Сочинения на тему человек и природа в литературе

11 вариантов

  1. Человек – часть природы, и когда это чувство в нем живет, его жизнь гармонична и естественна. Тогда человек готов относиться к окружающим с пониманием, чувствуя в них родственность происхождения, принадлежность к одному сообществу. В литературе мы видим подтверждение этому.
    Все жители заброшенной деревни в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» относятся друг к другу с бережностью и сочувствием. Это происходит потому, что они понимаю, как тяжело их соседям прощаться с родными местами – деревня должна быть затоплена и стать дном будущего водохранилища, им же всем придется покинуть родные места. К природе вокруг они относятся, как к родному человеку, которому суждено умереть – с болью и любовью. То есть, отношение к людям полностью соответствует отношению к ее части – человеку. Все люди в этой деревне кажутся родными. Это чувство возникает благодаря таланту писателя Валентина Распутина, уоторый сумел донести до читателя мысль: только в единстве с природой может быть единство между людьми.
    Принадлежность людей природе особенно хорошо описана в повести «Слово о полку Игореве». В древности это чувство единения с родными степями, рекой, небом над головой было особенно прочным. Природа в древнерусской повести всегда разговаривает с людьми, а человек слышит ее речь. Автор рассказывает, что река – помощница князю в его бегстве, а небо болеет за своих неразумных детей, предупреждая их грозой и всем своим грозным и мрачным видом о грядущей трагедии. Ярославна хочет стать кукушкой, чтобы улететь к своему любимому, согреть его своей любовью. Природа, как отдельное явление, в этом произведении не описывается вовсе – она часть мира людей и воспринимается именно в таком контексте.
    Природа активно участвует в жизни людей и в рассказе современного автора В. Шукшина «Заревой дождь». Здесь она выступает, как очищающее от всех обид и неприязни, которые накопились в душе человека, начало. Она является в виде заревого дождя в конце произведения и этим символизирует прощение людям за все, совершенное ими, зло. Два главных героя всю жизнь боролись друг с другом, один – агрессивно, другой был обиженной стороной. Но со смертью обидчика ушло и зло. Как зарастает место бывших боев молодой порослью деревьев, как разрушаются под открытым небом бомбы и снаряды прошедшей войны.

  2. Человек и природа
    Вступление
    Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».
    О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX – начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.
    Переход к аргументам
    Тема взаимоотношений между человеком и природой во все времена была очень актуальна. Она находит свое отражение в произведениях многих писателей: Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распутина, М. Пришвина, К. Паустовского. В своем сочинении я попытаюсь раскрыть эту тему, опираясь на роман Ч. Айтматова «Плаха», в котором, на мой взгляд, эта проблема поставлена наиболее остро.
    Трагическое противостояние человека и природы
    Сохранение земли, лесов, рек и озер …Возник этот вопрос как общественно значимый в середине 19-го века, когда тургеневский Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» как бы от имени всех нигилистов России произнес: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Фраза стала своеобразным девизом для людей по отношению к природе. За полтора века человек-хозяин столько перерыл, перекопал, взорвал на земле, что экологическая проблема стала одной из самых злободневных на планете.
    Н.Никонов в одном из своих эссе поднимает свой голос в защиту природы и делает это очень эмоционально. По мнению автора, «земле нанесен, коль не смертельный, то вполне надломивший ее удар». Н.Никонов в противовес действиям своих современников приводит в пример отношение к природе людей в старину, когда праздновался Духов день, день благодарения земли. В этот праздник запрещалось брать в руки лопату, копать, полоть…Публицист выражает уверенность, что дождется земля доброго хозяина, который любовно погладит ее и засеет с любовью, и вспашет, и восстановит день ее именин – Духов день.
    Природу надо беречь, потому что за варварское отношение к себе земля мстит человеку: мельчают моря, надвигается пустыня, затопляются заливные луга…Но главная ее месть – ожесточение, злоба, которые появляются в душе царя природы – человека.
    Свой голос в защиту матушки-земли поднимали и поднимают российские писатели. Произведения В.Астафьева «Царь-рыба», Б.Можаева «Изгой», В.Распутина «Пожар» кричат о том, что пора остановиться и понять:
    Не царь природы человек,
    Не царь, а сын…
    Когда все мы поймем, что о земле надо заботиться, исчезнет как таковая экологическая проблема.
    Таким же примером равнодушного отношения к природе является одна из сцен раскулачивания из повести А. П. Платонова «Котлован», когда пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и рубил их, чтобы они не стали общими, то есть по тем временем никому не принадлежащими, а значит, никому не нужными. Действительно, что бы стало с его садом, если бы о нем никто не заботился, если бы о нем забыли? «А деревья эти – моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен!» – говорил он.
    Таким образом, природа должна быть и мастерской, и храмом для человека, а он должен быть и работником, и ее хозяином, потому что «сегодня человек, только он один отвечает за все на земле… Поступки его должны быть разумны и человечны»,- как говорил Д. С.Лихачёв.
    Влияние природы на человека
    Пушкин и природа (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)
    Открытие русской природы произошло у Пушкина в Михайловском. Михайловское и Тригорское — это места, где Пушкин открыл русский простой пейзаж. Вот почему Михайловское и Тригорское святы для каждого русского человека.
    Пушкин, идя от природы России, постепенно открыл для себя русскую действительность.
    Культура природы, отношения человека и природы (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)
    У природы есть своя культура. Хаос вовсе не естественное состояние природы. Напротив, хаос (если только он вообще существует) — состояние природы противоестественное.
    Природа по-своему «социальна». «Социальность» ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба, не вырубает лесов до конца, не засоряет рек…
    Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек.
    Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.
    Поэтому отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.
    Пейзаж страны — это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее. Не хранить родную природу — это то же, что не хранить родную культуру. Она — выражение души народа
    И чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком.
    Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»
    Примером того, что деревья могут чему-то научить человека, что-то подсказать, прийти к важному жизненному решению, может стать эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом (. Дважды герой останавливается перед могучим деревом: первый раз, когда оно еще не проснулось от зимней спячки, второй – когда весна разбудила старого великана и заставила помолодеть. Это преобразование вдохновило князя, заставило сделать два важных вывода, что « жизнь не кончена в 31 год…” и жизнь должна идти не только для него одного, « чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!”
    Таким образом, можно сделать вывод, что деревья могут  научить нас доброте и бескорыстию, вере в себя и в свои силы.
    В романе Л.Н. Толстой «Война и мир» главная героиня Наташа Ростова так восхищается умиротворенным ночным пейзажем, что даже забывает о сне. Красота родной природа очень близка юной девушке, несмотря на то что она воспитана гувернанткой- француженкой.
    В рассказе В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка» повествуется о том, что старик каждый вечер приходит на берег озера и любуется вслух красотой заката. Как поражают нас слова  пожилого человека, так подробно характеризующего  красоту природы, когда мы узнаем, что он уже 10 лет ничего не видит! Не видит! А духовной связи с природой не растерял!
    Могу сделать вывод, что проходят века, а русский человек, будь он богатой графиней, лесорубом  или слепым стариком, тонко чувствует свою связь с природой.
    Так, герой произведения Б. Екимова «Ночь проходит» Шаляпин, одинокий пожилой бобыль,  крепко потрепанный судьбой, чувствовал себя  хорошо только на берегу озера, в своем шалаше, где его окружала только красота природы и спокойствие.
    А рассказ Владимира Крупина «Сбрось мешок»! В нем говорится о девушке, которая в трудные послевоенные годы работала вместе со своим отцом грузчицей. Однажды  после дождя, отец увидел необычайно красивую радугу, но дочь не понимала его восторженных слов. И тогда отец  заставил дочь сбросить мешок с плеч и распрямиться. Глазам девушки предстало необыкновенно-красивое зрелище: на небе словно коня, в радугу запрягли. «Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко…» Красота природы будто возродила девушку: «Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало…» Вот оно, влияние красоты природы на человека!
    Вспоминаю Саню Неверова, героя рассказа В. М. Шукшина «Залетный», который, по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучалась в его дверь, он вдруг страстно захотел жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит герой.
    Цветы имеют над человеком невидимую власть. Совсем не обязательно быть образованным человеком или обладать утонченным вкусом, чтобы по достоинству оценить красоту цветов.
    Ярким примером этого может послужить рассказ А.Куприна «Фиалки». Главный герой, кадет-семиклассник Дмитрий Казаков, очарованный красотой весенних фиалок   «с бессознательным изяществом» создает небольшой букетик. Красивая женщина, «принцесса из сказки», оказавшаяся рядом, так же будет восхищена красотой цветов. Кадет подарит ей незамысловатый букетик, который она прикрепит  к своей груди. Какое единение чувств испытают герои! Вот она, невидимая власть цветов над человеком!
    Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются изменением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
    Другим примером «власти цветов» является история знакомства Мастера и Маргариты в известном романе русского классика М.Булгакова. Именно  «тревожные желтые цветы», отчетливо выделявшиеся на фоне черного весеннего пальто женщины, привлекли внимание главного героя, заставили пойти за ней, всмотреться в ее лицо  и…влюбиться!
    Таким образом, могу сделать вывод, что цветы, действительно, имеют над людьми незримую, но постоянную власть.
    Экологические проблемы
    Все меньше окружающей природы,
    Все больше окружающей среды!
    Р. Рождественский
    Что станет с человеком, если он не будет связан с землей, предсказал почти век назад русский писатель Евгений Замятин в романе-антиутопии «Мы». Его герой-нумер, попав после Великой Катастрофы за Зеленую Стену, чуть не задохнулся от непривычного для дыхания свежего воздуха, был потрясен тем шумом, который издавали различные жители леса. Но самое большое удивление у него вызвали зеленая трава и солнце, показавшееся Д-503 нестерпимо ярко-огненным.
    Пример того, как нужно относиться к природе, дает нам герой романа В.П.Астафьева «Царь-рыба» Аким, которого автор сравнивает со стойким северным цветком. Мать “подарила ему братьев и сестер, тундру и реку, чистое небо, солнце… цветок, протыкающий землю веснами, звуки ветра, белизну снега…”. И он благодарен ей за это. Всю доброту, все тепло своего сердца Аким с радостью отдает окружающим: “Дети и собаки его любили — верный признак души открытой и незлой”. Верой в лучшее будущее, в то, что человечество одумается и тем самым спасет себя, живет этот человек.
    Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история – грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит при роду.
    Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе “Плаха” тоже обращается к этой проблеме. Этот роман — призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей. Семья волков Акбары и Ташчайнара оказываются «человечнее» человека, губившего их потомство. И это страшно!
    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МУДРЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В. М. ПЕСКОВА (журналист, фотограф и путешественник)
    “…рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик, каждый ручей. Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды” “Речка моего детства” (1978)
    “У природы нет пасынков, все для нее одинаково любимые дети: и человек, и какая-нибудь синица, и божья коровка” “Птицы на проводах” (1982)
    “…сам человек – тоже частица природы, и ему обязательно надо жить с природой в мудром согласии” “Птицы на проводах” (1982)
    ” Таким образом, могу сделать вывод о том, что человек должен трепетно относиться к природе и беречь все живое, что его окружает.
    Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я считаю: экология и нравственность соединены одной линией жизни.
    О братьях наших меньших
    Вспоминаю стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»,  для героя которого лес  — родная стихия: дед переживает за всех его обитателей. Во время весеннего наводнения он спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Вот это по-настоящему человеческое отношение к «братьям нашим меньшим»!
    Вспоминаю знаменитую сцену из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», когда «охота Ростовых» взяла, но не убила могучего волка, яростно рычащего, с ненавистью сверкавшего глазами на охотников, которые с восторгом смотрели на «соструненного» матерого хищника.
    Боец Кошкин, герой рассказа Ю. Коваля «Алый»,  воспитывая из щенка настоящую пограничную собаку, всегда помнил об этом. Результат не заставил себя ждать: человек и животное стали неразлучными друзьями. И, когда при задержании преступника Алый получил серьезное ранение, боец не отходил от него ни на минуту и тяжело перенес гибель четвероногого друга.
    В рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» повествуется о встрече в голодные 30-е годы мальчика и  тощей и облезлой собаки с пустыми глазами. Чтобы ни делал герой рассказа, собака, «воспитанная голодной улицей», не могла поверить ему. Она быстро хватала принесенный мальчишкой хлеб и как-то боком быстро уходила…Сколько злобы могло увидеть в своей жизни от людей животное, чтобы не поверить в бескорыстные действия мальчика.
    Таким образом, могу сделать вывод, что взаимоотношения человека и животного должны строиться на ответственности за того, кого мы приручили.
    Полноценной и веселой была жизнь хозяина-возчика, героя одной из книг Василия Пескова главы «Ревность» книги «Отечество», потому что у него были пес Дым и лошадь. С умилением пишет автор: «Эта троица неразлучна, хозяин  не чаял души в обоих”. Любили животные ласку:  “поскребёт он пальцами между ушей Дыма, и тот от счастья седлом выгибает спину, а лошадь, чуть  тронет Степан её холку, начинает тереться мордой о куртку”. Соперничают два существа в преданности человеку. Им было не безразлично, как ценит эту преданность человек. А он их любил всей душой, заботился и холил.
    Сетон-Томпсон в “Рассказах о животных” писал, что самая неприхотливая и  выносливая собака – это дворняга: она не быстронога, не сильна, но у неё имеется здравый смысл. Автор уверен, что «все вымрут собаки, за исключением дворняги». Не случайно и в космос первыми полетели именно они. А как преданны бывают эти псы! Сетон-Томпсон советует тем, кто желает взять в друзья малышу собаку, выбирать обыкновенного бездомного пса, который познал уже все тяготы собачьей жизни.
    В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверенная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почтение к животным покажется нелепым суеверием, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.
    Таким образом, могу сделать вывод, что если мы поможем определиться хотя бы одному живому существу в его жизни, то выполним свой долг по отношению к братьям нашим меньшим.
    Любовь к русской природе – любовь к Родине
    Любовь к родине (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)
    Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это — и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным — на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности.
    К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать — воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии
    Не будет корней в родной местности, в родной стране — будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.
    Земля –наш дом
    Земля — наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.
    И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет!
    Земля – это Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!
    Василий Песков, журналист, фотограф и путешественник, ведущий программы «В мире животных» в 1975-1990 годах, автор рубрики «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда», в своей книге «Отечество» писал: «Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом О т е ч е с т в о. Но все-таки можно сказать: понятие Родины – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних (ХХ век) дней. Это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Старое Новое, Вечное – таков символический ключ путешествия» Песков до конца жизни неравнодушно относился к природе.
    У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик». Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов-летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом – отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка?». Что-то необыкновенно нежное разлилось в душе летчика-аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному, любить русскую природу, свою Родину.
    В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!
    Средняя Россия славится тонкой, неброской красотой. Не зря так много русских классиков восхищенно описывали эти места  в своих произведениях. Вспомним, повесть К. Г. Паустовского «Мещерская сторона», где он с любовью изображает скромную, но притягательную русскую природу: «сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой», «обширные болота, покрытые ольхой и осиной, …пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды». Разве это не самые прекрасные места на Свете?
    Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.
    Существует легенда о том, что однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу победить тебя?». Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.
    Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.
    Последствия научных открытий
    Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу. К примеру, в повести «Собачье сердце» выдающегося писателя М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с “собачьим сердцем” – это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
    В другом рассказе М.Булгакова. “Роковые яйца” наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.
    Просто для размышления…
    Человек и природа существуют бок о бок с самого сотворения мира. Земля и природа давала и дает человеку пищу, помогает утолить жажду, услаждает его взгляд весной морем красивых цветов, летом приглашает людей отдохнуть под тенью деревьев, а осенью насладится красотой багряных листьев, шуршащих под ногами.
    Но, к сожалению, развиваясь, человечество все дальше отдаляется от природы. Мы проводим время не в лесу, а за компьютерами в Интернете, строятся заводы, из-за которых ежесекундно в воздух выбрасывается масса загрязняющих элементов, загрязняется вода, засоряется почва, которая дает жизнь множеству растений, загрязняется сам воздух, которым мы дышим. А сколько животных было истреблено человеком в погоне за деньгами, сколько всего живого было занесено в Красную книгу по причине вымирания!
    Конечно, мы не можем все вместе поступить в партию «Зеленых», резко стать вегетарианцами или отказаться носить шубки из животного меха. Но все же мы должны постараться сделать то, что в наших силах, чтобы сохранить природу первозданной и прекрасной. Просто стоит понимать, что природа она живая и если мы хотим пользоваться ее благами, то стоит относится к ней с любовью и уважением.
    А это значит, что идя по улице нельзя сорвать с дерева веточку, бросать на улице мусор, после пикника на природе стоит тщательно потушить костер и прибрать лужайку. Эти правила совсем не сложные, и если каждый из нас будет их выполнять, то тем самым мы сделаем пусть небольшой, но все же ощутимый вклад в сохранение природы. Просто нам не стоит считать себя царями природы, а нужно стремится стать ее другом, который заботится обо всем, что его окружает. И тогда, даже через много-много лет наши пра-пра-правнуки будут купаться в чистой речке, дышать свежим воздухом, любоваться замечательными цветами и бегать босиком по изумрудной траве…
    Из этого рассказа можно взять несколько аргументов.
    1.Старик не видит уже более 10 лет, а ПОМНИТ красоту родной земли до мельчайших подробностей. Это, конечно, неравнодушный, любящий свой край человек.
    2. Девушка – художница ОБЯЗАНА видеть все прекрасное, но она как слепая! Старик, рассказывая ей о красоте родной земли, словно открывает девушке глаза.
    В.Шукшин. Старик, солнце и девушка
    Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие.
    Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место — у коряги — и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях — коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки.
    Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос:
    — Здравствуйте, дедушка!
    Старик кивнул головой.
    С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках.
    — Отдыхаете?
    Старик опять кивнул головой. Сказал;
    — Отдыхаю.
    На девушку не посмотрел.
    — Можно, я вас буду писать? — спросила девушка.
    — Как это? — не понял старик.
    — Рисовать вас.
    Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц.
    — Я ж некрасивый теперь, — сказал он.
    — Почему? — Девушка несколько растерялась. — Нет, вы красивый, дедушка.
    — Вдобавок хворый.
    Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его сухую, коричневую руку и сказала:
    — Вы очень красивый, дедушка. Правда.
    Старик слабо усмехнулся:
    — Рисуй, раз такое дело.
    Девушка раскрыла свой чемодан.
    Старик покашлял в ладонь:
    — Городская, наверно? — спросил он.
    — Городская.
    — Платют, видно, за это?
    — Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят.
    — Надо стараться.
    — Я стараюсь.
    Замолчали. Старик все смотрел на солнце. Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку.
    — Вы здешний, дедушка?
    — Здешный.
    — И родились здесь?
    — Здесь, здесь.
    — Вам сколько сейчас?
    — Годков-то? Восемьдесят.
    — Ого!
    — Много, — согласился старик и опять слабо усмехнулся. — А тебе?
    — Двадцать пять.
    Опять помолчали.
    — Солнце-то какое! — негромко воскликнул старик.
    — Какое? — не поняла девушка.
    — Большое.
    — А-а… Да. Вообще красиво здесь.
    — А вода вона, вишь, какая… У того берега-то…
    — Да, да.
    — Ровно крови подбавили.
    — Да. — Девушка посмотрела на тот берег. — Да.
    Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине — между рекой и горами — тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго — тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.
    — Ушло солнышко, — вздохнул старик.
    Девушка сложила листы в ящик. Некоторое время сидели просто так — слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны В долине большими клочьями пополз туман. В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица. Ей громко откликнулись с берега, с той стороны.
    — Хорошо, — сказал негромко старик.
    А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: “Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..”
    Девушка знала, что она не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки… Опять морщины! “Надо работать, работать, работать…”
    — Вы завтра придете сюда, дедушка? — спросила она старика.
    — Приду, — откликнулся тот.
    Девушка поднялась и пошла в деревню. Старик посидел еще немного и тоже пошел.
    Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел — ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.
    Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать.
    Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку — старался не шуметь. Молчали.
    Потом укладывались спать. Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны,
    На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал:
    — Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много — четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любют меня. По городам все теперь…
    Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала.
    — Трудно было жить? — невпопад спрашивала она.
    — Чего ж трудно? — удивлялся старик. — Я ж тебе рассказываю: хорошо жили.
    — Сыновей жалко?
    — А как же? — опять удивлялся старик. — Четырех таких положить — шутка нешто?
    Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью.
    А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря.
    — Ненастье завтра будет, — сказал старик.
    Девушка посмотрела на ясное небо:
    — Почему?
    — Ломает меня всего.
    — А небо совсем чистое.
    Старик промолчал.
    — Вы придете завтра, дедушка?
    — Не знаю, — не сразу откликнулся старик. — Ломает чего-то всего,
    — Дедушка, как у вас называется вот такой камень? — Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек.
    — Какой? — спросил старик, продолжая смотреть на горы.
    Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь.
    — Такой? — спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах. — Кремешок это. Это в войну, когда серянок не было, огонь из него добывали.
    Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел.
    — На… камешек-то, -сказал он и протянул девушке камень. — Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко — не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож — с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов, — синенькие, тоже с рябинкой с такой.
    Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что он слепой.
    — Вы где живете, дедушка?
    — А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом, — старик показал дом на берегу, — дальше — Бедаревы, потом — Волокитины, потом –Зиновьевы, а там уж, в переулочке, — наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было.
    — Спасибо.
    — Я пошел. Ломает меня.
    Старик поднялся и пошел тропинкой в гору. Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел под ноги. “Нет, не слепой, — поняла девушка. — Просто слабое зрение”.
    На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. “Солнце — оно тоже просто встает и просто заходит, -думала девушка. -А разве это просто!” И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно.
    Не пришел старик и на третий день и на четвертый.
    Девушка пошла искать его дом.
    Нашла. В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску.
    — Здравствуйте, — сказала девушка.
    Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по вспотевшему лбу, кивнул:
    — Здорово.
    — Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка…
    Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала.
    — Жил, — сказал мужик. — Вот домовину ему делаю.
    Девушка приоткрыла рот:
    — Он умер, да?
    — Помер. — Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком, потом посмотрел на девушку. — А тебе чего надо было?
    — Так… я рисовала его,
    — А-а. — Мужик резко зашаркал рубанком.
    — Скажите, он слепой был? — спросила девушка после долгого молчания.
    — Слепой.
    — И давно?
    — Лет десять уж. А что?
    — Так…
    Девушка пошла из ограды,
    На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.

  3. Проблема экологии окружающей среды, взаимоотношений человека и природы — общая проблема человечества. В природе существует круговорот, и он не знает границ. Человечество сравнительно недавно задумалось над этой глобальной проблемой. И это лишь один из многочисленных аспектов, стоящих перед нашей литературой. Если в творчестве писателей XIX века мы видим ненарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое, то уже позднее стали появляться тревожные ноты. Обращение к теме экологии порой требовало и творческой доблести, и человеческого мужества. Вспоминая об этом, нельзя не отдать должное Сергею Есенину, Юрию Кузнецову и их единомышленникам. В литературе особое место занимают произведения, чей художественный мир связан с тем, что вечно волнует нас. Связь человека с природой — это проблема, которая была и остается для писателей многих поколений актуальной проблемой времени. Поэзия природы, любовь к большой и малой родине пронизывают такие произведения, как «Белый пароход», «Плаха» Ч. Айтматова, «Последний поклон», «Царь-рыба» В. Астафьева, повести и рассказы В. Белова, Б. Можаева, В. Шукшина, В. Распутина.
    Я хочу остановиться на некоторых из них.
    Два могучих чувства составляют основу книги В. Астафьева «Царь-рыба»: любовь и боль. Боль, временами переходящая в стыд или гнев по отношению к тому, что искажает и уродует жизнь. Сам предмет художественного исследования — первозданная сибирская природа, люди, населяющие Сибирь, определили эпическое дыхание книги. Перед глазами стоят картины сибирской природы с ее несметными богатствами, со всей щедростью тайги. И, читая рассказ за рассказом, «У золотой карги», «Царь-рыба» и другие, ты погружаешься в жизнь, ни на что не похожую, в чем- то дикую. И редко где природа противостоит человеку. Но зато человек становится на пути всему живому. Это и браконьеры-от- пускники, приехавшие грабить Енисей из далеких столиц; это и Командор, необузданность и дикая сила которого просвечивает в его повадках, в грубом браконьерском рвачестве на реке; это и Игнатьич, и Грохотало. Все человеческие достоинства подавляются в них безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок. Авторская позиция заключается в осуждении браконьерства как зла многогранного и страшного по своей разрушающей силе, причем речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, он говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.
    Отношение Астафьева к природе не благоговейно-созерцатель- ное. Он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Но писатель ясно осознает, что сегодняшний день лишь одна из веток на стволе великого дерева жизни, поэтому и думает он о том, как надо жить, чтобы так же, как он и его брат, слышали мир его дети, «дети брата, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, исцарапать, отжечь огнем» мир, в котором живем.
    Пожалуй, один из самых талантливых наших прозаиков, в последние годы заявивших о себе, — Валентин Распутин. Его повесть «Прощание с Матёрой» появилась в конце 70-х годов. Социальный сюжет повести — затопление острова и деревни Матёры в связи с постройкой гидроэлектростанции. Явление в
    общем-то обычное. Но «прекрасна земля» и «жутко небо», — писал В. Распутин о последних днях Матёры. Когда-то деревня Матёра славилась и плодородными землями, и своими невестами, а сейчас все это должно исчезнуть с лица земли. Люди помоложе уже перебрались в большой поселок, построенный специально для переселенцев. В Матёре остались одни старики. И Распутин заставляет задуматься над проблемой: если старое дерево пересадить на другое место, приживется ли оно? Да вряд ли, его корни проросли далеко и глубоко в родном месте. Тогда что же говорить о человеке. Разве смогут прижиться на чужом месте Настасья с Егором, Дарья, Богодул, пришедший в Матёру из других мест? Нет. Но до этого нет никакого дела людям, занимающимся строительством гидроэлектростанции. Без осознания вины, чего- то страшного они разрушают кладбище Матёры, которое для Дарьи было священно, там похоронены ее «близкие люди — мать и отец. Вы, что, не знаете, что здесь будут туристы проплывать на пароходах, а тут кресты ваши плавать будут»: О туристах подумали, а о людях?..
    И поэтому-то «прощальный голос» хозяина острова разносится в пустоте, как разрыв, брешь во вселенской связи. Матёра — «малый мир» — становится символом переменного состояния современного мира.
    Природа не терпит пренебрежения к себе и не прощает ошибок. За всякую оплошность человека природа отвечает ему тем же. Человек, который губит природу, губит прежде всего себя. Мне кажется, что каждому человеку надо прочитать произведения В. Астафьева и В. Распутина, потому что в них проблемы актуальны, ведь это и взаимоотношения человека с природой, и взаимоотношения людей между собой, и многие другие проблемы. Я уверена, что, прочитав их, каждый человек проснется, и в нем оживет милосердие и гуманность, а иначе нельзя. Мне очень хочется надеяться, что эти произведения не умрут.

  4. Молчал, задумавшись, и я,
    Привычным взглядом созерцая
    Зловещий праздник бытия,
    Смятенный вид родного края.
    Н. Рубцов
    Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».
    О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX — начала XX века даже установили связь между нацио-
    нальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.
    Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова «Дядя Ваня», сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, — вот два полюса в постановке и решении проблемы «Человек и природа».
    Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, — вот лишь немногие «плоды» человеческих рук. А таких, как Астров, слишком мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.
    Тревожно зазвучали голоса Троепольского и Васильева, Айтматова и Астафьева, Распутина и Абрамова и многих, многих других. И возникают в русской литературе зловещие образы «архаровцев», «браконьеришек», «туристов-транзисторщиков», которым «сделались подвластны необъятные просторы». «На просторах» они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба». Люди эти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.
    Голос сибирского писателя Валентина Распутина в повести «Пожар» звучит гневно и обличающе против людишек, которые не помнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как возмездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на скорую руку построенное жилье: «Горят леспромхозовские склады в деревне Сосновка». Повесть, по замыслу писателя, созданная как продолжение «Прощания с Матерой», говорит о судьбе тех, кто …предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрасный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должно быть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранный урожай, даже могилы — место святое для русского человека. По указанию начальства все должно быть сожжено. Но природа противится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты деревьев. Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духовные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки продолжатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петров из повести «Пожар» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Не услышаны ее слова: «Эта земля рази вам однем принадлежит? Это земля-то вся принадлежит кто до нас был и кто после нас придет».
    Тональность темы человека и природы в литературе резко изменяется: из проблемы духовного обнищания она превращается в проблему физического уничтожения природы и человека. Именно так звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Автор рассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе, показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соединяя современность с прошлым и будущим.
    Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превращается в быкоподобное существо, отвергающий народную нравственность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан, вообразивший себя большим городским начальником, проявляет черствость и неуважение к умершему отцу, возражая против его похорон на родовом кладбище Ана-Бейт, — это «герои» романа «Буранный полустанок».
    В «Плахе» до предела заострен конфликт между природой и «темными силами», и в лагере положительных героев оказываются волки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок за другим, — Акбара, что значит «великая», а глаза ее охарактеризованы теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о котором Айтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица не угроза человеку. Она беззащитна перед мчащимися грузовиками, вертолетами, винтовками.
    Природа беспощадна, она нуждается в нашей защите. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.
    Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Виктора Астафьева «Падение листа»: «Пока падал лист; пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это?»

  5. Молчал, задумавшись, и я,
    Привычным взглядом созерцая
    Зловещий праздник бытия,
    Смятенный вид родного края.
    Н. Рубцов
    Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: “Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы”.
    О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX — начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.
    Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова “Дядя Ваня”, сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, — вот два полюса в постановке и решении проблемы “Человек и природа”.
    Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, — вот лишь немногие “плоды” человеческих рук. А таких, как Астров, слишком мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.
    Тревожно зазвучали голоса Троепольского и Васильева, Айтматова и Астафьева, Распутина и Абрамова и многих, многих других. И возникают в русской литературе зловещие образы “архаровцев”, “браконьеришек”, “туристов-транзистор-щиков”, которым “сделались подвластны необъятные просторы”. “На просторах” они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба”. Люди эти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.
    Голос сибирского писателя Валентина Распутина в повести “Пожар” звучит гневно и обличающе против людишек, которые не помнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как возмездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на скорую руку построенное жилье: “Горят лес-промхозовские склады в деревне Сосновка”. Повесть, по замыслу писателя, созданная как продолжение “Прощания с Матерой”, говорит о судьбе тех, кто …предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрасный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должно быть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранный урожай, даже могилы — место святое для русского человека. По указанию начальства все должно быть сожжено. Но природа противится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты деревьев. Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духовные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки продолжатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петров из повести “Пожар” и старуха Дарья из “Прощания с Матерой”. Не услышаны ее слова: “Эта земля рази вам одним принадлежит? Это земля-то вся принадлежит кто до нас был и кто после нас придет”.
    Тональность темы человека и природы в литературе резко изменяется: из проблемы духовного обнищания она превращается в проблему физического уничтожения природы и человека. Именно так звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Автор рассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе, показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соединяя современность с прошлым и будущим.
    Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превращается в быкоподобное существо, отвергающий народную нравственность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан, вообразивший себя большим городским начальником, проявляет черствость и неуважение к умершему отцу, возражая против его похорон на родовом кладбище Ана-Бейт, — это “герои” романа “Буранный полустанок”.
    В “Плахе” до предела заострен конфликт между природой и “темными силами”, и в лагере положительных героев оказываются волки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок за другим, — Акбара, что значит “великая”, а глаза ее охарактеризованы теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о котором Айтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица не угроза человеку. Она беззащитна перед мчащимися грузовиками, вертолетами, винтовками.
    Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.
    Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Виктора Астафьева “Падение листа”: “Пока падал лист; пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это?

  6. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», – так писал более ста лет назад Л.Н. Толстой. Есть ли счастье у людей сегодня? Все меньше становится чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей. В крупных городах людям уже нечем дышать.
    Кто виноват в том, что исчезло единение человека с природой? Почему наступило противостояние? Ответы на эти вопросы ищут те, кто обеспокоен будущим человечества и Земли. Среди защитников жизни на планете и русские писатели. Не одно десятилетие к их мнению прислушиваются, обсуждают их книги, на них равняются экологи и политики. Произведения В. Астафьева, В. Распутина, Ч. Айтматова раскрываются наболевшие проблемы взаимоотношений человека и природы. Но если в произведениях В. Астафьева и В. Распутина природа погибает, хотя и не всегда покоряется, то у Айтматова она начинает мстить человеку за все страдания.
    С первых строчек романа «Плаха» читатель чувствует тревожные мотивы конца света, гибели природы перед сокрушающей деятельностью человека. «Машины, вертолеты, скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном…». Причина надругательства над природой самая прозаическая: область не выполняет план по мясосдаче. В результате решено выполнить его за счет ресурсов природы. В заповедных местах зверски истребляются сайгаки.
    Читателю хочется найти ответы на многие вопросы. Главный из них -совместимы ли поступки человека и природы? И выходит, что чаще всего несовместимы. Что может быть трагичнее такого ответа, ведь человек сам – дитя природы.
    В романе «Плаха» природу олицетворяет семья волков. Волки – свободные, властные животные. Поражает образ волчицы Акбары с прозрачно – синими божественными глазами. Именно так красива, по мнению Айтматова, должна быть в нас природа. Пока связи Акбары с миром людей не нарушены, она может жалеть голого, беззащитного человека. Но вот человек вмешивается в хрупкую гармонию природы: устраивает бойню. Во время охоты на сайгаков убивает, сжигает, похищает волчат. Потеряв три выводка,
    волки начинают мстить человеку. Однажды возле человеческого жилья Акбара встречает ребенка: «Она кротко смотрела на малыша, дружелюбно помахивая хвостом». От этой фразы тепло становится на душе. Для Акбары, как для любой матери, дети – смысл жизни. Но волчица уносит ребёнка, и звучит трагический выстрел, который зачеркивает обе жизни.
    Трагедия семьи Бостона приравнивается к трагедии семьи волков. Описывая гибель волчонка Большеголового во время расстрела и гибель сына Бостона, писатель обращается к одному образу: мир теряет звуки. И жена Бостона, оплакивая сына, «…припала к изголовью и завыла так, как выла ночами Акбара».
    В каждую строчку романа писатель вдохнул частицу своей души. Его гражданская позиция говорит о том, что он не может оставаться равнодушным, предвидя бедствия, страдания человечества, занятого самоуничтожением. Нарисовав глобальное противостояние человека и природы, Айтматов призывает к совести, добру и ответственности каждого. «Плаха» звучит трагическим предупреждением: если человек погубит природу, то и себе он вынесет смертный приговор.
    Проблема «человек и природа» – нравственная. Потому что отношение человека к природе можно считать критерием гуманности. Она вырастает в проблему совести как одного из качеств, отличающих человека от всего остального в мире.
    Проблема «человек и природа» и социальная. Потому что очень важно, кто будет на Земле хозяином, в чьи руки попадут природные богатства. Будут ли эти руки принадлежать людям бережливым, трудолюбивым и старательным. И будет ли благодаря им цвести край родной,
    Раскрывая эти аспекты проблемы, литература помогает отстоять не только лучшее в жизни, но и саму жизнь, даёт рецепты гармоничных отношений человека и природы.
    Закончить сочинение я хочу словами уральского писателя Николая Никонова, потому что к его словам мне нечего добавить:
    «Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с
    камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить….»
    (620 слов)
    Автор Анна Цыпаева

  7. Молочный брат листвы и трав,
    Глядишься в зеркало природы,
    В ее лице свое узнав.
    А. Тарковский
    Один из героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» утверждал, что «природа не храм, а мастерская», тем самым обесценивая мир природы. Но то, что Базарову представлялось мастерской, на самом деле — неизведанная Вселенная, а мы являемся всего лишь
    частью ее: частью русских просторов и полей, воспетых еще в былинах, необъятого неба над головой князя Андрея, песчинкой той мрачной пустыни, в которой Пушкин обрел дар пророка.
    Взаимоотношения человека и природы не так просты и однозначны. Для нас родная земля — и добрый друг, который может стать ближе матери, и в то же время неудержимая стихия, несущая разрушения и бедствия.
    Через природу, взаимосвязь с ней человек познает жизнь и самого себя, открывает вечные истины. Именно поэтому вопрос о взаимоотношениях человека и природы давно волновал поэтов и писателей. Эта тема звучит в произведениях М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева… Но прежде всего русскую литературу мы связываем с именем А. С. Пушкина. С детства нам знакомы строчки любимых стихов: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…» Читая произведения о природе, поначалу представляешь лишь листья золотые да «непокорную волну». Но позже, вновь и вновь перечитывая все те же стихи, познаешь, какой глубокий философский смысл скрыт в них.
    Во многих стихотворениях Пушкина поэт и человек слиты воедино в лирическом герое. Природа для него — макрокосм, в котором возможна гармония с окружающим миром, где герой забывает «песни муз» и где «моря сладкий шум» ему милее. Когда человек остается наедине с природой, он открыт всему миру, душа его и мысли светлы.
    В миг соединения с природой приходит вдохновение — дар свыше, «душа стесняется лирическим волненьем». Так, например, в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…» герой обращается к печальной звезде:
    Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
    Он думы разбудил, уснувшие во мне…
    В стихотворении «Осень» процесс творчества изображается на фоне смены времен года. Любое изменение в природе, будь то окончание лета, приход осени, наступление зимы, неизменно влечет за собой глубокие перемены в душе человека. Любимое время года дарит поэту особое вдохновение:
    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута — и стихи свободно потекут.
    Жизнь природы — движение, в котором вечно друг друга будут сменять времена года. Человек в минуты вдохновения — оживший корабль, готовый к долгим странствиям. «Куда ж нам плыть?..» И нет и не будет конца этому движению человека бок о бок с природой.
    В своих волнениях и тревогах мы неизменно обращаемся к природе, находя в ней или покой, или новую страсть. Так, Пушкин, охваченный стремлением к свободе, ощущает родство с морской стихией:
    Ищу стихий других, земли жилец усталый;
    Приветствую тебя, свободный океан.
    В любовной лирике поэта вновь звучит тема единства человека и природы. Возлюбленная героя предстает перед ним в окружении птиц, среди утренней росы, в пучине океана.
    Как жарко поцелуй пылает на морозе!
    Как дева русская свежа в пыли снегов!..
    Жемчужина пушкинской лирики — стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Любовь и южная ночь рождают умиротворенность души, озаренной светлой печалью.
    Во взаимоотношениях человека и природы порой наступают моменты, когда она перестает быть таинственным и огромным миром, становясь близким тебе существом. В стихотворении «К морю» герой обращается к «свободной стихии», словно к другу, способному разделить его волнения:
    Как друга ропот заунывный,
    Как зов его в прощальный час,
    Твой грустный шум, твой шум призывный
    Услышал я в последний раз…
    Ты ждал, ты звал… я был окован;
    Вотще рвалась душа моя…
    Человек и природа нераздельно связаны друг с другом. В моменты грусти героя сникает листва, утихают шумные воды; уныния его «ничто не мучит, не тревожит…». Но как поднимают настроение «мороз и солнце!». Как радостно и светло становится на душе! Не только радость, но и смутные сомнения и страхи рождает природа в душе человека. Единство сохраняется, приобретая новые оттенки. В стихотворении «Бесы» вихри метели, витающие во мраке ночи, луна-невидимка заставляют героя рисовать в воображении пляску бесов, вызывают предчувствие неминуемой беды, гармонируя с настроением поэта:
    Мчатся бесы рой за роем
    В беспредельной вышине,
    Визгом жалобным и воем
    Надрывая сердце мне…
    В споре о вечном и тленном природа берет верх над человеком, и он, сознавая ее величие и бессмертие, преклоняется перед ней:
    Я мыслю: патриарх лесов
    Переживет мой век забвенный,
    Как пережил он век отцов.
    С этими строками перекликается финальная строфа стихотворения:
    И пусть у гробового входа
    Младая будет жизнь играть,
    И равнодушная природа
    Красою вечною сиять.
    «Торжественный покой» бережет у Пушкина вольный дуб, символизирующий мощь и силу, могущество и достоинство. Образ этот будет унаследован Лермонтовым, стремящимся обрести покой под сенью вечно шумящего древа. Однако «равнодушная природа» в его стихах станет ближе к человеку, не теряя своего величия.
    Образы природы: и «холм лесистый», и «нивы златые», и «три сосны» в стихотворении «Вновь я посетил…» — рождают в душе героя светлые воспоминания и философские размышления о смысле жизни. Обращаясь к младой роще, к незнакомому племени, которое в будущем должно сменить его поколение, поэт верит:
    …Внук
    Услышит ваш приветный шум…
    И обо мне вспомянет.
    Тема взаимоотношения человека и природы в творчестве Пушкина не исчерпывается лирикой поэта и находит отражение в его романе «Евгений Онегин». Здесь автору важно показать через взаимосвязь героев с природой их внутренний мир.
    Тихая и робкая Татьяна…
    Она любила на балконе
    Предупреждать зари восход,
    Когда на бледном небосклоне
    Звезд исчезает хоровод…
    Для героини природа являлась и домом, и другом. И так же, как белый снег зимой, Татьяна была чиста душою. Впоследствии именно нравственность, истоки которой в общении с природой, помогла героине противостоять светской пошлости.
    Онегин, воспитанный высшим обществом, далек от миропонимания Татьяны. Картины природы наводят скуку на него, чужды его душевному складу:
    Два дня ему казались новы
    Уединенные поля,
    Прохлада сумрачной дубровы.
    Журчанье тихого ручья;
    На третий роща, холм и поле
    Его не занимали боле;
    Потом уж наводили сон…
    Онегин не чувствует единства и гармонии с природой. Жестокая плата за это — внутреннее опустошение.
    Полноправным героем романа является сам автор, и поэтому гибель Ленского — это не просто смерть одного из персонажей. Прощаясь с юным поэтом, Пушкин расстается со своей молодостью, с грустной улыбкой подчиняясь общему закону жизни. Зимняя природа в сцене дуэли вторит его чувствам. Вновь ярко ощутима гармония окружающего мира и человека в их обоюдных волнениях и страстях.
    Мотив единства человека и природы — один из ведущих в пушкинском творчестве. На первый взгляд, это можно объяснить жизненными обстоятельствами: несколько лет прожил поэт в тесном общении с природой. Сколько сокровенного в строках:
    Простите, верные дубравы!
    Прости, беспечный мир полей,
    И легкокрылые забавы
    Столь быстро улетевших дней!
    Прости, Тригорское, где радость
    Меня встречала столько раз!
    Однако человек и природа изначально едины. Мы дети Великой Матери, но часто забываем об этом. Пушкин возвращает Человека к вечной истине, объясняя нам самих себя.

  8. Человек и природа

    Человек не может существовать отдельно без природы. Земной шар это дом для человека. Здесь у него есть все необходимое для жизни; воздух, вода, еда. Но к сожалению, человек часто забывает об этом, и относится к своей планете словно поразит, он уничтожает окружающую природу, забывая о том, что именно она дает ему жизнь. Зачем пилить сук, на котором сидишь?
    Раньше человек думал, что природные ресурсы неисчерпаемы, и можно брать от природы все, при этом в огромном количестве. Но оказалась все не так. Никто не задумывался, как можно столько много брать, при чем ничего не отдавая взамен? О нет, взамен конечно, природа получала горы мусора, ядовитые выбросы в атмосферу, почву, воду.
    Сейчас человек начинает осознавать свою ошибку. Он понимает, что нужно заботиться о своем доме, ведь многие поколения еще хотят жить на этой земле. Они хотят дышать чистым воздухом, пить чистую воду, и восхищаться окружающим миром.
    Самая главная задача человечества — это забота об окружающем мире. Наш земной шар должен по-прежнему оставаться голубым, он не должен быть серым. Сохранить природу это достаточно сложная задача в наше время, так как люди ведут себя легкомысленно по отношению к ней, но хочется верить, что все измениться в лучшую сторону.

  9. Молчал, задумавшись, и я,
    Привычным взглядом созерцая
    Зловещий праздник бытия,
    Смятенный вид родного края.
    Н. Рубцов
    Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: “Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы”.
    О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX — начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.
    Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова “Дядя Ваня”, сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, — вот два полюса в постановке и решении проблемы “Человек и природа”.
    Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, — вот лишь немногие “плоды” человеческих рук. А таких, как Астров, слишком мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.
    Тревожно зазвучали голоса Троепольского и Васильева, Айтматова и Астафьева, Распутина и Абрамова и многих, многих других. И возникают в русской литературе зловещие образы “архаровцев”, “браконьеришек”, “туристов-транзисторщиков”, которым “сделались подвластны необъятные просторы”. “На просторах” они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба”. Люди эти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.
    Голос сибирского писателя Валентина Распутина в повести “Пожар” звучит гневно и обличающе против людишек, которые не помнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как возмездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на скорую руку построенное жилье: “Горят леспромхозовские склады в деревне Сосновка”. Повесть, по замыслу писателя, созданная как продолжение “Прощания с Матерой”, говорит о судьбе тех, кто …предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрасный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должно быть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранный урожай, даже могилы — место святое для русского человека. По указанию начальства все должно быть сожжено. Но природа противится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты деревьев. Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духовные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки продолжатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петров из повести “Пожар” и старуха Дарья из “Прощания с Матерой”. Не услышаны ее слова: “Эта земля рази вам однем принадлежит? Это земля-то вся принадлежит кто до нас был и кто после нас придет”.
    Тональность темы человека и природы в литературе резко изменяется: из проблемы духовного обнищания она превращается в проблему физического уничтожения природы и человека. Именно так звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Автор рассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе, показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соединяя современность с прошлым и будущим.
    Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превращается в быкоподобное существо, отвергающий народную нравственность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан, вообразивший себя большим городским начальником, проявляет черствость и неуважение к умершему отцу, возражая против его похорон на родовом кладбище Ана-Бейт, — это “герои” романа “Буранный полустанок”.
    В “Плахе” до предела заострен конфликт между природой и “темными силами”, и в лагере положительных героев оказываются волки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок за другим, — Акбара, что значит “великая”, а глаза ее охарактеризованы теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о котором Айтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица не угроза человеку. Она беззащитна перед мчащимися грузовиками, вертолетами, винтовками.
    Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.
    Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Виктора Астафьева “Падение листа”: “Пока падал лист; пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это?”
    Беру!

  10. Каждое утро, проснувшись, я подхожу к окну и гляжу сквозь него. Я вижу тополя, соседку, кормящую голубей, людей, спешащих по своим делам, белые клубящиеся облака. Смотря на эту привычную картину, на эти привычные вещи, я постепенно понимаю, что мой дом не ограничен стенами, что все, что я вижу, и даже то, что могу представить – тоже является моим домом.
    И как нельзя достигнуть горизонта, так нет границ у моего мира…
    Я думаю, что природа – неотъемлемая часть нашей жизни. Что такое Родина? Я уверен, что большинство из нас начнет ответ на этот вопрос с описания березок, сугробов и озер. Природа влияет на нашу жизнь и настроение. Она вдохновляет, радует и иногда подает нам знаки. Поэтому, чтобы природа была нашим другом, нужно ее любить и беречь. Ведь людей много, а природа – одна на всех!
    Природа очень сильно влияет на человека: дает ему силы, приоткрывает тайны, отвечает на многие вопросы. Творческие люди черпают вдохновение, глядя на простые, и в то же время, идеальные картины природы. Писатели и поэты практически всегда обращаются к проблеме человека и природы, поскольку чувствуют связь с ней. Природа является неизменной частью почти каждого прозаического творения.
    В двадцатом веке к этой теме обращались Ч.Айтматов, В.Астафьев, В.Распутин. «Прощание с Матерой» – книга о том, что связь человека и природы глубоко психологическая, а, возможно, и нравственная. Образ Родины в повести неизменно связан с образом земли. Матера – это остров и деревенька, которая носит такое же название. И все это должно исчезнуть. Распутин рисует нам картины осознания людьми всего того, что должно произойти. Старожилы не могут свыкнуться с той мыслью, что им придется покинуть свою родину. Разворачивается широкая психологическая картина. Молодое поколение совсем по-иному воспринимает сложившуюся действительность. Внук Дарьи, Андрей, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров. Андрей не задумывается, что Матера – это его корни, он слушком беспечен в этом плане. «Если земля – территория, и только, то отношение к ней соответствующее. Землю – родную землю, Родину, освобождают, территорию захватывают… Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет», – обращается к своим читателям Распутин. Его произведение – напоминание людям о том, что истоки нравсвтенности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.
    Творчество Чингиза Айтматова также проникнуто идеей о генетической связи человека и природы. В 80-е годы Айтматов обращается к жанру романа. Им написаны «И дольше века длиться день» и «Плаха». В них писатель предостерегает человека от самоуничтожения. Здесь поставлены самые трудные вопросы, касающиеся не только наркомании, бездуховности, но и проблем экологии.
    Астафьев в «Царь-рыбе» рисует жизнь народа, ее связь с природой и окружающим миром. Писатель считает, что природа – неотъемлемая часть нашей жизни. Прослеживается некоторая закономерность: чем ближе к нашему времени, к нашему поколению, тем чаще писатели обращаются к этой проблеме. И это уже не просто желание показать красоту природы, а своеобразный крик души. Стремление раскрыть людям глаза на правду, на реальность, на действительность.
    Человечество наивно думает, что оно – царь природы… А между тем, в фильме «Война миров», снятом по книге Герберта Уэлса, марсиан победила не сила человеческого оружия или разума, а бактерии. Те самые бактерии, которых мы не замечаем, которые творят свою маленькую жизнь без нашего ведома и совершенно не собираются спрашивать, хотим мы того или иного…
    20 век внес большие изменения. Творения человеческих рук вышли у него из-под контроля. Цивилизация стала развиваться такими сумасшедшими темпами, что человек не на шутку испугался. Теперь ему грозит гибель от своего же детища. Да и природа стала показывать, «кто в доме хозяин», – участились всевозможные природные катаклизмы и бедствия. В связи с этим началось пристальное изучение не только природы как отдельной системы с ее собственными законами, но и появились теории, рассматривающие всю Вселенную как единый организм. Эта гармоничная система не может существовать без слаженного взаимодействия всех ее частей, к которым относится и каждый человек в отдельности, и человеческое общество в целом. Таким образом, для существования Вселенной необходима гармония, как в природном, так и в человеческом мире. А это значит, что люди на всей планете должны жить в мире не только с себе подобными, с растениями и животными, но, прежде всего, со своими мыслями и желаниями.
    Беру!

  11. Человек и природа, поистине взаимосвязанные термины. Связь, существующая на протяжении многих веков между ними, наблюдается практически в каждой отрасли искусства. Ведь не зря есть столько точек соприкосновения между Человеком и Природой в живописи, литературе и даже в музыке. Тем самым, музыкальные мотивы, сопровождаясь голосом человека.
    Тема человека, также как и тема природы, довольно часто встречаема как в отечественной, так и в мировой литературе. Многие писатели употребляли в своих произведениях эти темы как базовые.
    Великий русский писатель А.П.Чехов, неоднократно представлял в своих рассказах мотивы человека и природы. Одна из ведущих тем его произведений является взаимовлияние человека и природы. Наблюдается особенно в таких произведениях как «Палата №6» и «Ионыч».
    Но эту тему рассматривали также и такие писатели как Гоголь, Лермонтов, Достоевский и другие зарубежные творцы. Почему именно эта тема так часто употребляема в рассказах именно этих писателей? Одной из причин является то, что они являеются посредниками реализма в литературе. Эта тема многими писателями, в том числе и зарубежными, рассматривалась с самых разных сторон, одновременно и с сарказмом, и с глубоким сожалением.
    Если взять в пример зарубежных писателей, нужно отметить Джейн Остин, Шарлотту Бронте, Гете, особенно в «Страдания юного Вертера», Джека Лондона, и примечательно произведение Эмиля Золя «Проступок аббата Муре» и Виктор Гюго в романе «Человек, который смеется».
    В заключении, наблюдая взаимосвязь человека и природы в отечественной и мировой литературе, можно отметить тот факт, что эта взаимосвязь, процесс реверсивный. Тем самым, как человек влияет на природу, так и природа влияет на человека. А исходя из произведениях вышеописанных писателей, можно уточнить, тот факт, что цель жизни человека улучшить и усовершенствовать то, что в себе, и то что окружает его. И благодаря четкому описанию деталий в тексте, произведение обладает большим шармом, тем самым притягивая читателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *