккуратно и без шума занимается доносительством, продает и предает. А «достигнув степеней известных», молчалины «блаженствуют на свете».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *