«У каждого возраста свой Пушкин»,- писал С. Я. Маршак. «И тогда музою Пушкина станет Свобода». От этой мысли – прямой переход к стихотворению «Узник», которое написано во время южной ссылки поэта в 1822 г. Личные переживания поэта оказались настолько близкими лучшим людям России и ее народу, что стихотворение воспринималось читателями как выражение их собственных чувств. Поэтому в дореволюционную пору на текст «Узника» появилась песня, причем далеко не все знали, что автором слов является А. С. Пушкин. В «Узнике» поэтическая идея высказана в образах ясных и ярких, учебник-хрестоматия предлагает сокращенный вариант анализа, давая лишь два вопроса к тексту. Оба они носят обобщающий характер. Чтение показывает, как стремительно нарастает к концу стихотворения торжественность звучания. С этим соглашаются почти все, хотя некоторым шестиклассникам кажется не столько очевидным заключенный в последней строфе призыв к свободе. Они не отрицают, что образы гор, моря, ветра – эти могучие, непокорные стихии, напоминают о воле, шири, бескрайности и потому рождают настроение подъема, «гордого утверждения».
Но все же многие считают конец стихотворения «невеселым»: «Ведь это только природа свободна; узник же все равно сидит за решеткой, а орел тоже не может улететь. Они мечтают о свободе, но ведь ее нет!..» Такие сомнения, если они возникают, не нужно решительно отвергать; пусть ребята сами убедятся в их несостоятельности, попытавшись прочесть конец стихотворения с грустной интонацией. Это почти никогда не получается. Начиная со слов: «Зовет меня взглядом и криком своим», грустные ноты звучат все глуше и почти совсем пропадают к концу. И хотя действительно свобода остается пока мечтой, четверостишие «Мы вольные птицы…» невольно читается с мужественной интонацией именно потому, что поэт убежден: орел и человек созданы свободными; неволя – чуждое, противоестественное состояние, и с ней они никогда не смирятся. Стремление к простору, счастью, даже если они пока неосуществимы, возвышает душу и позволяет преодолеть тоску и грусть. Поэтому стихотворение и приобрело такую популярность, превратившись в песню: люди слышали в ней мужественный призыв к свободе, отрицание неволи.
Так осмысление «чтецких трактовок» при сопоставлении анализа с мнениями углубляет понимание стихотворения. Как вам показалось, одинаковым настроением оно проникнуто от начала до конца или это настроение в чем-то меняется? Вспомните, как в моем чтении звучало первое четверостишие и последнее. Сначала стихотворение очень грустное, вы читали грустно, печально как-то. А потом настроение изменилось. Делалось на душе веселее, гордость какая-то охватывала, торжественность. Вот уже сразу говорится: «Сижу за решеткой в темнице сырой». Человек томится в тюрьме, ему там плохо, он не может вырваться на свободу.
Орел тоже почему-то в неволе («вскормленный в неволе»). Поэт говорит про него: «Мой грустный товарищ». Значит, ему самому, узнику, плохо, и орел «грустный». Тут еще грустно, потому что орел зовет узника улететь, но ведь у человека нет крыльев. Он не может изменить свою судьбу. Все это верно. Но если вдуматься и представить то, о чем пишет поэт, возникает чувство не только грусти, но и тоски, обиды, горечи. Как вы думаете, почему? Чтобы ответить на этог вопрос, посмотрите, пожалуйста, нет ли в стихотворении контрастных картин, представлений? (Если ответ не последует, просим сопоставить «сырую темницу» и картину природы в последней строфе.)
«Сырая темница» – значит маленькая камера, тесная и темная. Решетки на окнах. Узник тоскует. Он, наверное, сидит у окошка, но не видит ничего, кроме тюремного двора. А в конце стихотворения говорится о природе. Темница мрачная, окно с решеткой, а природа просторная, светлая; море, снежные горы, небо да ветер. Видите, поэт рисует в одном стихотворении контрастные картины. И хотя он не описывает прямо переживаний узника, мы можем понять его тоску о вольной жизни. А это вызывает у читателя новые чувства – обиду, возмущение. Почему человек, рожденный для свободы, не имеет ее? Есть и еще контраст в стихотворении. Чтобы его увидеть, подумайте, почему именно орла Пушкин рисует рядом с узником.
Орел – это самая «вольная» птица, гордая, сильная, свободная. Это царь птиц. Орел летает в поднебесье выше всех. А здесь он в неволе. В этом тоже контраст: орел и неволя – понятия трудно совместимые. Подумайте, пожалуйста, какая мысль усиливается от того, что рядом с узником, который «сидит за решеткой в темнице сырой», поэт рисует орла, «вскормленного в неволе». Настроение тоскливое усиливается. Усиливается скрытый протест против общего угнетения. И вот, когда мы говорим, что в этом стихотворении главное настроение – грусть, тоска . или обида за человека, это хоть и верно, но не все. Многие люди видели в «Узнике» прежде всего призыв к свободе. Прочитайте еще раз последнее четверостишие и попробуйте доказать справедливость такого мнения.
В последнем четверостишии, когда вы его станете читать, вы невольно возвысите голос, найдете мужественную интонацию, потому что вам захочется повторить вслед за поэтом гордые слова о человеческой свободе, о ее необходимости. Поэт зовет к ней, он не мыслит возможности жить в рабстве, в заточении и с волнением, страстно говорит об этом. Потому и стало это стихотворение любимой народной песней в дореволюционной России. Народ услышал в ней не покорную печаль, а нашел порыв к свободе, утверждение ее необходимости. Она звала к мужеству.
А появилось это стихотворение так. В 1820 г. царь Александр I, узнав о вольнолюбивых стихах Пушкина, выслал его из Петербурга в южные губернии России. Пушкин оказался в ссылке, он лишился свободы: ему нельзя было жить, где он хотел; он должен был подчиняться царским наместникам. Однажды, когда он был переведен на службу в Кишинев, ему пришлось посетить местную тюрьму (острог). В тюремном дворе он увидел двух ручных орлов, принадлежащих генералу Инзову, в распоряжение которого Пушкин был прислан. У орлов, чтобы они не могли улететь, были подрезаны крылья. Вид орлов, ютившихся в тесном дворе острога, поразил поэта. Уделом гордых птиц, которых так естественно можно представить в свободном, парящем полете, стала жалкая жизнь в неволе…
Конкретное наблюдение вызвало у поэта размышления о судьбе человека, обострило его отношение к своей ссылке. И он создал стихотворение, в котором многие люди увидели отражение своих чувств и переживаний. Поэтому у «Узника» оказалась счастливая судьба: народ принял стихотворение как свое собственное создание и сделал из него песню».
Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации – «Сижу за решёткой в темнице сырой», именно в этот период поэт понял свой стиль и поддался своему истинному призванию.
Пушкин всегда любил свободу. Он даже посвятил целое собрание стихотворений, посвящённых этой теме. Вольнолюбивая лирика Пушкина занимает очень важное место среди его произведений. Поэт смог воспеть стремление к свободе так, как никто до него не мог. С первых строк заметно сравнение поэта с такой вольной птицей, как орёл. «Томлённый неволей орёл молодой». Так как в ссылку он был отправлен по принуждению, поэт был крайне не доволен такою волею судьбы. Поэтому он сравнивает своё нынешнее положение с темницей.
Возвращаясь к теме «орла», она прослеживается на протяжении всего произведения. Поэт разглядел в нём своего друга и единомышленника, так как он сам сейчас будто «вскормлен в неволе». Орёл – олицетворение свободы, но, к сожалению, его «личная птица» таковой не являлась.
Но позже рассказчик видит совершенно другую идею в образе орла. Он видит, как птица просит его улететь с ним и быть таким же свободным. «Зовёт меня взглядом и криком своим, и вымолвить хочет: Давай улетим!». В таком образе орла поэт вновь видит себя только с более знакомой, родной стороны.
Но позже поэт понимает, что он всё также находит в ссылке, в своей «темнице», и образ свободы не даёт ему покоя. Поэт решает возвратить былую страсть к свободе. Ведь главное для поэта было собственная независимость.
В конце произведения отчётливо виднеется один из моментов жизни Пушкина, а именно его ссылка из Кишинёва в Одессу. Желание поэта уехать в Одессу всё росло и росло, и, в конце концов, он решается поддаться «свободолюбивой птице» и уехать. «Туда, где синеют морские края. Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения как бы оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые с жадностью переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но час летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял жилище Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это час и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя сменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко позже стало исполняться как песня.
Идея стихотворения “Узник” — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут сменить его. “Давай улетим!” — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
“Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся приятель от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, тот самый крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: “… лишь ветер… да я!”.
Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то час как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.
В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
Идея стихотворения “Узник” — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим!” — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
“Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: “… лишь ветер… да я!”.
Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.
Чтобы понять глубокий, сокровенный смысл стихотворения “Узник”, полезно знать обстоятельства его написания молодым поэтом. В начале мая 1820 г. А. С. Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы – в Кишинев. Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой. Вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря его встретили оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними. Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Были только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Ощущение несвободы, тоски и одиночества не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и было написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, наверное, поэтому оно впоследствии стало исполняться как песня.
Стихотворение это очень метафорично. Как известно, метафора – это такое художественное средство, которое представляет собой непрямое, образное сравнение. Метафора может быть одиночной, но может и развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных сравнений, охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ. Такова метафора в стихотворении “Узник”. Оно строится на уподоблении лирического героя, сидящего за решеткой “в темнице сырой”, вскормленному в неволе орлу. Благодаря этому уподоблению мы понимаем, насколько чужд лирическому герою мир, в котором он находится. Для человека, обладающего свободной душой, мир с его оковами, законами, будь то настоящая тюремная решетка или рамки предписанных правил света и общежития, столь же неестественны, как неволя для гордой птицы. Идея стихотворения “Узник” – призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитав его. Призыв к свободе – в крике орла, клюющего под окном узника кровавую пищу. Поэт наделяет орла способностью к человеческим мыслям, более того – способностью к человеческим чувствам, способностью увидеть в человеке товарища по несчастью. “Давай улетим!” – призывает свободолюбивая птица узника.
“Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” – в этих словах мысли поэта о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным.
Чувство безысходности, переданное во второй строфе, сменяется ярким, громким призывом, в котором сливаются голоса человека и птицы:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
Необходимо сказать еще и об особом понимании Пушкиным природы. Поэт, необыкновенно чутко воспринимавший красоту природы, неизбежно попадал под ее обаяние. Непосредственное любование природой приобретает метафорический смысл, в ней открывается поэту идеал красоты, естественности, в ней звучит родственный ему аккомпанемент. Поэтому в “Узнике” именно от природы исходит инициатива, призыв к освобождению. Герой стихотворения неопределенно представляет себе место желанной свободы: это что то высокое (“где за тучей белеет гора”), далекое (“где синеют морские края”) и почти нематериальное (“где гуляем лишь ветер… да я!..”) Главное – избавиться от унизительного положения узника, ведь свобода – это естественное состояние всякого живого существа, а неволя противна природе. В стихотворении ни разу не употребляется само слово “свобода”, оно возникает в сознании читателя именно благодаря сравнению, отождествлению лирического героя с орлом – извечным символом воли, независимости.
В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
Идея стихотворения “Узник” — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим!” — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
“Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: “… лишь ветер… да я!”.
Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.
Стихотворение «Узник» было написано во время южной ссылки поэта, в Кишиневе, вскоре после посещения А. С. Пушкиным кишиневского острога, во дворе которого жили два ручных орла. Чтобы они не могли улететь, им подрезали крылья. Странно было видеть этих царственных гордых птиц в неволе, ведь люди
привыкли связывать с ними мысль о свободном полете, воле и просторе. Но разве со словом «человек» не должно связываться то же представление о свободе? А люди сидят в остроге, да и сам поэт, находящийся в то время в захолустной провинции вдали от друзей, был в той же неволе. А жизнь тысяч крестьян, солдат и других подневольных людей в России того времени… Разве можно было назвать их жизнь свободной? В таких размышлениях поэта о судьбе человека в современном мире и родилось стихотворение «Узник».
Но даже не зная причин появления этого стихотворения, каждый человек чувствует в нем тоску и мечту о свободе. Не случайно это произведение Пушкина было в свое время популярной народной песней. Многим людям оказались близкими мысли, настроения и чувства поэта, как будто они сами думали о том же и чувствовали так же. В этом стихотворении отразились очень важные для народа стремления и переживания. Прежде всего, это стремление к свободе: орел зовет «взглядом и криком своим. И вымолвить хочет: «Давай улетим!» Но не только орел, и сам узник стремится на волю. Поэт подчеркивает: «Мы вольные птицы», «Как будто со мною задумал одно». Значит, узник и сам задумал побег, он не может жить в «темнице сырой».
Тюрьма кажется особенно темной и сырой не только потому, что автор говорит нам об этом, но и потому, что в стихотворении есть контрастные ей образы. Орла и узника манит прекрасная природа: гора белеет за тучей, синеют морские края, открывается взору просторное небо, и там, в вышине, «гуляют» лишь ветер да орел. Поэт не случайно выбирает такие образы. Море, небо, ветер — все это необъятное, прекрасное. И по контрасту с этим простором особенно страшным и враждебным кажется заточение в темнице. Орел, «вскормленный в неволе», — это тоже контраст. Орел — свободная гордая птица, ему не место «в темнице сырой».
Поэт убежден: человек, так же как и орел, создан для свободной жизни. Неволя — противоестественное для них состояние. Стремление же к простору, воле возвышает душу, позволяет преодолеть грусть и рождает горделивое мужество. Поэтому стихотворение, выражающее стремление к свободе, к счастью стало таким популярным. К тому же оно написано удивительно простым и понятным языком.
Поэт всегда стремился и умел понять и почувствовать связь своей судьбы с судьбой общенародной, общечеловеческой. И потому стихотворение «Узник» оказалось нужным и очень своевременным. Современники Пушкина услышали в этих строках уверенность в необходимости свободы, призыв к ней.
Творчество А. С. Пушкина оказало огромное влияние на всю последующую русскую литературу. Оно стало для нее тем истоком, из которого черпали темы и идеи писатели и поэты, начиная Гоголем, Лермонтовым и Достоевским и заканчивая такими признанными мастерами XX века, как Булгаков, Цветаева, Ахматова или Бродский.
Лирика Пушкина удивительно разнообразна по темам и жанрам. Однако одной из важнейших ее черт является свободолюбие. Эта черта есть и у «философской», и у «гражданской», и у «любовной» лирики, и у стихотворений «о предназначении поэта и поэзии».
Стихотворение «Узник» — ярчайший пример свободолюбивой лирики Пушкина.
Внешне стихотворение строится на создании образа поэта, который, сидя «за решеткой, в темнице сырой», тоскует о свободе, смотрит на «вольных птиц» и мечтает улететь вместе с ними. Усиливает впечатление прием антитезы: с одной стороны — тюрьма как воплощение несвободы (решетки, сырость, насильственное заточение), а с другой — бескрайний небесный простор (образ орла, горы, «морских краев»). Данное противопоставление достаточно очевидно и лежит на поверхности:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
В образе орла воплотилась идея свободы, стремление ощутить полноту сил, слиянности с природой, а, соответственно, в «творении рук человеческих» (решетках, темницах) — идея рабства, оторванности от природного начала.
Однако это лишь внешний смысловой пласт. Помимо него в стихотворении заложен гораздо более глубокий философский смысл. При более тщательном анализе становится ясно, что основной конфликт заключен не в необходимости преодолеть какие-либо преграды (темница, решетки), но свою внутреннюю суть. На это нам четко указывают уже первые строки:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой.
Преградой, таким образом, являются не решетки и «темница», а то, что лирический герой стихотворения был
«вскормлен в неволе». Он не привык к свободе, она его страшит. Благодаря этим строкам все стихотворение выходит на совершенно иной философский уровень осмысления проблемы. Именно состояние внутренней несвободы не позволяет «молодому орлу» последовать за своим товарищем. Таким образом, «решетка» и «темница» становятся своего рода символами, показывающими эту внутреннюю несвободу.
Идея стихотворения во многом перекликается с идеями, высказанными Пушкиным в «южных поэмах», в частности, «Цыганах» и «Кавказском пленнике». Воспитанный в условиях городской цивилизации, герой этих поэм оказывается не способен воспринять идею свободы, он не чувствует своего единства с природой и другими людьми.
Таким образом, конфликт в стихотворении заключается в противоборстве двух сторон «я» лирического героя. С одной стороны — желание свободы, стремление вырваться из застенков, а с другой — неумение жить свободно, страх перед необходимостью сделать выбор. Подобная «глубинная» постановка вопросов характерна для всего творчества Пушкина. Задумываясь над ними, он пытался увидеть пути духовного самосовершенствования людей, возможность изменить мир к лучшему, внося в него добро и красоту, гуманное и милосердное отношение к ближнему.
В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы – в Кишинев.
Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря – оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
Идея стихотворения “Узник” – призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе – в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим!” – призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах – мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода – естественное состояние каждого живого существа.
“Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он – в словах: “… лишь ветер… да я!”.
Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода – вот к чему стремились герои стихотворения, свободы – вот чего не хватало его автору.
«У каждого возраста свой Пушкин»,- писал С. Я. Маршак. «И тогда музою Пушкина станет Свобода». От этой мысли – прямой переход к стихотворению «Узник», которое написано во время южной ссылки поэта в 1822 г. Личные переживания поэта оказались настолько близкими лучшим людям России и ее народу, что стихотворение воспринималось читателями как выражение их собственных чувств. Поэтому в дореволюционную пору на текст «Узника» появилась песня, причем далеко не все знали, что автором слов является А. С. Пушкин. В «Узнике» поэтическая идея высказана в образах ясных и ярких, учебник-хрестоматия предлагает сокращенный вариант анализа, давая лишь два вопроса к тексту. Оба они носят обобщающий характер. Чтение показывает, как стремительно нарастает к концу стихотворения торжественность звучания. С этим соглашаются почти все, хотя некоторым шестиклассникам кажется не столько очевидным заключенный в последней строфе призыв к свободе. Они не отрицают, что образы гор, моря, ветра – эти могучие, непокорные стихии, напоминают о воле, шири, бескрайности и потому рождают настроение подъема, «гордого утверждения».
Но все же многие считают конец стихотворения «невеселым»: «Ведь это только природа свободна; узник же все равно сидит за решеткой, а орел тоже не может улететь. Они мечтают о свободе, но ведь ее нет!..» Такие сомнения, если они возникают, не нужно решительно отвергать; пусть ребята сами убедятся в их несостоятельности, попытавшись прочесть конец стихотворения с грустной интонацией. Это почти никогда не получается. Начиная со слов: «Зовет меня взглядом и криком своим», грустные ноты звучат все глуше и почти совсем пропадают к концу. И хотя действительно свобода остается пока мечтой, четверостишие «Мы вольные птицы…» невольно читается с мужественной интонацией именно потому, что поэт убежден: орел и человек созданы свободными; неволя – чуждое, противоестественное состояние, и с ней они никогда не смирятся. Стремление к простору, счастью, даже если они пока неосуществимы, возвышает душу и позволяет преодолеть тоску и грусть. Поэтому стихотворение и приобрело такую популярность, превратившись в песню: люди слышали в ней мужественный призыв к свободе, отрицание неволи.
Так осмысление «чтецких трактовок» при сопоставлении анализа с мнениями углубляет понимание стихотворения. Как вам показалось, одинаковым настроением оно проникнуто от начала до конца или это настроение в чем-то меняется? Вспомните, как в моем чтении звучало первое четверостишие и последнее. Сначала стихотворение очень грустное, вы читали грустно, печально как-то. А потом настроение изменилось. Делалось на душе веселее, гордость какая-то охватывала, торжественность. Вот уже сразу говорится: «Сижу за решеткой в темнице сырой». Человек томится в тюрьме, ему там плохо, он не может вырваться на свободу.
Орел тоже почему-то в неволе («вскормленный в неволе»). Поэт говорит про него: «Мой грустный товарищ». Значит, ему самому, узнику, плохо, и орел «грустный». Тут еще грустно, потому что орел зовет узника улететь, но ведь у человека нет крыльев. Он не может изменить свою судьбу. Все это верно. Но если вдуматься и представить то, о чем пишет поэт, возникает чувство не только грусти, но и тоски, обиды, горечи. Как вы думаете, почему? Чтобы ответить на этог вопрос, посмотрите, пожалуйста, нет ли в стихотворении контрастных картин, представлений? (Если ответ не последует, просим сопоставить «сырую темницу» и картину природы в последней строфе.)
«Сырая темница» – значит маленькая камера, тесная и темная. Решетки на окнах. Узник тоскует. Он, наверное, сидит у окошка, но не видит ничего, кроме тюремного двора. А в конце стихотворения говорится о природе. Темница мрачная, окно с решеткой, а природа просторная, светлая; море, снежные горы, небо да ветер. Видите, поэт рисует в одном стихотворении контрастные картины. И хотя он не описывает прямо переживаний узника, мы можем понять его тоску о вольной жизни. А это вызывает у читателя новые чувства – обиду, возмущение. Почему человек, рожденный для свободы, не имеет ее? Есть и еще контраст в стихотворении. Чтобы его увидеть, подумайте, почему именно орла Пушкин рисует рядом с узником.
Орел – это самая «вольная» птица, гордая, сильная, свободная. Это царь птиц. Орел летает в поднебесье выше всех. А здесь он в неволе. В этом тоже контраст: орел и неволя – понятия трудно совместимые. Подумайте, пожалуйста, какая мысль усиливается от того, что рядом с узником, который «сидит за решеткой в темнице сырой», поэт рисует орла, «вскормленного в неволе». Настроение тоскливое усиливается. Усиливается скрытый протест против общего угнетения. И вот, когда мы говорим, что в этом стихотворении главное настроение – грусть, тоска . или обида за человека, это хоть и верно, но не все. Многие люди видели в «Узнике» прежде всего призыв к свободе. Прочитайте еще раз последнее четверостишие и попробуйте доказать справедливость такого мнения.
В последнем четверостишии, когда вы его станете читать, вы невольно возвысите голос, найдете мужественную интонацию, потому что вам захочется повторить вслед за поэтом гордые слова о человеческой свободе, о ее необходимости. Поэт зовет к ней, он не мыслит возможности жить в рабстве, в заточении и с волнением, страстно говорит об этом. Потому и стало это стихотворение любимой народной песней в дореволюционной России. Народ услышал в ней не покорную печаль, а нашел порыв к свободе, утверждение ее необходимости. Она звала к мужеству.
А появилось это стихотворение так. В 1820 г. царь Александр I, узнав о вольнолюбивых стихах Пушкина, выслал его из Петербурга в южные губернии России. Пушкин оказался в ссылке, он лишился свободы: ему нельзя было жить, где он хотел; он должен был подчиняться царским наместникам. Однажды, когда он был переведен на службу в Кишинев, ему пришлось посетить местную тюрьму (острог). В тюремном дворе он увидел двух ручных орлов, принадлежащих генералу Инзову, в распоряжение которого Пушкин был прислан. У орлов, чтобы они не могли улететь, были подрезаны крылья. Вид орлов, ютившихся в тесном дворе острога, поразил поэта. Уделом гордых птиц, которых так естественно можно представить в свободном, парящем полете, стала жалкая жизнь в неволе…
Конкретное наблюдение вызвало у поэта размышления о судьбе человека, обострило его отношение к своей ссылке. И он создал стихотворение, в котором многие люди увидели отражение своих чувств и переживаний. Поэтому у «Узника» оказалась счастливая судьба: народ принял стихотворение как свое собственное создание и сделал из него песню».
Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации – «Сижу за решёткой в темнице сырой», именно в этот период поэт понял свой стиль и поддался своему истинному призванию.
Пушкин всегда любил свободу. Он даже посвятил целое собрание стихотворений, посвящённых этой теме. Вольнолюбивая лирика Пушкина занимает очень важное место среди его произведений. Поэт смог воспеть стремление к свободе так, как никто до него не мог. С первых строк заметно сравнение поэта с такой вольной птицей, как орёл. «Томлённый неволей орёл молодой». Так как в ссылку он был отправлен по принуждению, поэт был крайне не доволен такою волею судьбы. Поэтому он сравнивает своё нынешнее положение с темницей.
Возвращаясь к теме «орла», она прослеживается на протяжении всего произведения. Поэт разглядел в нём своего друга и единомышленника, так как он сам сейчас будто «вскормлен в неволе». Орёл – олицетворение свободы, но, к сожалению, его «личная птица» таковой не являлась.
Но позже рассказчик видит совершенно другую идею в образе орла. Он видит, как птица просит его улететь с ним и быть таким же свободным. «Зовёт меня взглядом и криком своим, и вымолвить хочет: Давай улетим!». В таком образе орла поэт вновь видит себя только с более знакомой, родной стороны.
Но позже поэт понимает, что он всё также находит в ссылке, в своей «темнице», и образ свободы не даёт ему покоя. Поэт решает возвратить былую страсть к свободе. Ведь главное для поэта было собственная независимость.
В конце произведения отчётливо виднеется один из моментов жизни Пушкина, а именно его ссылка из Кишинёва в Одессу. Желание поэта уехать в Одессу всё росло и росло, и, в конце концов, он решается поддаться «свободолюбивой птице» и уехать. «Туда, где синеют морские края. Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения как бы оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые с жадностью переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но час летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял жилище Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это час и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя сменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко позже стало исполняться как песня.
Идея стихотворения “Узник” — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут сменить его. “Давай улетим!” — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
“Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся приятель от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, тот самый крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: “… лишь ветер… да я!”.
Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то час как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.
В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
Идея стихотворения “Узник” — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим!” — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
“Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: “… лишь ветер… да я!”.
Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.
Чтобы понять глубокий, сокровенный смысл стихотворения “Узник”, полезно знать обстоятельства его написания молодым поэтом. В начале мая 1820 г. А. С. Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы – в Кишинев. Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой. Вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря его встретили оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними. Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Были только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Ощущение несвободы, тоски и одиночества не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и было написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, наверное, поэтому оно впоследствии стало исполняться как песня.
Стихотворение это очень метафорично. Как известно, метафора – это такое художественное средство, которое представляет собой непрямое, образное сравнение. Метафора может быть одиночной, но может и развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных сравнений, охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ. Такова метафора в стихотворении “Узник”. Оно строится на уподоблении лирического героя, сидящего за решеткой “в темнице сырой”, вскормленному в неволе орлу. Благодаря этому уподоблению мы понимаем, насколько чужд лирическому герою мир, в котором он находится. Для человека, обладающего свободной душой, мир с его оковами, законами, будь то настоящая тюремная решетка или рамки предписанных правил света и общежития, столь же неестественны, как неволя для гордой птицы. Идея стихотворения “Узник” – призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитав его. Призыв к свободе – в крике орла, клюющего под окном узника кровавую пищу. Поэт наделяет орла способностью к человеческим мыслям, более того – способностью к человеческим чувствам, способностью увидеть в человеке товарища по несчастью. “Давай улетим!” – призывает свободолюбивая птица узника.
“Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” – в этих словах мысли поэта о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным.
Чувство безысходности, переданное во второй строфе, сменяется ярким, громким призывом, в котором сливаются голоса человека и птицы:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
Необходимо сказать еще и об особом понимании Пушкиным природы. Поэт, необыкновенно чутко воспринимавший красоту природы, неизбежно попадал под ее обаяние. Непосредственное любование природой приобретает метафорический смысл, в ней открывается поэту идеал красоты, естественности, в ней звучит родственный ему аккомпанемент. Поэтому в “Узнике” именно от природы исходит инициатива, призыв к освобождению. Герой стихотворения неопределенно представляет себе место желанной свободы: это что то высокое (“где за тучей белеет гора”), далекое (“где синеют морские края”) и почти нематериальное (“где гуляем лишь ветер… да я!..”) Главное – избавиться от унизительного положения узника, ведь свобода – это естественное состояние всякого живого существа, а неволя противна природе. В стихотворении ни разу не употребляется само слово “свобода”, оно возникает в сознании читателя именно благодаря сравнению, отождествлению лирического героя с орлом – извечным символом воли, независимости.
В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
Идея стихотворения “Узник” — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим!” — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
“Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: “… лишь ветер… да я!”.
Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.
Стихотворение «Узник» было написано во время южной ссылки поэта, в Кишиневе, вскоре после посещения А. С. Пушкиным кишиневского острога, во дворе которого жили два ручных орла. Чтобы они не могли улететь, им подрезали крылья. Странно было видеть этих царственных гордых птиц в неволе, ведь люди
привыкли связывать с ними мысль о свободном полете, воле и просторе. Но разве со словом «человек» не должно связываться то же представление о свободе? А люди сидят в остроге, да и сам поэт, находящийся в то время в захолустной провинции вдали от друзей, был в той же неволе. А жизнь тысяч крестьян, солдат и других подневольных людей в России того времени… Разве можно было назвать их жизнь свободной? В таких размышлениях поэта о судьбе человека в современном мире и родилось стихотворение «Узник».
Но даже не зная причин появления этого стихотворения, каждый человек чувствует в нем тоску и мечту о свободе. Не случайно это произведение Пушкина было в свое время популярной народной песней. Многим людям оказались близкими мысли, настроения и чувства поэта, как будто они сами думали о том же и чувствовали так же. В этом стихотворении отразились очень важные для народа стремления и переживания. Прежде всего, это стремление к свободе: орел зовет «взглядом и криком своим. И вымолвить хочет: «Давай улетим!» Но не только орел, и сам узник стремится на волю. Поэт подчеркивает: «Мы вольные птицы», «Как будто со мною задумал одно». Значит, узник и сам задумал побег, он не может жить в «темнице сырой».
Тюрьма кажется особенно темной и сырой не только потому, что автор говорит нам об этом, но и потому, что в стихотворении есть контрастные ей образы. Орла и узника манит прекрасная природа: гора белеет за тучей, синеют морские края, открывается взору просторное небо, и там, в вышине, «гуляют» лишь ветер да орел. Поэт не случайно выбирает такие образы. Море, небо, ветер — все это необъятное, прекрасное. И по контрасту с этим простором особенно страшным и враждебным кажется заточение в темнице. Орел, «вскормленный в неволе», — это тоже контраст. Орел — свободная гордая птица, ему не место «в темнице сырой».
Поэт убежден: человек, так же как и орел, создан для свободной жизни. Неволя — противоестественное для них состояние. Стремление же к простору, воле возвышает душу, позволяет преодолеть грусть и рождает горделивое мужество. Поэтому стихотворение, выражающее стремление к свободе, к счастью стало таким популярным. К тому же оно написано удивительно простым и понятным языком.
Поэт всегда стремился и умел понять и почувствовать связь своей судьбы с судьбой общенародной, общечеловеческой. И потому стихотворение «Узник» оказалось нужным и очень своевременным. Современники Пушкина услышали в этих строках уверенность в необходимости свободы, призыв к ней.
Творчество А. С. Пушкина оказало огромное влияние на всю последующую русскую литературу. Оно стало для нее тем истоком, из которого черпали темы и идеи писатели и поэты, начиная Гоголем, Лермонтовым и Достоевским и заканчивая такими признанными мастерами XX века, как Булгаков, Цветаева, Ахматова или Бродский.
Лирика Пушкина удивительно разнообразна по темам и жанрам. Однако одной из важнейших ее черт является свободолюбие. Эта черта есть и у «философской», и у «гражданской», и у «любовной» лирики, и у стихотворений «о предназначении поэта и поэзии».
Стихотворение «Узник» — ярчайший пример свободолюбивой лирики Пушкина.
Внешне стихотворение строится на создании образа поэта, который, сидя «за решеткой, в темнице сырой», тоскует о свободе, смотрит на «вольных птиц» и мечтает улететь вместе с ними. Усиливает впечатление прием антитезы: с одной стороны — тюрьма как воплощение несвободы (решетки, сырость, насильственное заточение), а с другой — бескрайний небесный простор (образ орла, горы, «морских краев»). Данное противопоставление достаточно очевидно и лежит на поверхности:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
В образе орла воплотилась идея свободы, стремление ощутить полноту сил, слиянности с природой, а, соответственно, в «творении рук человеческих» (решетках, темницах) — идея рабства, оторванности от природного начала.
Однако это лишь внешний смысловой пласт. Помимо него в стихотворении заложен гораздо более глубокий философский смысл. При более тщательном анализе становится ясно, что основной конфликт заключен не в необходимости преодолеть какие-либо преграды (темница, решетки), но свою внутреннюю суть. На это нам четко указывают уже первые строки:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой.
Преградой, таким образом, являются не решетки и «темница», а то, что лирический герой стихотворения был
«вскормлен в неволе». Он не привык к свободе, она его страшит. Благодаря этим строкам все стихотворение выходит на совершенно иной философский уровень осмысления проблемы. Именно состояние внутренней несвободы не позволяет «молодому орлу» последовать за своим товарищем. Таким образом, «решетка» и «темница» становятся своего рода символами, показывающими эту внутреннюю несвободу.
Идея стихотворения во многом перекликается с идеями, высказанными Пушкиным в «южных поэмах», в частности, «Цыганах» и «Кавказском пленнике». Воспитанный в условиях городской цивилизации, герой этих поэм оказывается не способен воспринять идею свободы, он не чувствует своего единства с природой и другими людьми.
Таким образом, конфликт в стихотворении заключается в противоборстве двух сторон «я» лирического героя. С одной стороны — желание свободы, стремление вырваться из застенков, а с другой — неумение жить свободно, страх перед необходимостью сделать выбор. Подобная «глубинная» постановка вопросов характерна для всего творчества Пушкина. Задумываясь над ними, он пытался увидеть пути духовного самосовершенствования людей, возможность изменить мир к лучшему, внося в него добро и красоту, гуманное и милосердное отношение к ближнему.
В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы – в Кишинев.
Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря – оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
Идея стихотворения “Узник” – призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе – в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим!” – призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах – мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода – естественное состояние каждого живого существа.
“Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он – в словах: “… лишь ветер… да я!”.
Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода – вот к чему стремились герои стихотворения, свободы – вот чего не хватало его автору.