Сочинение по литературе на тему слово о полку игореве идея

9 вариантов

  1. На первый взгляд произведение «Слово полку Игореве» рассказывает нам историю о походе великого русского князя. Но если внимательно ознакомиться с текстом, то становится очевидным, что поход – всего лишь повод для автора задуматься и поразмышлять о судьбе русского  народа и его земли. Красной линией сквозь всю повесть проходит страстный призыв объединить народ, чтобы защитить землю русскую.
    Автор, как настоящий представитель интересов всего русского населения, показывает свое негативное отношение к междоусобным войнам князей, из-за которых могущество Руси только ослабевает. Поражение войск князя Игоря автор изображает как предостережение для всех погрязших в междоусобицах князей, которые являлись виновниками несчастий простого русского народа, так как делали родину неспособной противостоять нашествиям алчных кочевников. Автор призывает князей прекратить внутренние раздоры и объединиться для защиты от внешнего врага. Именно идея объединения русского народа против своих врагов, по моему мнению, и является главной в произведении.
    Автор «Слова о полку Игореве» показал себя как подлинный патриот, радеющий за судьбу населения своей родной земли.Причину поражения войска Игоря автор видит не в слабости или трусости воинов, а в самих князьях, которые из-за своих распрей разоряют свою же землю.
    Начиная свою повесть, автор размышляет о том, как ему лучше начать рассказ – так, как когда-то это делал певец Боян, воспевая князей и их славные подвиги, или же описывая действительные события. Автор решает изобразить действительность и начинает свой рассказ воспоминаниями о тревожном начале похода Игоря. Он рассказывает о зловещих знамениях природы, предшествовавших походу – это и вой волков, и лай лисиц, и затмение солнца. Природа выступает предвестником беды, она всеми силами пытается предостеречь князя и не пустить его дальше.
    Однако князь не придал значения знакам, потому что предпочел бы смерть позорному возвращению. Его воинов постигла неудача, но само поражение автор не описывает подробно, ведь в этом не было необходимости – память о событии еще слишком свежа. В кратком описании чувствуется некая взволнованность: автор не может сосредоточиться, так как страдает от трагичных воспоминаний, и в волнении он отступает от повествования. Вместо этого он вспоминает о других неудачных походах – о раздорах деда князя Игоря, и напоминает об ужасных последствиях тех междоусобиц.
    Страшное поражение князя заставляет автора вспомнить о том, что совсем недавно князь киевский Святослав, объединив русских князей, разгромил того же врага – половцев. Здесь автор переносится в Киев, где мы погружаемся в зловещий сон Святослава, предвещающий беду русской земле. Когда сон сбывается, князь произносит свое знаменитое «золотое слово», упрекая Игоря и его брата за попрание его наставлений, за неуважение к его опыту. Он высказывает негодование от того, что князья самонадеянно, без уговора с ним, пошли в поход. Постепенно эта речь Святослава переходит в авторскую, перерастая в обращение ко всем русским князьям тех времен. Автор напоминает о том, как сильны они могут быть, когда объединяются, и призывает могущественных князей вместе выступить за родную землю. Тут нашлось место лирической, нежной нотке – автор вспоминает прелестную молодую жену Игоря и раскрывает читателю всю тоску ее души о муже, о погибших воинах. Она в своем плаче обращается ко всем силам природы, и природа отзывается на ее мольбу – море взбушевало, и Игорь бежал из плена. Возвращением Игоря на русскую землю автор показывает надежду на славное будущее Руси, уверенность в могуществе правящих князей.
    Все содержание повести «Слово о полку Игореве» пронизано идеей единения народа перед лицом страшной внешней угрозы. Призыв автора к единению проникнут страстной, сильной и в то же время нежной любовью к родине.
    < Предыдущая Следующая >

  2. Интересна история создания “Слова и полку Игореве”, этого масштабного эпического произведения. По одной из версий, поэма была написана монахом, который непосредственно был свидетелем похода князя Игоря. Произведение мог написать лишь грамотный и образованный человек, а такими были люди духовного сана.
    По этическим нормам, автор не мог ставить свою подпись под работой, и сочинение было анонимным. Посредством поэтического слова, автор хотел передать потомкам, что необходимо соединение всех княжеств перед лицом врага. Рукопись была утеряна, и только в 18 веке найдена Мусиным – Пушкиным, переписана им, но попала в огонь, и уничтожена пожаром. Остались лишь копии, сделанные Мусиным – Пушкиным.
    Приверженцы другой версии считают, что «Слово» написано именно Мусиным – Пушкиным, так как рукописи, якобы найденной им, никто не видел.
    В поэме описаны действительные события похода Игоря, и годом написания сочинения, считается 1185 или 1187 год.

    Тема

    В «Слове» анализ произведения определяет множество тем, которые охвачены автором. При его детальном изучении, можно с уверенностью считать, что основной посыл поэмы – патриотизм, именно к нему призывает автор на протяжении всего произведения. И Родина, и природа, и любовь – все призывает к верности своему Отечеству.
    Проблематика этого произведения затрагивает проблемы неудачного похода князя Игоря, что касается не именно его, а всей Руси.
    Если сказать кратко о сути “Слова”, то виной всему явилась непомерная гордыня Игоря, его больное тщеславие, что и привело к поражению русского полка.
    Разобщённость русских княжеств, их междоусобные столкновения и войны, высокое самомнение о собственных доблестях, в конечном счёте, ведут к поражению отечества. По сути, любой, из противоборствующего против Руси клана, понимает, что страна непобедима, если она живёт общими идеями, объединением всех своих сил, а если она разрознена, то становится беззащитной и уязвимой.
    Особенно четко проблема разобщённости отражается во второй части поэмы, идея которой в том, чтобы «золотым словом» Святослава донести до ума каждого из великих князей, что выходом из такого положения, является общее объединение.
    Смысл этого произведения, созданного гениальным автором сотни лет тому назад, до сих пор остаётся актуальным, и нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор.

    Композиция

    Композиционно поэма выстроена из вступления, трех основных частей и заключения.
    Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.
    В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить свое тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули, и поплатились за это кто жизнью, а кто – попал в плен.

  3. 3
    Текст добавил: рыжий мальчик

    Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

  4. Быть может, долго бы еще не проникся я интересом и любовью к древней поэме, если бы не роман Василия Григорьевича я на Батый. я прочитал его на одном дыхании и долго еще жил в мире битв и пожаров, видел леса, в которых прятались народные мстители, юрту Батыя. Так почувствовал я желание знать больше о судьбе своей страны. И еще я понял, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.
    Всякого, любящего Россию, не может оставить равнодушным патриотизм неизвестного автора у слова о полку Игореве. О Русская земля! Не раз мы воскликнем за певцом.
    Мы помним уроки истории в 8 – м классе, тогда узнали мы, что после великих князей, которые крепко держали в руках Русь, побеждали ее врагов, наступил период раздробленности. УО, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским, Ч рассказывает нам певец земли Русской. И возникли у князей вместо борьбы с погаными междоусобия, брат стал брату говорить: Это мое, и то мое же. И стали князья про малое это великое молвить и сами на себя крамолу ковать…Ф Ч так образно повествуется о печалях некогда великого и мощного государства. А теперь князья из соперничества водят поганых половцев на княжества своих противников.
    Половцы Ч бедствие Руси. Их быстрые кони вытаптывают посевы, волосяные арканы захватывают пленных, за ними следуют пожары и разорения. Водимые во время междоусобиц на Русь нашими князьями как союзники, половецкие орды теперь хорошо знают все дороги в эту богатую землю.
    Ходят, конечно, и русские князья на половцев. Но если раньше все дружины были покорны воле одного князя, то теперь каждый стремится добыть свою личную славу. Таковы Игорь и брат его Всеволод. Пошли они на степняков и были разбиты. Стали теперь враги разорять Русь.
    Главная идея произведения заключена в золотом слове Святослава, князя Киева, матери городов русских. Зовет он всех русских храбрых князей на борьбу с врагами: Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, на землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича! Зовет русский Боян объединиться князей, чтобы не тревожили они народ своими распрями, чтобы вместе могли дать отпор любому врагу.
    А вскоре далеко – далеко на Востоке соберутся монгольские племена под руку Чингизхана.
    Нынче, как много веков назад, опять распались славянские земли. Россия, Украина, Белоруссия бьются с проблемами в одиночку. Соберутся ли они вновь? Кто знает…

  5. В конце XVIII века в Спасском монастыре был найден оригинал произведения «Слово о полку Игореве». Мусин-Пушкин прочитав поэму в Ярославле, мечтал, чтобы мир смог увидеть этот шедевр искусства. В 1800 году все почитатели древнерусской литературы имели возможность насладиться его первым изданием. Мысли автора, который жил много веков назад, перевели на современный язык. Написанный же от руки оригинал сгорел через 12 лет. Поэтому текст, напечатанный в 1800 году, с тех пор считается первоисточником, неудивительно, что и в наши дни идут споры о подлинности поэмы.
    Созданное в 1185 году «Слово о полку Игореве» даёт возможность не только узнать о тяжёлом положении, в котором находилась Киевская Русь, но и понять отношение к тем событиям автора текста.
    Эта поэма интересна для современного читателя как художественным, так и историческим аспектом. Период, описанный в произведении, характеризуется развитием культуры: литературы, архитектуры и живописи. В это же время начался распад государства на мелкие княжества, что привело к междоусобным войнам. Всё это стало началом ослабления Киевской Руси. Поэтому главная идея произведения – это единство братьев, которые на момент создания «Слова» не мирились между собой. Автор призывает князьям быть вместе перед нашествием татар, ведь только сообща они смогут победить врага.
    Поэма возникла сразу же после поражения князя Игоря. Поскольку автор предполагал, что читатель знает все детали неудачного похода, то само произведение не имеет последовательности, оно состоит из разных фрагментов.
    «Слово» разделено на две части. В первой описывается поход Игоря и Всеволода на половцев. А также печаль земли русской, на которую снова накинулись соседи, собирая дань со всех деревень и городов, после неудачной битвы и плена князя Новгород-Северского.
    Вторая часть произведения посвящена восхвалению Святослава Великого, который представляется читателям как умный и рассудительный правитель. Главная идея текста выражена во сне, который пытался растолковать этот полководец со своими боярами. Его трактовка такова – сыновья Святослава с их небольшим войском будут разгромлены. Князь приходит к выводу, что половцев можно осилить только при условии объединения всех русских князей и земель.
    Этот прекрасный памятник древнерусской культуры долгое время был в безвестности. И только через много веков получил большую славу, заняв своё место в мировой литературе.

  6. «Образ русской земли в «Слове о полку «Игореве»
    План сочинения
    1. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы:
    А) история создания произведения, цель написания;
    Б) летописная основа «Слова…»
    2. Образ Руси на страницах «Слова…»:
    А) Роль природных явлений в произведении;
    Б) использование олицетворений в тексте;
    В) образы русских князей;
    Г) фольклорные мотивы в произведении;
    Д) плач Ярославны как отражение лирического начала в «Слове…»;
    Е) «златое слово» Святослава – способ выражения авторской позиции;
    Ж) русская земля как символ красоты, богатства, единения;
    3. Основная идея «Слова о полку Игореве» – призыв к объединению русских князей.
    :Каким я себе представляю автора “Слова о полку Игореве”
    1.Патриот земли русской,
    2.Человек, обладающий широким историческими познаниями и политическим мышление.
    3. Поэт, вложивший в свое творение личное чувство умеющий ярко, образно, динамично.
    Умеющий рассказать свидетелям и участникам картины в которых он был.
    4. Тонкий психолог, умеющий не только рассказать о героях и событиях, но и объяснить их внутренние молитвы.
    5 Автор-новатор,  опередивший свое время.
    Читая “Слово о полку Игореве”.
    План:
    I. “Слово о полку Игореве” – величайший памятник древней русской литературы.
    II. “Слово…” и русская народная поэзия и образы героев произведения.
    1)Приближённость к песне русского народного творчества.
    2)Образы князей
    3)Образы русской земли
    III. Значение произведения.
    «Ярославна – героиня “Слова о полку Игореве”».
    Вступление. Главная тема «Слова… » — повествование о неудачном походе Игоря против половцев. Автору «Слова… » важно глубокое эмоциональное осмысление событий русской истории. «Слово… » удивительно лирично. Вершиной лиризма в «Слове… » является плач Ярославны.
    Основная часть.
    а) Женщина героиня древнерусского эпоса. Необычно, что в повествовании о военных походах русских князей появляется героиня женщина. Но Ярославна — не героиня в прямом смысле этого слова. Она не сражается, не совершает активных действий.
    б) Кто такая Ярославна? Ярославна княгиня, жена князя Игоря, дочь князя Ярослава Галицкого. Она ждёт возвращения Игоряв Путивле.
    в) Сила любви Ярославны.
    г) К кому обращается Ярославна в своем паче, о чем молит? Ярославна обращается к природе (ветру, реке, солнцу) . Она молит о спасении князя Игоря, упрекает природу за то, что она помогала половцам и погубила русское войско.
    д) В чем смысл образа Ярославны? Ярославна это воплощение любви и скорби, олицетворение любящей жены и символгорести всего русского народа
    Заключение. Образ Ярославны усиливает трагическое звучание «Слова…» . Одновременно, вместе с её образом в «Слово… » входит тема спасительной любви. В её плаче, её мольбах выразилось общее < несчастье всего народа, горестный плач всей земли русской. «В чем пафос памятника "Слово о полку Игореве» Вступление. «Слово о полку Игореве» произведение необыкновенно глубокого содержания. Основная часть. а) Основная тема «Слова...» . В начале «Слова... » автор говорит о том, что его великий предшественник сказитель Боян воспевал давние времена и деяния старых князей. Он же, «по иному замышленью» , хочет поведать о настоящем, о князях, чьим современником он был, и событиях, которые он видел. б) Углубление смысла «Слова...» . Однако смысл повести углубляется за счёт расширения временных (автор рассказывает о прошедших временах и размышляет о будущем) и географических (обобщенно автор показывает всю Русь) рамок. в) Главная мысль автора. Показав перспективу исторического развития Руси и горестные итоги современной политической ситуации (междоусобицы, разорение городов, гибель храбрых воинов, ослабление военной мощи Руси) , автор высказывает свою заветную мысль: сила Руси — в её единстве, в союзничестве между князьями. г) Народность «Слова...» . Главная мысль автора есть выражение надежд всего русского народа. Заключение. Пафос «Слова... » заключается в торжественном призыве русских князей к объединению и прекращению распрей. Призыв исходит от всего русского народа. «В чем актуальность этого произведения в наши дни? » Вступление. «Слово о полку Игореве» было создано более восьми столетий назад. Но темы, затронутые в этом произведении, являются общенародными, потому «Слово... » остается актуальным и в наши дни. Основная часть. а) Проблема разъединения славянского мира. В наши дни славянские народы (например, русские и украинцы) относятся друг к другу с неприязнью. А ведь их объединяют тысячелетия общей истории, языка, культуры. Враг, который сейчас грозит славянскому миру — это глобализация. Потеря культурных связей между восточнославянскими странами может послужить причиной того, что всё более однообразной, ориентированной на Запад будет становиться их культура. Призыв к объединению славянских народов, союзничеству равных сейчас актуален как никогда. б) Независимый дух «Слова...» . Автор «Слова... » восхваляет князя Игоря и других русских князей, но это не мешает ему критически оценивать результаты их действий. Голос автора это выражение позиции всего русского народа. Заключение. «Слово... » напоминает нам о наших культурных корнях, об общей истории разделяющихся сейчас славянских народов. Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве» I. Автор «Слова о полку Игореве». П. Патриотический пафос «Слова...». 1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси. 2. Гражданское мужество автора. 3. Обращение к устному народному творчеству. 4. Роль ораторских приемов в произведении. III. «Слово» - творение настоящего мастера.

  7. Главная идея “Слова” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России.
    Оно является не только образцом художественного восприятия исторических событий, но и ценным источником изучения истории быта и нравов наших предков. В произведении даны описания древнерусских верований и традиций, одежды и украшений, воинского снаряжения и вооружения. В нем есть великолепные картины русской природы, представлена целая галерея исторических персонажей. Лихачева Д.С. “Слово о полку Игореве”, Вступительная статья – М; 1967.-35с Мы узнаем об их жизни, подвигах и роли в истории. Художественные особенности произведения раскрывают личное отношение автора к событиям и героям. Это не только позволяет ориентироваться в подлинных исторических событиях, но и обращает к таким вечным проблемам, как патриотизм, человечность, верность долгу, память предков и ответственность перед будущими поколениями.
    Во все времена на жизнь любого государства значительное влияние оказывает его географическое положение. На протяжении всей истории соседями Древнерусского государства были разные кочевые народы. Сначала это были гунны, авары и хазары. Затем печенеги, которых окончательно разгромил князь Ярослав Мудрый. Печенегов сменили половцы. Когда они стали угрожать русским границам, князь Всеволод, один из сыновей Ярослава Мудрого, заключил с ним мир. Но вскоре половцы во главе с ханом Искалом снова напали на русские земли. С этого времени половецкие набеги стали постоянными.
    Русские князья были не в силах ни победить, ни остановить половцев. Они не могли предотвратить их набеги, потому что в Древнерусском государстве процветали княжеские “крамолы” и усобицы. В ожесточенной борьбе друг с другом за безграничную власть и могущество нередко князья даже вступали в союз с половцами, привлекая врага на свою сторону против соперника.
    Значительная вина за подобное состояние дел лежала на черниговских князьях. Для достижения своих амбициозных целей или великокняжеским они первыми из русских князей стали призывать на помощь степных соседей – “наводить поганых на землю Русскую”. И самым первым среди них был Олег Святославович, получивший от современников прозвище “Гориславич”. Ситуация менялась только тогда, когда кто-нибудь из черниговских князей занимал престол в Киеве. В качестве великих князей представители черниговской ветви вынуждены были защищать свое государство от опустошительных набегов степных хищников.
    Трагическое событие древней русской истории – поход в апреле-мае 1185 года против половцев князя Новгород-Северского Игоря – и стал основной темой для неизвестного автора поэмы “Слово о полку Игореве”. Горячий патриот, он, как никто другой, ощутил несказанную душевную боль при известии о трагическом поражении русской дружины. Цель своего произведения он видел в том, чтобы через яркие проникновенные образы показать русским князьям настоящие истоки трагедии, объяснить причины их поражения. Считая размолвки и ссоры князей истинными виновниками подобных бедствий, автор призывает их прекратить взаимную вражду и сплотиться во имя защиты и спасения общей родины.
    “Слово” занимает особое место среди литературных произведений Древней Руси. В эпоху кровавых усобиц и постоянной угрозы вторжения кочевников автор не побоялся возвысить свой голос перед властью имущими во имя спасения родины.
    Но не только по этой причине “Слово” принадлежит особое место в истории русской литературы. Во времена господства литературы, происходящей из Библии, автор осмеливается порвать со всякой церковностью. В его произведении нет места ни христианской символике, ни словам и оборотам церковного языка. Более того, от начала и до конца текст насыщен языческим одухотворением природы, против чего вела непрестанную борьбу.
    Таким образом, мы можем говорить о светском характере “Слова”. Но что понимать под словом “светский”? Принадлежащий к избранному кругу дворянства? Наверное, можно было бы сказать и так. Ведь автор строит свое произведение как обращение к русским князьям. Его слушателями могли быть также бояре – представители высшей аристократии Древней Руси. Однако более правильным окажется смысл слова “светский”, если мы будем понимать его как “не церковный, мирской”. Именно такое его понимание, на наш взгляд, вполне отвечает всему содержанию произведения и точно отражает его идейную направленность.
    Светский характер “Слова” выражается уже самим обращением автора к русским князьям с призывом объединить усилия перед реальной угрозой неминуемой гибели. Это становится особенно очевидным, если вспомнить, что церковная идеология того времени проповедовала принцип “каждый пусть держится своей вотчины”. Вопреки этому автор следует завету Владимира Мономаха: “отныне соединимся в единое сердце и блюдем Русскую землю”. Этот принцип обязывал русских князей предвидеть губительные последствия кровавой вражды друг с другом, ведущей к войне, гибели и разорению “убогих людей” – простого русского народа.
    Автор “Слова о полку Игореве” принципиальный противник усобиц. Свой упрек князьям по этому поводу он вкладывает в уста великого князя Святослава, произносящего в своем “золотом слове”: “О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начади вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать… Но вот зло – князья мне не помогают: худо времена обернулись”.
    Соблюдая порядок старшинства, автор поименно обращается к русским князьям и призывает их встать “за землю Русскую”. В этом понятии для него тесно переплетаются и русский народ, и русская природа.
    В противоположность церковному принципу христианского индивидуализма с его установкой на личное спасение автор призывает к активным действиям на благо Русской земли, побуждает русских князей к ратному труду. Всеми доступными средствами он старается пробудить в них чувство патриотического долга, служения не абстрактным, а конкретным земным идеалам.
    Выражением светского характера является также одухотворение природы. Автор воссоздает народное мировоззрение, каким оно было с незапамятных времен и продолжало оставаться при нем. Небесные светила, явления природы, животные, растения наделяются в “Слове” человеческими качествами, а человек получает способности птиц и зверей.
    Причем автор не стремиться к искусственному воссозданию язычества. Он обращается к образам и символам народной поэзии не для того, чтобы противопоставить свое произведение церковным. Просто он описывает реальные события в конкретном народном восприятии. Ведь “Слово” тем и ценно, что впитало и сохранило в поколениях живой многообразный дух своей эпохи.

  8. “Слово о полку Игореве” – замечательный памятник литературы Древней Руси XII века. Интерес к этому удивительному произвединею не исчезает и в наши дни. Оно известно не только в России. “Слово о полку Игореве” переведено на многие языки мира, причем по несколько раз. Россиянам же оно дорого прежде всего потому, что пронизано глубокой любовью к русской земле. Интересен памятник еще и потому, что в нем отражена богатая и высоко духовная культура Древней Руси. Несмотря на то, что поэма посвящена историческому событию 1185 года ( походу князя Игоря Святославича на половцев), она полна разнообразных и ярких чувств автора. Повествование о начале похода он называет тревожным, предвещая печальное окончание этого события. С первых строк автор пытается довести до читателя патриотическую идею летописи, которая заключается в единении князей в борьбе за Русь. Горестно ему, что невелики силы Игоря Святославича Новгород-Северского, что не сговорился он с киевским князем Святославом и ” навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую “. Но  отчетливо чувствуется и гордость за то, что князь Игорь ” …построил сердце свое мужеством, исполнившись ратного духа”, чтобы дойти до берега Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива.  Не пожалел князь и своих сыновей ради спасения родины. Они тоже участвовали в далеком походе. Не остановила Игоря и грозная предзнаменование, которое тьмую покрыло всех его воинов. Он сам понимал и дружине своей объяснил, что больше чести быть зарубленным в битве, чем бесславно дожидаться половецкого похода у себя дома. Не хотел князь Игорь прятаться за чужие спины, а жаждил сам вступить в бой и с сынами русскими или голову сложить, или на Дону половцев победить.
    В наши дни этот поход воспринимается как легенда или как исторический факт, что в XII веке князь Игорь Святославич Новгород-Северский совершил неудачный поход на половцев и был пленен ими. Но, задумавшись над этим фактом, понимаешь, что половцы были хорошо обученными воинами. Совершать набеги и грабить было их профессией, которая кормила и обогащала. Русские же жили мирной жизнью, но, если приходила беда, вставали на защиту своей земли, бились не на жизнь, а на смерть. Вот и тогда поднялись все, хотя и не хотелось, вероятно, но долг перед родиной все перевешивал.
    Невольно вспоминаются стихт Александра Блока из цикла “На поле Куликовом”:
    Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
    Не вернуться, не взглянуть назад.
    За Непрядвой лебеди кричали,
    И опять, опять они кричат…
    На пути – горючий белый камень.
    За рекой – поганая орда.
    Светлый стяг над нашими полками
    Не взыграет больше никогда.
    Та же тревога, что и в “Слове…”. Белый камень – символ выбора пути: прямо пойдешь – убитому быть. Ясно, какой выбор сделан, ясно, что выбрана смерть, а не бесславный плен.
    Так и в “Слове…” трубы еще только трубили, созывая войско в Новгороде, а в пути уже стяги развевались над построенными войсками.
    Одобрял поход Игоря его брат, буйный тур Всеволод. Он тоже был готов в битве с врагом за русскую землю и заранее оседлал коней у Курска. Его опытные воины не раз бывали в бою и прекрасно знают, что можно погибнуть, но готовы биться, “ища себе чести, а князю – славы”.
    Автор “Слова…” передает тревожное настроение воинов перед предстоящей битвой, которая усиливается по мере удаления от родных границ. Птицы ждут добычи, орлы клекотом зовут зверей на кости, но русские сыны собой заслонили свои поля, не желая уронить честь свою, а князю найти славу. Автор “Слова…” не упускает возможности подчеркнуть, что Игорю важно было защитить землю русскую, а не присвоить богатую добычу после битвы.
    Золото, ткани, всякие драгоценности достались войску Игореву, ему же – боевые знаки врагов.
    Ощущение радости победы проходит уже ранним утром следующего дня : зори – кровавые, тучи – черные, в которых сверкают синие молнии. Все предрекает беду, а четыре солнца (Игоря, Всеволода, Олега и Святослава) могут прикрыть эти тучи, полные смертельных стрел. Ждать помощи неоткуда: ” Русская земля! Уже ты за холмом”.
    В эом сетовании автора сожаление о том, что не обратился Игорь-князь князю Киевскому.
    Но как отважно сражаются князья. Ярый тур Всеволод на переднем краю битвы, не помня о своих княжеских обязоннастей, о любви к жене, бьется вместе со своей дружиной, срубая поганые половецкие головы. Он не чувствует даже ран своих в пылу битвы. Такой ожесточенной рати не помнила Русская земля. С раннего утра до вечера билось войско Игорево. От коленых стрел, от копий булатных среди поля половецкого черная земля была зесяна костями павших, кровью полита, а взошли горем эти кости на Русской земле.
    Автор горюет от поражения Игорева, о его и Всеволода пленении. Плачет природа, “никнет трава от жалости, дерево с тоской к земле приклонилось”.
    Виною проигранной битвы автор считает корысть русских князей. “Это мое, и то тоже мое”. Поганые враги в это время не упускали момента и приходили с победой на землю Русскую. Горе пришла страшное:князья русские “сами на себя крамолу ковали”, а половцы поганые брали дань с каждого двора. Вот так ” ударило насилие половецкое на свободу русских”, и наступило время зависимости от врагов. И все это произошло потому, что Игорь и Всеволод не захотели сражаться вместе с другими князьями против поганых иноземцев.
    Осудил их за то великий Святослав, заявив, что без чести для себя они кровь поганую пролили. Обвиняет храбрых, мужественных воинов за то, что будущую славу победы хотели поделить только между собой, забыв о главной цели: любыми силами защитить свою землю.
    Для автора “Слова…” понятно и близко “золотое слово” Святослава. Он слышит призыв его к князьм на защиту Руси, просит выступить в поход за обиду этого времени, отомстить за землю Русскую, за раны Игоревы. Веские доводы приводит автор, призывая к объединению. Не один князь погиб, защищая свои границы от врагов Руси, действуя в одиночестве. Именно из-за междоусобиц пришло насилие от земли Половецкой.
    Заканчивает автор повествование радостными  словами: ” Солнце светиться на небе, а Игорь – князь в Русской земле”. Рады города и села возвращению Игоря, и это дает надежду, что горькие уроки не пройдут даром.
    “Слово о полку Игореве” не забывается уже столько лет. Ведь то, что происходило тогда, неразрывно связано с тем, что происходит в наше время. И сейчас, и тогда люди не хотели умирать, они дорожили своей жизнью. Эта связь показывает, насколько важна и ценна жизнь в любое время. Никто не хотел идти на верную смерть, но русские люди всегда способны забыть о себе, борясь за свободу своей Родины.

  9. «…Прозывая русский люд
    на защиту родины»
    В.Ян
    Быть может, долго бы еще не проникся я интересом и любовью к древней поэме, если бы не роман Василия Григорьевича Яна «Батый». Я прочитал его на одном дыхании и долго еще жил в мире битв и пожаров, видел леса, в которых прятались народные мстители, юрту Батыя. Так почувствовал я желание знать больше о судьбе своей страны. И еще я понял, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.
    Всякого, любящего Россию, не может оставить равнодушным патриотизм неизвестного автора «Слова о полку Игореве». «О Русская земля!» — не раз мы воскликнем за певцом.
    Мы помним уроки истории в 8-м классе, тогда узнали мы, что после великих князей, которые крепко держали в руках Русь, побеждали ее врагов, наступил период раздробленности. «О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским», — рассказывает нам певец земли Русской. И возникли у князей вместо борьбы с погаными междоусобия, брат стал брату говорить: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами на себя крамолу ковать…» — так образно повествуется о печалях некогда великого и мощного государства. А теперь князья из соперничества водят поганых половцев на княжества своих противников.
    Половцы — бедствие Руси. Их быстрые кони вытаптывают посевы, волосяные арканы захватывают пленных, за ними следуют пожары и разорения. Водимые во время междоусобиц на Русь нашими князьями как союзники, половецкие орды теперь хорошо знают все дороги в эту богатую землю.
    Ходят, конечно, и русские князья на половцев. Но если раньше все дружины были покорны воле одного князя, то теперь каждый стремится добыть свою личную славу. Таковы Игорь и брат его Всеволод. Пошли они на степняков и были разбиты. Стали теперь враги разорять Русь.
    Главная идея произведения заключена в «золотом слове» Святослава, князя Киева, матери городов русских. Зовет он всех русских храбрых князей на борьбу с врагами: «Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, на землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!» Зовет русский Боян объединиться князей, чтобы не тревожили они народ своими распрями, чтобы вместе могли дать отпор любому врагу.
    А вскоре далеко-далеко на Востоке соберутся монгольские племена под руку Чингиз-хана.
    Нынче, как много веков назад, опять распались славянские земли. Россия, Украина, Белоруссия бьются с проблемами в одиночку. Соберутся ли они вновь? Кто знает…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *