Очень интересное задание, потому что многие современные учителя не могут толком ответить на этот вопрос.
Морфология – это раздел науки о языке, которая анализирует все слова и классифицирует их по определенным признакам. В этот раздел собрали значимые и служебные части речи, чтобы человек мог осознать, что именно он использует в своей речи.
Морфология изучает постоянные и непостоянные признаки частей речи и их роль в предложении. Практическая задача морфологии – научить осознанно использовать в устной и письменной речи слова разных частей речи, соединяя их в словосочетания и предложения, не нарушая при этом грамматических норм.
Изучая морфологию, ученики и студенты знакомятся с правилами склонения и спряжения слов в языке, начинают разбираться с родами, числами в частях речи, обозначающих предметы и их признаки. У слов, обозначающих действие, очень много морфологических признаков, носящих непостоянный характер, что создает особенные трудности в составлении грамотного текста, и морфология помогает понять их особенности. Служебные части речи и их роль в языке – это большая отдельная тема, которая изучается этим разделом науки.
Чем лучше человек знает морфологию, тем грамотнее будут его устные и письменные высказывания. Речь человека – это его визитная карточка, и знание морфологии делает ее безупречной.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя А.Югова: «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка». «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», – так образно пишет о глаголе писатель А.Югов. Видимо, он имеет в виду большое значение этой части речи в художественном тексте. Я считаю, что он абсолютно прав, потому что с помощью глагола можно не просто назвать действие, можно передать чувства, их оттенки, а при передаче диалога можно избежать повторов. Докажем это. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся ко второму предложению текста. В нём вместо глагола «заговорила» использован глагол «затараторила», он характеризует и манеру говорить Наташки, и то, что она очень взволнована. В двенадцатом предложении использован эмоциональный глагол «ахнули», он передаёт возмущение мальчиков тем, что к их долгой работе отнеслись так пренебрежительно. О выразительных возможностях глагола можно говорить очень много. Использование глагола в речи является ярким образным средством. Поэтому яркое, эмоциональное высказывание А.Югова о глаголе кажется
мне абсолютно справедливым.
В
исследованиях по морфологии естественных языков, проведенных в последние годы
отечественными лингвистами, можно выделить несколько крупных направлений: — теоретические
исследования по различным вопросам морфологии; — типологические исследования по
морфологии; — прикладные аспекты морфологических исследований.
Теоретические исследования по морфологии
По
сравнению с другими областями языкознания морфология по праву считается
наиболее исследованной областью. Поэтому в завершающее десятилетие нашего века
закономерно появление целого ряда фундаментальных публикаций итогового
характера, вышедших из-под пера известных ученых, посвященных основополагающим
понятиям, своего рода principia morphologia.
К
ним относится: — системное описание всех основных разделов морфологии:
морфемики, изучающей морфемную членимость слова, принципы вычленения и разграничения
морфем, их функционирование в языке; словообразования, изучающего соотношения
между морфемными структурами; словопроизводства — образования новых слов путем
использования морфемных возможностей языка [Земская, Немченко, Панов, Тимофеев,
Тихонов]; — системное описание диахронической морфологии индоевропейских языков
[Журавлев] и древненовгородского диалекта русского языка [Зализняк]; — итоговое
описание системы морфологии русского языка ХХ века: морфемной модели и
количественных данных о русских морфемах [Кузнецова], активных процессов в
словоизменении, словообразовании и словопроизводстве (суффиксации, префиксации,
аббревиации, производстве сложных слов, типичных особенностях окказиональных и
потенциальных слов) [Земская, 92, 95, Русский язык в его функционировании,
Русский язык конца ХХ века], морфологических словарей русского языка
[Кузнецова, Тихонов]; — морфологическая типология слова в разноструктурных
языках, прежде всего в славянских [Широкова]; — структурное моделирование
морфологии естественных языков в тесной связи с достижениями структурализма в
других областях языкознания, прежде всего в фонологии и синтаксисе [Бондарко,
Демьянков]. В теории морфологии традиционно большое место занимают исследования
по аспектологии русского глагола: анализ совершенного вида в отрицательных
предложениях [Акимова], фактическое и общефактическое значение вида, семантика
и прагматика несовершенного вида императива, таксономические категории глаголов
imperfectiva tantum [Падучева], видовая парность русских глаголов [Черткова],
проблема инварианта в семантике вида [Шатуновский], употребление глаголов
вторичной имперфективизации [Русский язык в его функционировании].
Среди
других теоретических работ следует отметить : — исследования по аффиксации:
изучение словообразовательного потенциала суффиксальных типов русских
существительных [Каде], суффиксальной универбации и усечения в русском
словообразовании [Осипова Л.И.], возникновения новых аффиксов [Мамрак],
сочетаемости префиксов в русском слове [Кузнецова], парадигматики и
синтагматики русских глагольных префиксов [Волохина и др.], суффиксоидов в
современном английском языке [Бартков], словаря словообразовательных аффиксов в
русском языке [Улуханов, 93]; — исследования словообразовательной
мотивированности и ее связи с производностью [Улуханов,92], мотивационного
отношения “имя-глагол” [Осипова М.А.], типов полисемии в производном слове и
границ словообразовательного гнезда [Ширшов, 96] ; — работы по различным типам
окказиональных способов словообразования [Улуханов, 92]; — исследования по
связи морфологического уровня с другими уровнями языка: фонемным (морфемный или
фонемный принцип русской орфографии) [Моисеев,95], синтаксическим
(синтаксическая деривация как проявление изоморфизма между словообразованием и
синтаксисом) [ ], лексическим (лексический состав русского языка со
словообразовательной точки зрения [Моисеев, 91], семантическим (границы
словообразовательной семантики) [Улуханов,91], стилистическим (стилистические
аспекты русского словообразования ) [Vinogradova]; — работы по диахронической
морфологии русского словообразования [Улуханов, 92], диахронии словоизменения и
словообразования русских существительных [Русский язык в его функционировании],
развития категории одушевленности в русском языке [Крысько].
Как
и в каждой области знания, в морфологии немало интересных и спорных проблем.
Поскольку “словообразование постоянно балансирует в языке между системностью и
беспорядком” [Пиотровский, 95], в литературе живо обсуждаются правомерность
использования понятия усечения морфем [Добродомов], сложные случаи морфемики и
словообразования [Шанский], пограничные случаи между словоизменением и
словообразованием [Муравьева], лексикой и словообразованием [Глухих], морфемика
в ее отношении к формообразованию [Герд, 94], проблемы трактовки групповой
флексии [Плунгян,94].
С
точки зрения историографии морфологии безусловный интерес представляет
переписка Н.С.Трубецкого и Р.О.Якобсона о повелительном наклонении русского
глагола [Храковский, 94]. Типологические исследования по морфологии Естественными
и традиционными представляются работы по сопоставительной морфологии русского
языка с другими языками и прежде всего со славянскими, балканскими и
балтийскими. Из огромного количества подобных работ прежде всего следует
отметить доклады российской делегации на X I Международном съезде славистов в
Братиславе (1993г.) [Земская и др., Нещименко, ], материалы научных конференций
и сборников, в которых среди прочих обсуждаются проблемы: — сопоставительной
славянской аспектологии [Смирнов]; — образно-экспрессивного употребления
грамматических категорий [Широкова]; — словообразовательной интерференции в славянских
языках [Джамбазов]; — морфологической типологии слова в разноструктурных
языках, в том числе в русском, английском, французском и испанском [Широкова,92];
— типологии грамматических категорий — в частности, категории лишительности в
славянских и балканских языках [Иванов и др.], категории наклонения в разных
языках [Сабанеева]; — морфологические характеристики слов в “старославянском
словаре” [Крысько].
Как
всегда, весьма разнообразны сопоставительные морфологические исследования по
другим языкам: английскому [Биренбаум], малагасийскому [Коршунов], тагальскому
[Шкарбан], чешскому [Стешковская], эвенскому [Роббек], лезгинскому [Керимов],
эскимосскому [Вахтин], вепсскому [Иткин], догон [Плунгян, Plungian], дари
[Островский]. Прикладные исследования по морфологии Прикладная морфология,
являясь составной частью компьютерной лингвистики, традиционно считается в ней
наиболее исследованной областью, в задачу которой входит: — разработка
морфологических процессоров — систем автоматического морфологического анализа и
синтеза слов, а также систем лемматизации — сведения словоформ к словарным
словам; — автоматизация морфологических исследований, предусматривающая
проведение ряда лингвистических работ с помощью ЭВМ для решения основной задачи
— разработки морфологических процессоров: использование СУБД для составления
морфологических словарей, проведения типологических исследо-ваний,
моделирования морфологических явлений и т.д.
Следует
отметить, что в настоящее время используются самые разнообразные автоматизированные
системы обработки речи и текста, применяющие морфологические процессоры:
системы машинного перевода, коррекции и редактирования текста, анализа и
синтеза речи, информационного поиска (в особенности полнотекстовые системы),
автоматического реферирования, автоматические словари, экспертные системы и
обучающие лингвистические автоматы. В указанных системах морфологические
процессоры являются наиболее надежными и хорошо отработанными компонентами. В
последних промышленных и коммерческих разработках хорошо зарекомендовали себя
морфологические процессоры процедурного типа, работающие на базе словаря основ,
— ср. системы автоматического морфологического анализа в СМП АСПЕРА [Королев, 91,95],
MORSE [Пиотровский, 95], в автоматических корректорах WinОРФО [Ашманов, 95],
автоматического морфологического синтеза в СМП СПРИНТ-2 [Тихомиров, 92],
лемматизации русских слов [QUALICO-94].
Модификация
морфологических процессоров в основном идет за счет использования блока анализа
слов, не содержащихся в словаре (“новых слов”), которые традиционно
анализируются на основе принципа морфологической аналогии, предполагающего
сильную корреляционную зависимость между грамматическими характеристиками слов
и буквенным составом их концов. Этот принцип давно и успешно используется в
морфологических процессорах, разработанных Г.Г.Белоноговым. В 80-е годы
киевскими лингвистами (В.И.Перебейнос, Т.А.Грязнухина, Н.П.Дарчук и др.)
принцип аналогии был положен в основу морфологических анализаторов русского
языка, работающих без каких-либо словарей. Модификация этого подхода, также
предполагающего исключение словарей для целей морфологического анализа или
использование их в минимальной степени, в последнее время была предпринята Г.Г.Белоноговым
для русского и некоторых других языков [Белоногов и др.,95], а также другими
специалистами по вычислительной морфологии [Шереметьева и др., 96]. Широкое
распространение персональных ЭВМ создает благоприятные условия для
автоматизации морфологических исследований — автоматического формирования
русского морфологического словаря по исходным массивам слов и словосочетаний
[Большаков,93], использования специализированных словарных баз данных для
анализа морфологии русского языка, автоматического типологического анализа
морфологии семитских языков [QUALICO-94], автоматического формирования перечня
структурных типов префиксов русских существительных [Герд, 93], использования
автоматизированной системы составления и ведения флективных классов русских
существительных, прилагательных и глаголов, применяемых в морфологическом
процессоре СМП АСПЕРА [Королев, 95], моделирования морфологического анализа
русских слов, содержащих суффиксы [Гельбух, 92].
В
заключение напомним о том, что за последние несколько десятилетий морфология
переживала свои периоды взлетов и падений. В 60-е годы нашего столетия
определенный застой в морфологических исследованиях был вызван бурным
распространением структурного синтаксиса, а затем и семантики. Однако со
временем развитие науки и требования жизни все расставили по своим местам, и в
последние годы, как свидетельствует наш краткий обзор, теоретическая и
прикладная морфология вновь являются важным полигоном для лингвистической
теории и практики.
–>
Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов – морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей.
На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д.. Однако «каждый человек должен точно, кратко и красочно выражать свои мысли». «Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная», безграмотная «профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом». Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения.
В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи местоимений. Для детального изучения этого вопроса в первую очередь необходимо определить само понятие морфологии, выявить ее задачи, а также определить, что является предметом ее изучения, каковы исторические корни данного вопроса. Затем следует выяснить, что такое местоимение, каково значение этой части речи, какие существуют лексико-семантические разряды местоимений, каковы морфологические нормы употребления и правописания местоимений, случаи их нарушения. В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?
В словаре иностранных слов эти термины переводятся с латинского, на который в свою очередь были переведены с греческого.
Морфология (греч. morphe – ‘форма’, logos – ‘слово, понятие, учение’). Грамма (греч. gramma – письменный знак, черта, линия).
Грамматика – раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.
Одним из определений понятия морфологии является следующее: «Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения» (7, 67). Другое определение гласит, что морфология «является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами»
Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология – это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.
К задачам морфологии относят следующие:
1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка;
2) установление принципов грамматической классификации слов;
3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов;
4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения.
Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка. Исторические корни морфологии уходят во времена М. В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей «Российской грамматике» (1756) М. В. Ломоносов выделял «осмь частей знаменательных: 1) имя для называния вещей, 2) местоимение для сокращения именований, 3) глагол для названия деяний, 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение, 5) наречие для краткого изображения обстоятельств, 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,
7) союз для изображения взаимности наших понятий, 8) междометие для краткого выявления движения духа» (2, 149).
Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: существительное, местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение – существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными ( мой, твой, свой, чей, который, и т. д.) Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. «Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование» (6, 18). При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, «вариативностью норм в области морфологии» (там же, 18). В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений.
Понравилось сочинение » Морфология – учение о частях речи, тогда жми кнопку
Очень интересное задание, потому что многие современные учителя не могут толком ответить на этот вопрос.
Морфология – это раздел науки о языке, которая анализирует все слова и классифицирует их по определенным признакам. В этот раздел собрали значимые и служебные части речи, чтобы человек мог осознать, что именно он использует в своей речи.
Морфология изучает постоянные и непостоянные признаки частей речи и их роль в предложении. Практическая задача морфологии – научить осознанно использовать в устной и письменной речи слова разных частей речи, соединяя их в словосочетания и предложения, не нарушая при этом грамматических норм.
Изучая морфологию, ученики и студенты знакомятся с правилами склонения и спряжения слов в языке, начинают разбираться с родами, числами в частях речи, обозначающих предметы и их признаки. У слов, обозначающих действие, очень много морфологических признаков, носящих непостоянный характер, что создает особенные трудности в составлении грамотного текста, и морфология помогает понять их особенности. Служебные части речи и их роль в языке – это большая отдельная тема, которая изучается этим разделом науки.
Чем лучше человек знает морфологию, тем грамотнее будут его устные и письменные высказывания. Речь человека – это его визитная карточка, и знание морфологии делает ее безупречной.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя А.Югова: «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка».
«Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», – так образно пишет о глаголе писатель А.Югов. Видимо, он имеет в виду большое значение этой части речи в художественном тексте. Я считаю, что он абсолютно прав, потому что с помощью глагола можно не просто назвать действие, можно передать чувства, их оттенки, а при передаче диалога можно избежать повторов. Докажем это.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся ко второму предложению текста. В нём вместо глагола «заговорила» использован глагол «затараторила», он характеризует и манеру говорить Наташки, и то, что она очень взволнована.
В двенадцатом предложении использован эмоциональный глагол «ахнули», он передаёт возмущение мальчиков тем, что к их долгой работе отнеслись так пренебрежительно.
О выразительных возможностях глагола можно говорить очень много. Использование глагола в речи является ярким образным средством. Поэтому яркое, эмоциональное высказывание А.Югова о глаголе кажется
мне абсолютно справедливым.
В
исследованиях по морфологии естественных языков, проведенных в последние годы
отечественными лингвистами, можно выделить несколько крупных направлений: — теоретические
исследования по различным вопросам морфологии; — типологические исследования по
морфологии; — прикладные аспекты морфологических исследований.
Теоретические исследования по морфологии
По
сравнению с другими областями языкознания морфология по праву считается
наиболее исследованной областью. Поэтому в завершающее десятилетие нашего века
закономерно появление целого ряда фундаментальных публикаций итогового
характера, вышедших из-под пера известных ученых, посвященных основополагающим
понятиям, своего рода principia morphologia.
К
ним относится: — системное описание всех основных разделов морфологии:
морфемики, изучающей морфемную членимость слова, принципы вычленения и разграничения
морфем, их функционирование в языке; словообразования, изучающего соотношения
между морфемными структурами; словопроизводства — образования новых слов путем
использования морфемных возможностей языка [Земская, Немченко, Панов, Тимофеев,
Тихонов]; — системное описание диахронической морфологии индоевропейских языков
[Журавлев] и древненовгородского диалекта русского языка [Зализняк]; — итоговое
описание системы морфологии русского языка ХХ века: морфемной модели и
количественных данных о русских морфемах [Кузнецова], активных процессов в
словоизменении, словообразовании и словопроизводстве (суффиксации, префиксации,
аббревиации, производстве сложных слов, типичных особенностях окказиональных и
потенциальных слов) [Земская, 92, 95, Русский язык в его функционировании,
Русский язык конца ХХ века], морфологических словарей русского языка
[Кузнецова, Тихонов]; — морфологическая типология слова в разноструктурных
языках, прежде всего в славянских [Широкова]; — структурное моделирование
морфологии естественных языков в тесной связи с достижениями структурализма в
других областях языкознания, прежде всего в фонологии и синтаксисе [Бондарко,
Демьянков]. В теории морфологии традиционно большое место занимают исследования
по аспектологии русского глагола: анализ совершенного вида в отрицательных
предложениях [Акимова], фактическое и общефактическое значение вида, семантика
и прагматика несовершенного вида императива, таксономические категории глаголов
imperfectiva tantum [Падучева], видовая парность русских глаголов [Черткова],
проблема инварианта в семантике вида [Шатуновский], употребление глаголов
вторичной имперфективизации [Русский язык в его функционировании].
Среди
других теоретических работ следует отметить : — исследования по аффиксации:
изучение словообразовательного потенциала суффиксальных типов русских
существительных [Каде], суффиксальной универбации и усечения в русском
словообразовании [Осипова Л.И.], возникновения новых аффиксов [Мамрак],
сочетаемости префиксов в русском слове [Кузнецова], парадигматики и
синтагматики русских глагольных префиксов [Волохина и др.], суффиксоидов в
современном английском языке [Бартков], словаря словообразовательных аффиксов в
русском языке [Улуханов, 93]; — исследования словообразовательной
мотивированности и ее связи с производностью [Улуханов,92], мотивационного
отношения “имя-глагол” [Осипова М.А.], типов полисемии в производном слове и
границ словообразовательного гнезда [Ширшов, 96] ; — работы по различным типам
окказиональных способов словообразования [Улуханов, 92]; — исследования по
связи морфологического уровня с другими уровнями языка: фонемным (морфемный или
фонемный принцип русской орфографии) [Моисеев,95], синтаксическим
(синтаксическая деривация как проявление изоморфизма между словообразованием и
синтаксисом) [ ], лексическим (лексический состав русского языка со
словообразовательной точки зрения [Моисеев, 91], семантическим (границы
словообразовательной семантики) [Улуханов,91], стилистическим (стилистические
аспекты русского словообразования ) [Vinogradova]; — работы по диахронической
морфологии русского словообразования [Улуханов, 92], диахронии словоизменения и
словообразования русских существительных [Русский язык в его функционировании],
развития категории одушевленности в русском языке [Крысько].
Как
и в каждой области знания, в морфологии немало интересных и спорных проблем.
Поскольку “словообразование постоянно балансирует в языке между системностью и
беспорядком” [Пиотровский, 95], в литературе живо обсуждаются правомерность
использования понятия усечения морфем [Добродомов], сложные случаи морфемики и
словообразования [Шанский], пограничные случаи между словоизменением и
словообразованием [Муравьева], лексикой и словообразованием [Глухих], морфемика
в ее отношении к формообразованию [Герд, 94], проблемы трактовки групповой
флексии [Плунгян,94].
С
точки зрения историографии морфологии безусловный интерес представляет
переписка Н.С.Трубецкого и Р.О.Якобсона о повелительном наклонении русского
глагола [Храковский, 94]. Типологические исследования по морфологии Естественными
и традиционными представляются работы по сопоставительной морфологии русского
языка с другими языками и прежде всего со славянскими, балканскими и
балтийскими. Из огромного количества подобных работ прежде всего следует
отметить доклады российской делегации на X I Международном съезде славистов в
Братиславе (1993г.) [Земская и др., Нещименко, ], материалы научных конференций
и сборников, в которых среди прочих обсуждаются проблемы: — сопоставительной
славянской аспектологии [Смирнов]; — образно-экспрессивного употребления
грамматических категорий [Широкова]; — словообразовательной интерференции в славянских
языках [Джамбазов]; — морфологической типологии слова в разноструктурных
языках, в том числе в русском, английском, французском и испанском [Широкова,92];
— типологии грамматических категорий — в частности, категории лишительности в
славянских и балканских языках [Иванов и др.], категории наклонения в разных
языках [Сабанеева]; — морфологические характеристики слов в “старославянском
словаре” [Крысько].
Как
всегда, весьма разнообразны сопоставительные морфологические исследования по
другим языкам: английскому [Биренбаум], малагасийскому [Коршунов], тагальскому
[Шкарбан], чешскому [Стешковская], эвенскому [Роббек], лезгинскому [Керимов],
эскимосскому [Вахтин], вепсскому [Иткин], догон [Плунгян, Plungian], дари
[Островский]. Прикладные исследования по морфологии Прикладная морфология,
являясь составной частью компьютерной лингвистики, традиционно считается в ней
наиболее исследованной областью, в задачу которой входит: — разработка
морфологических процессоров — систем автоматического морфологического анализа и
синтеза слов, а также систем лемматизации — сведения словоформ к словарным
словам; — автоматизация морфологических исследований, предусматривающая
проведение ряда лингвистических работ с помощью ЭВМ для решения основной задачи
— разработки морфологических процессоров: использование СУБД для составления
морфологических словарей, проведения типологических исследо-ваний,
моделирования морфологических явлений и т.д.
Следует
отметить, что в настоящее время используются самые разнообразные автоматизированные
системы обработки речи и текста, применяющие морфологические процессоры:
системы машинного перевода, коррекции и редактирования текста, анализа и
синтеза речи, информационного поиска (в особенности полнотекстовые системы),
автоматического реферирования, автоматические словари, экспертные системы и
обучающие лингвистические автоматы. В указанных системах морфологические
процессоры являются наиболее надежными и хорошо отработанными компонентами. В
последних промышленных и коммерческих разработках хорошо зарекомендовали себя
морфологические процессоры процедурного типа, работающие на базе словаря основ,
— ср. системы автоматического морфологического анализа в СМП АСПЕРА [Королев, 91,95],
MORSE [Пиотровский, 95], в автоматических корректорах WinОРФО [Ашманов, 95],
автоматического морфологического синтеза в СМП СПРИНТ-2 [Тихомиров, 92],
лемматизации русских слов [QUALICO-94].
Модификация
морфологических процессоров в основном идет за счет использования блока анализа
слов, не содержащихся в словаре (“новых слов”), которые традиционно
анализируются на основе принципа морфологической аналогии, предполагающего
сильную корреляционную зависимость между грамматическими характеристиками слов
и буквенным составом их концов. Этот принцип давно и успешно используется в
морфологических процессорах, разработанных Г.Г.Белоноговым. В 80-е годы
киевскими лингвистами (В.И.Перебейнос, Т.А.Грязнухина, Н.П.Дарчук и др.)
принцип аналогии был положен в основу морфологических анализаторов русского
языка, работающих без каких-либо словарей. Модификация этого подхода, также
предполагающего исключение словарей для целей морфологического анализа или
использование их в минимальной степени, в последнее время была предпринята Г.Г.Белоноговым
для русского и некоторых других языков [Белоногов и др.,95], а также другими
специалистами по вычислительной морфологии [Шереметьева и др., 96]. Широкое
распространение персональных ЭВМ создает благоприятные условия для
автоматизации морфологических исследований — автоматического формирования
русского морфологического словаря по исходным массивам слов и словосочетаний
[Большаков,93], использования специализированных словарных баз данных для
анализа морфологии русского языка, автоматического типологического анализа
морфологии семитских языков [QUALICO-94], автоматического формирования перечня
структурных типов префиксов русских существительных [Герд, 93], использования
автоматизированной системы составления и ведения флективных классов русских
существительных, прилагательных и глаголов, применяемых в морфологическом
процессоре СМП АСПЕРА [Королев, 95], моделирования морфологического анализа
русских слов, содержащих суффиксы [Гельбух, 92].
В
заключение напомним о том, что за последние несколько десятилетий морфология
переживала свои периоды взлетов и падений. В 60-е годы нашего столетия
определенный застой в морфологических исследованиях был вызван бурным
распространением структурного синтаксиса, а затем и семантики. Однако со
временем развитие науки и требования жизни все расставили по своим местам, и в
последние годы, как свидетельствует наш краткий обзор, теоретическая и
прикладная морфология вновь являются важным полигоном для лингвистической
теории и практики.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru
–>
Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов – морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей.
На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д.. Однако «каждый человек должен точно, кратко и красочно выражать свои мысли». «Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная», безграмотная «профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом». Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения.
В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи местоимений. Для детального изучения этого вопроса в первую очередь необходимо определить само понятие морфологии, выявить ее задачи, а также определить, что является предметом ее изучения, каковы исторические корни данного вопроса. Затем следует выяснить, что такое местоимение, каково значение этой части речи, какие существуют лексико-семантические разряды местоимений, каковы морфологические нормы употребления и правописания местоимений, случаи их нарушения. В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?
В словаре иностранных слов эти термины переводятся с латинского, на который в свою очередь были переведены с греческого.
Морфология (греч. morphe – ‘форма’, logos – ‘слово, понятие, учение’). Грамма (греч. gramma – письменный знак, черта, линия).
Грамматика – раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.
Одним из определений понятия морфологии является следующее: «Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения» (7, 67). Другое определение гласит, что морфология «является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами»
Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология – это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.
К задачам морфологии относят следующие:
1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка;
2) установление принципов грамматической классификации слов;
3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов;
4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения.
Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка. Исторические корни морфологии уходят во времена М. В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей «Российской грамматике» (1756) М. В. Ломоносов выделял «осмь частей знаменательных: 1) имя для называния вещей, 2) местоимение для сокращения именований, 3) глагол для названия деяний, 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение, 5) наречие для краткого изображения обстоятельств, 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,
7) союз для изображения взаимности наших понятий, 8) междометие для краткого выявления движения духа» (2, 149).
Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: существительное, местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение – существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными ( мой, твой, свой, чей, который, и т. д.) Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. «Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование» (6, 18). При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, «вариативностью норм в области морфологии» (там же, 18). В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений.
Понравилось сочинение » Морфология – учение о частях речи, тогда жми кнопку